Понятие «образ мира» не является в психологии новым. Данный феномен разными авторами назывался по-разному: «опытом сознания» - Сеченов И.Н., «схемой» - И. Кант, Ж. Пиаже, Вудвортс, «образом мира» - А.Н. Леонтьев и его последователи, «внутренним миром человека» - Б.Г. Ананьев, «структурой субъективного опыта» - Е.Ю. Артемьева, «субъективной моделью мира» - Д. Брунер, В.Ф. Петренко. Отметим, что, несмотря на разнообразие данного феномена, исследователи понимали под ним примерно одно и то же. Однако акцент делался на изучении различных составляющих образа мира в рамках самых различных направлений и школ: «личность» - К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский; «мышление» - М. Коул, С. Скрибнер, Ж. Пиаже; «память» - Найссер, Аткинсон, Локхард, «восприятие». Введение понятия «образ мира» позволяет в какой-то степени структурировать, объединить в одно целое все эти феномены. Оно позволяет по-новому взглянуть на проблему загадки внутреннего, субъективного мира человека.
Появление в психологии понятия «образ мира» и его исследования не только дает много ценной информации о психической жизни человека уже существующим направлениям, но и порождает новые направления. Так, положение о том, что пространственные среды являются важнейшими для формирования образа мира, дает жизнь новому психоэкологическому подходу к проблеме развития человека [23]. А положение о том, что субъективный мир человека имеет временную организацию: прошлое как закрепление предыдущего онтогенетического опыта, настоящее как непосредственное функционирование психических процессов и как своеобразная модель поведения в актуальной деятельности, и будущее как прогноз дальнейшего развития поведения, - позволяет дать множество ценных идей психотерапевтическому, психокоррекционному направлениям и консультационной работе, так как такая адекватная временная трехмерность обеспечивает субъекту возможность успешной дезадептации к окружающему миру. Существуют следующие определения понятия образа мира.
|
Образ мира - это «5-е квазиизмерение, в котором человеку открывается объективный мир»; это смысловое поле, система значений, образ реальности. [34, с. 251]
Образ мира - это «совокупность, упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [65, с. 142].
Образ мира - это «отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответственными когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» [32, с. 268]
Первоначально проблема образа мира разрабатывалась А.Н. Леонтьевым в русле исследования восприятия. Он полагал, что всякая актуально воспринимаемая вещь первично существует в объективном мире, а вторично - в субъективном, в чувственном сознании, в котором она принимает идеальную форму. Возникает образ, фиксируемый значением, что позволяет выйти за пределы чувственно воспринимаемого в новое измерение.
С.Д. Смирнов пишет [64,65], что под образом мира нельзя понимать только некоторую совокупность или упорядоченную систему знаний человека о мире, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие, т. к. такое определение включает в себя представление о познавательных процессах. Образ мира в отличие от познавательных процессов имеет в своей природе специфическую особенность: если психические процессы формируются и развиваются в процессе практической деятельности, то образ мира предшествует деятельности, является ее активным началом, инициирует и направляет ее. Однако, будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность выступает как первичное и ведущее начало.
|
Далее представляется важным исследовать структурные особенности образа мира, специфику его строения. Исследователи выделяют поверхностные и ядерные структуры образа мира. С.Д. Смирнов [64,65] к поверхностным структурам относит чувственно оформленное представление о мире, а к ядерным - отторгнутые от чувственности, амодельные знаковые системы, отражение мира в целом.
В качестве доказательства существования ядерных структур образа мира С.Д. Смирнов выдвигает следующие положения. Во-первых, образ мира не складывается из отдельных элементов и явлений, а с самого начала развивается и функционирует как единое целое, выполняя функцию целостного отражения реальности. Во-вторых, образ мира в функциональном плане предшествует актуальной стимуляции и вызываемым ею чувственным впечатлениям; происходит движение от образа мира навстречу внешней стимуляции, которое обеспечивает постоянное апробирование образа мира чувственными данными, подтверждение степени его адекватности, в результате чего образ мира может укрепляться или разрушаться. В-трерьих, образ мира осуществляет отражение такой деятельности, которая позволяет выделять так называемые сверхприродные свойства, характеризующие субъект-субъектные отношения; свойства этого рода относятся к наиболее устойчивым существенным характеристикам внешнего мира, отражение которых и образует ядерные структуры образа мира, формирующиеся на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности.
|
В.В. Петухов [52] провел разделение образа мира по «языку» описания: поверхностные структуры - это «представление о мире», которые могут оформляться не только чувственно, но и рационально, и ядерные - «представления мира». «Наблюдая объект как явление и выделяя его сущность, мы движемся ко все новым его поверхностям, вскрывая их одну за другой. Ядерными же являются общие (фоновые) структурные основы этого движения, которые действуют на любых его уровнях, но не сводятся к ним, отличаясь функционально» [52, с. 15]. Ядерные основы по их функции можно определить как фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражающие его действенные связи с миром и не зависящие от рефлексии по этому поводу. Структуры же поверхностные связаны с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представления о нем (менее или более глубокого).
Поуровневая организация образа мира дает нам возможность проследить генез психического образа: от чувственной заданности к более глубоким амодельным структурам. Послойность позволяет нам проследить организацию психического материала при построении образа мира.
Б.Ф. Ломов выделяет следующие уровни отражения: сенсорноперцептивное отражение (при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта); отражение в форме представления как обобщенного схематизированного образа предметов и явлений; понятийное мышление - стадия, когда в индивидуальный опыт «включается» огромный багаж знаний, накопленный человечеством [42, с. 169].
В.Ф. Петренко также выделял два слоя организации значений в структуре образа мира [50]. В.Ф. Петренко подчеркивает, что организация значений в системе сознания имеет уровневый характер. Наиболее простым (глубинным) является уровень, образованный небольшим числом коннотативных, т.е. эмоционально-образных оснований категоризации. Официально этому уровню соответствуют коннотативные семантические пространства Ч. Осгуда [50, с. 191]. Основания категоризации этого уровня задаются в форме эмоционально насыщенной и не жестко стуктуированной образности, не несущей в себе завершенной предметности. Экспериментальные работы [1,50,51] показали, что существует единый глубинный код для, являющийся универсальным для разных модальностей. В работах Ч. Осгуда и его коллег была показана универсальность категориальных процедур этого глубинного уровня для представителей разных языковых структур, разного уровня образования, нормы и патологии. В отличие от этого глубинного уровня более развитые формы категоризации опосредованы системой перцептивных эталонов, символов, языковых значений, выработанных в данной культуре. Категоризация этого предметного уровня опосредована как обобщениями, принятыми в данной культуре, так и уровнем усвоения этих социальных эталонов.
Основываясь на вышеизложенных знаниях, Е.Ю. Артемьева, В.П. Серкин и Ю.К. Стрелков в рамках психологии субъективной семантики [1,2,3] выделили и экспериментально доказали существование 3-х уровней субъективного отражения в структуре образа мира. Однако объектом ее рассмотрения являются не значения, а смыслы. Е.Ю. Артемьева выдвинула предположение о том, что в результате практической деятельности у человека образуются следы взаимодействия с обьектом, явлением, ситуацией, зафиксированные в виде отношения к ним, которые укладываются в различные структуры субъективного опыта. Эти следы взаимодействия с объектами, явлениями, ситуациями Е.Ю. Артемьева и называет смысловыми, которые на разных уровнях образа мира имеют различную природу.
. Поверхностный слой - «перцептивный мир». Этот слой соответствует сенсорно-перцептивному и представленческому уровню отражения и задается как множество упорядоченных друг относительно друга объектов, среди которых и сам субъект. Объекты обрезают пространство, в котором движутся относительно себя и субъекта во времени. Оперирование данным слоем происходит с помощью значений. Данному уровню соответствуют «предсмыслы» - образные следы, зафиксированные в модальных свойствах.
. Семантический слой - «картина мира» - структурированная совокупность отношений к объектам мира, которая является синтезом частных модельных семантик. Картина мира, объединяя частные семантики, представляет собой полимодельное образование. Это переходный слой между поверхностным и ядерным, он является результатом прохождения всех 3-х уровней отражения - сенсорно-перцептивного, представленческого и мыслительного, и кроме представлений о мире несет в себе некую целостную его свертку (это и есть «5-е квазиизмерение» в терминологии А.Н. Леонтьева, «смысловое поле»).
Картина мира имеет важные функции: каждый человек, сталкиваясь с любым объектом, оценивает его. На основании тех или иных шкал оценок, как отмечает Д.А. Леонтьев, «мы выделяем признаки объектов, явлений, ситуаций, позволяющие нам узнать их, как-либо квалифицировать и приписать им определенное значение» [37, с. 33]. В данном слое находятся собственно смыслы как следы взаимодействия с объектами окружающей действительности, зафиксированные в виде отношения к ним.
. Ядерные структуры - целостная глобальная и амодальная система ожиданий воздействия мира. Данный слой формируется при участии понятийного мышления и характеризуется полным отрывом от чувственности, присутствием надмодальных значений. Эти структуры и есть «образ мира». На этом уровне представлены личностные смыслы (тождественные личностным смыслам А.Н. Леонтьева).
Образ мира управляет картиной мира, отражаясь частью представленных в своем языке отношений, а картина мира «передает» образу мира синтезированные по разномодельным свойствам отношения к объектам, связанным с предметом текущей деятельности.
На наш взгляд, имеется возможность проследить на уровне образа мира ломку взаимодействия с окружающим миром и дальнейшее его «вращивание» в структуру индивидуального опыта. Первоначальной формой познания можно считать отнесение к той или иной категории объектов окружающей действительности с дифференцировкой гностических шкал (по объективным признакам), либо эмоционально-оценочных (по субъективным), происходит придание объективного значения или субъективного смысла (на уровне ядерных структур), которые неразрывно связаны между собой. Далее происходит объединение объектов и явлений в определенные классы по объективным признакам или личностно-смысловым (в последнем случае в структуре образа мира возникают эмоциональные, субъективные обобщения).
Таким образом, анализ литературных источников относительно проблемы образа мира показал, что многие исследователи, несмотря на специфику своих взглядов в данной области, поверхностные и ядерные уровни структуре образа мира, подчеркивая факт их генетического развития [1,34,37,50,65,74]. Поэтому нам представляется интересным рассмотреть проблему формирования образа мира, а также описать некоторые факторы, детерминирующие данный процесс.