Экспериментальное исследование предметных и эмоционально-образных значений у социально адаптивных и дезадаптивных школьников




 

Характеристика выборки

 

В исследовании принимали участие 3 группы испытуемых.

Первые две группы вошли социально неблагополучные подростки:

. Экспериментальная группа I (25 испытуемых), состоящая из несовешеннолетних правонарушителей (подростков 14-17 лет), проходящих по делам о кражах с нападением и причинением телесных повреждений и без и об убийствах разной степени тяжести. Испытуемых мы исследовали в отделе СПЭ (судебно-психологиеческой экспертизы) на базе Ярославской областной клинической психиатрической больницы.

Все исследуемые подростки данной группы - дети из социально неблагополучных семей, к которым прежде всего относятся неполные семьи (в результате развода или смерти одного из родителей, происшедших с ребенком в основном в дошкольном или младшем школьном возрасте); семьи с конфликтными родительскими отношениями (в связи со злоупотреблением алкоголя), не уделяющих ребенку нужного внимания и предоставляющих его самому себе без надзора и контроля с их стороны; многодетные малообеспеченные семьи низкого социального уровня. Многие подростки до ареста учились в вечерних школах, куда были переведены из-за неуспеваемости и неудовлетворительного поведения из дневных общеобразовательных школ, а также проходили рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних и состояли на учете в милиции. В школе подростки имели плохую успеваемость или неаттестованность по многим предметам, пропуски уроков, драки. Подростки большую часть свободного времени проводят на улице, употребляют алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества.

При проведении исследования мы учитывали результаты судебно-психиатрической экспертизы и брали только тех подростков, которым не выставлялся диагноз о наличии у них психического расстройства, повлиявшего на совершение ими противоправных действий. Нас интересовали только такой диагноз как расстройство поведения (допустим, ограниченное рамками семьи) и результаты судебно-психологической экспертизы относительно наличия у испытуемого личностных особенностей, которые могли повлиять на его противоправные действия, наличия не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии и относительно способности осознавать характер и значение своих действий и руководить ими.

Используя классификацию В.Ф. Пирожкова [55], сюда мы отнесли первые 3 вида криминальных подростковых групп по степени организованности и сплоченности. Проводя анализ уголовных дел, мы выявили, что основную часть выборки составили правонарушители 2-го и 3-го видов криминальных групп, у которых имеется уже некоторый опыт в криминальной среде в виде грубых нарушений социальных норм, преступных деяний.

. Экспериментальная группа II (45 испытуемых), состоящая из социально неблагополучных подростков - школьников (14-17 лет), учащихся 8-11 классов вечерних сменных школ №93 и №18 г. Ярославля и учащихся класса «риска» средней общеобразовательной школы №76. Для них характерно недисциплинированное поведение в школе, низкая успеваемость, конфликтность отношений с учителями и сверстниками, неправомерное поведение (лживость, грубость), и в ряде случаев противоправные действия (мелкие кражи). Известно, что большинство из подростков проживают в одних микрорайонах, образуя группы, «компании», в которых проводят все свободное время, иногда создавая общественные беспорядки. Также, особенностью испытуемых является то, что практически все они - дети из неблагополучных семей, к которым относятся неполные семьи, семьи с конфликтными родительскими отношениями (на грани развода), малообеспеченные семьи и в большинстве случаев семьи, где родители злоупотребляют алкоголем.

Основываясь на классификации В.Ф. Пирожкова [55], сюда мы отнесли первые 2 вида криминальных подростковых групп по степени организованности и сплоченности, которые были описаны выше. В своих психологических характеристиках социально неблагополучные школьники имеют те же особенности, которые выделял В.Ф. Пирожков, описывая данные группы, однако их поведение хотя и является социально дезадаптивным, но еще не вышло за рамки предкриминального (грубое нарушение социальных норм наблюдается только у 6 человек из 45).

. Контрольная группа (60 испытуемых), к которой относятся социально благополучные подростки - учащиеся 8-11 классов средних общеобразовательных школ №43 (с углубленным изучением иностранного языка), №76 и №67, в которых методом экспертных оценок (мнение учителей) были выделены хорошо успевающие, активно участвующие в жизни школы ученики из социально благополучных семей.

В пилотажном эксперименте принимало участие 30 человек - взрослые испытуемые разного возраста и разной профессиональной ориентации.

Общее количество испытуемых - 160 человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: