Некоторые психологические особенности детей старшего школьного возраста




В предыдущем параграфе мы рассмотрели процесс формирования образа мира ребенка и в некоторой части отразили те моменты, когда этот процесс происходит искаженно. Для полноты описываемой проблемы является важным осветить вопросы возрастного развития индивида, а именно вопрос о психологических механизмах, характерных для подросткового возраста.

Р. Бернс [6] пишет, что в подростковом возрасте (15-16 лет) у индивида впервые появляется собственное представление о том, что является для него более важным; у подростка появляется способность дифференциации образа «я» и представлении об окружающем мире, что является результатом перехода на более высокий уровень интеллектуального развития, который «расширяет горизонт сознания» и способствует «личностной интеграции на более высоком уровне» [6, с. 214]. Э. Эриксон [77] считает, что важное место в особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей и к тому, что сам он о себе думает. Подросток может создать мысленный идеал семьи, общества, по сравнению с которыми проигрывают реально существующие семья, общество. На этом этапе, по мнению Эриксона, возникает главная проблема подросткового возраста - идентификация «я».

Перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, друге и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Если из-за неудачного детства (широко рассматриваемом в психоаналитических теориях) подросток не может решить эту задачу, то он начинает проявлять «симптомы» путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Эриксон отмечает, что такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников, которые «выбирают» негативную идентификацию «наркомана», «преступника», чтобы обрести принадлежность своего «я» к такого рода социальной группе, без соотнесения выбранной роли с фрагментарными представлениями о своей личности, своим интеллектуальным уровнем и системой ценностей.

Исследование Е.В. Некрасовой, проведенное на заключенных воспитательно-трудовой колонии [48] относительно степени осознания ими прошлого, настоящего и будущего показало, что для них характерно доминирование краткосрочных целей, «замыкание» на настоящем, склонность пренебрегать предшествующими условиями жизни и последствиями своего поведения, неумение связывать актуальные события прошлого с актуальными событиями будущего, «стертость», «размытость» прошлого, - все это может свидетельствовать о наличии у этих испытуемых психологического инфантилизма, обусловленного иллюзией неограниченности будущего, отсутствием критичного видения собственной жизни.

А.В. Гоголева [18] пишет, что существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для подросткового возраста:

1. Реакция оппозиции - активный протест в виде грубости, агрессивности, жестокости или пассивный в виде отказа от еды, прогулов занятий, побегов из дома.

2. Реакция имитации - подражание определенному лицу, образцу, которым может стать и антисоциальный герой.

. Реакция эмансипации - стремление освободиться от навязчивой опеки старших. Крайнее проявление - отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона.

. Реакция группирования - объединение в группы сверстников.

. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых увлечениях: музыка, мода, общение, спорт, увлечения, связанные с физическим самоутверждением (управление машиной).

Одна их главных особенностей подросткового возраста - это тяготение к времяпрепровождению в группе, в рамках которой реализуются их потребности в общении, дружбе, совместной деятельности. Некоторые авторы различают понятия «группы» и «компании» в функциональном отношении: «Группа, как правило, помогает подростку держаться на уровне современной моды и других веяний времени, а если заглянуть поглубже, то группа может служить некой «испытательной площадкой» для развития социальных взглядов и личностных оценок подростка. В отличии от группы, более крупная и диффузная компания подбирается обычно на основе общих интересов и общих социальных мероприятий, а не взаимных симпатий индивидов» [58, с. 249].

По мнению Б.С. Братуся [9] в концепции развития смысловой сферы подростка, неблагополучный и благополучный подросток первое время идут сходным группоцентрическим путем. Затем психологические пути развития смысловой сферы начинают расходиться. У благополучных детей по выходе из подросткового кризиса следует ориентация на профессиональные интересы, происходит дифференцировка нравственных оценок, вырабатываются обобщенные идеалы и формируется качественно новый уровень смыслового поля - уровень отношения к другим людям, к миру в целом. Значимость группы для них несколько снижается и увеличивается значимость отношений «я и мир». У неблагополучных подростков не происходит такой переориентировки. «Компания» замыкает, ограничивает смысловую сферу группоцентрической ориентации, и дальнейшее развитие идет не к обществу, а к группе, не соединяющейся, а, напротив, разъединяющейся с «большим миром». В результате личностные ценности оказываются расходящимися с общечеловеческими.

Таким образом, система смыслов неблагополучных подростков детерминирована группой, чаще носящей девиантный характер, имеющей несходные с макрообщностью ценности ориентации и тем самым обособляющей подростка от общества. У такого подростка скорее развито чувство «мы» (микрогруппа), чем чувство «я». Однако внутренней, можно сказать, бессознательной, идентификации с группой у него не происходит, поскольку такая группа не обладает устойчивой ментальностью (пусть и негативной). На поведенческом уровне подростки в группе обладают некоторой согласованностью в социально неприемлемых поступках, решая тем самым разные внутриличностные проблемы (неспешность в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, затяжная конфликтность отношений с родителями и т.д., выливающиеся в переживание отчуждения и собственной несостоятельности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: