Некоторые психологические механизмы формирования образа мира




 

Первоначально мы бы хотели рассмотреть проблему онтогенеза значений, которая широко разработана в отечественной психологии [15,20,32,34,35,45,50,60,68], и, на наш взгляд, достаточно обоснована в работах А.А. Леонтьева [32,33]. Он пишет, что существуют два уровня организации семантических знаков. На уровне макросистемы все носители языка располагают единым языковым стандартом и единой системой понятий. На уровне микросистемы семантические знаки варьируются от одного носителя языка к другому, что обуславливает процесс постоянного приспособления системы значений к условиям жизни и коммуникации членов одной языковой группы. Ребенок, приступая к усвоению языка, поэтапно формирует у себя языковой механизм, «индивидуальную языковую систему», все более приближая ее к типовой языковой системе, коррелированной с языковым стандартом (т.е. на уровне макросистемы). На первом этапе ребенок приобретает способность сближать предметы в один ряд в своем чувственном впечатлении. В данном случае слово не имеет константного значения, а представляет собой семантический комплекс, объединенный посредством нераздельного переживания ребенком предметного (аналог значений), функционального (аналог смысла) и аффективного (аналог эмоциональной окрашенности) сходства в процессе восприятия. Образующийся комплекс охватывает вещи со сходным смыслом, «именно смысл является единицей начальной детской речи» [30, с. 166]. На 1 этапе эти три аспекта слова выступают в единстве и только в рамках микросистемы. На 2 этапе появляется макросистемность в развитии значения - появляется возможность неправомерного переноса микросистемных связей на макросистему (например для ребенка «синий» выступает как «хороший»). На 3 этапе происходит формирование собственно значений на макросистемном уровне - в форме собственно понятийного мышления.

Проблематика онтогенеза образа мира отражена в работах С.Д. Смирнова [64,65]. Становление исходных форм образа мира он связывает с деятельностью, действиями ребенка. Именно благодаря действиям ребенка происходит встреча двух процессов - чувственных впечатлений, сопровождающих процесс внутреннего инициирования действия, и чувственных впечатлений, продуцируемых внешними воздействиями, в результате чего возможно порождение первых образов.

По мнению С.Д. Смирнова, развитие образа мира, его зарождение в форме сознательного образа связано с развитием деятельности ребенка, прежде всего совместной деятельности с матерью. Исследователи говорят о том, что фактически существует и развивается система «ребенок-мать», в которой ребенок выступает в качестве бурно развивающейся части, постепенно отделяющейся в самостоятельное образование. Образ мира матери, являясь образом мира этой системы, постепенно и частично переходит в образ мира ребенка на основе общения и совместной деятельности. Ребенок «руками матери ощупывает предметы, ногами матери осваивает пространство», благодаря чему развивается сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Мать не только удовлетворяет потребности ребенка, но и направляет и ориентирует его действия. Ребенок, достигая определенного уровня, начинает выделять и использовать те же ориентиры, которые направляли их совместную деятельность и выделялись органами чувств матери.

Можно сделать предположение, что благодаря системе «ребенок-мать» формируется не только перцептивный мир, но и картина мира в терминологии Е.Ю. Артемьевой. В исследовании А.М. Лобка [41] имеется тот факт, что познавательная активность ребенка, воспринимающего незнакомый предмет, начинается с вопроса «что это?» и направляется на поиск реакции матери по отношению к этому предмету, т.е. прежде всего ребенок хочет понять «какое это» - доброе или плохое, опасное или нет, т.е. можно ли взаимодействовать с этим предметом. Таким образом, мать «показывает» ребенку вначале примитивную дифференцировку эмоционально-оценочных шкал в картине мира, на основе которых ребенок, открывая новые свойства в объектах своей деятельности, строит более сложные системы отношений к ним. Однако данное предположение требует экспериментального исследования.

Работы М.И. Лисиной [39,49] внесли важный вклад в понимание становления социальной составляющей образа мира ребенка - через эмоциональный контакт и общение со взрослыми. Автор полагает, что в присутствии человека, к которому ребенок испытывает расположение и привязанность, он будет чувствовать себя более непринужденно, станет свободно ориентироваться в окружающем, он скорее сможет связать между собой вид предмета и его название так, как того требует выдвигаемая взрослым задача. В этой связи надо сказать и о таком явлении в психической жизни младенца, как комплекс оживления. С.Д. Смирнов [66] отмечает, что именно с него начинается процесс социализации и построения образа мира, формируется пристрастный характер нашего знания, первично входящего «через мать» по каналам, открывающимся навстречу только ей. А.П. Стеценко [68] также говорит о большой роли для психического развития ребенка его взаимодействия со значимыми взрослыми. Она говорит, что возможности ребенка возникают в ответ на задачи и требования, выдвигаемые взрослым, а не «вызревают» спонтанно, по внутренней логике собственного развития. Будучи включенным во взаимодействие со взрослыми, ребенок оказывается перед необходимостью соответствовать его требованиям, овладевать средствами социального взаимодействия.

Согласно А.П. Стеценко, предметный мир изначально выступает для ребенка как наполненный значениями, а не как нагромождение сырых сенсорных впечатлений. Изначальная наделенность значениями организует чувственные впечатления, обеспечивая расширение субъективного опыта ребенка.

Единицей анализа субъективного опыта ребенка на ранних этапах онтогенеза является «довербальное значение», в начале операциональное, затем предметное. Довербальное значение - это не просто отношение между знаком и предметом, а реальный элемент познавательной сферы ребенка, без которого невозможно формирование собственно вербальной речи.

Идеальный вариант формирования образа мира на начальных стадиях онтогенеза наблюдается в тех случаях, когда присутствует тесная эмоциональная связь между ребенком и матерью, и происходит передача базисного образа мира матери ребенку, в этом случае формируется целостный интегративный образ мира.

Очень интересной представляется идея исследователей, в частности Е.Ю. Артемьевой [1], о существовании амодальных семантических прототипов (универсалий), имеющих для всех представителей человеческого рода какой-то единый, адаптивный жизненный смысл. Согласно Е.Ю. Артемьевой, эти универсалии обеспечивают эмоциональную подсознательную категоризацию объектов окружающего мира. Универсалии, по Е.Ю. Артемьевой, - это опорные точки образа мира, образующие некую основу для построения частных образов отношений к отдельным стимулам или ситуациям.

В развитии образа мира универсалии занимают важное положение. Можно предположить, что на первых этапах онтогенеза ребенок использует данные семантические прототипы на уровне ядерных структур (опасно-неопасно). Для категоризации предметов по этой универсальной шкале ребенок в первую очередь опирается на реакцию матери. Далее организация структур опыта происходит на базе эмоционального отражения, по эмоциональным признакам (как уже отмечалось выше, здесь также большую роль играет выражение матерью своего отношения к окружающим предметам и явлениям). Постепенно категоризация по эмоционально-оценочным основаниям в образе мира все более усложняется, происходит более тонкая дифференцировка в оценивании окружающего мира; в терминологии Е.Ю. Артемьевой смыслы (отношения к объектам) становятся все более дифференцированными, иерархированными, т.е. образуют системы внутри промежуточного семантического слоя в структуре образа мира.

Таким образом, исследователи отмечают, что начинает формироваться в младенческом возрасте ребенка. Сначала когда связь ребенка с внешним миром, отражение внешнего мира происходит главным образом на сенсорно-перцептивном уровне, начинает формироваться первичный сенсорно-перцептивный опыт в форме первичных «моделей-отображений», являющихся психическими обобщенными инвариантами восприятия и складывающихся в некие «миниатюрные системы знаний» в сознании ребенка, развитие и обогащение которой зависит от тесного эмоционально-положительного контакта со значимыми взрослыми. На данном этапе «миниатюрная система знаний» представляет собой совокупность образов, впечатлений от окружающего мира - обобщенную систему образных представлений. Дж. Брунер [10] описал процесс порождения данной системы, выделив 3 рода представления: представление действием, представление в форме изображения и символическое представление в форме понятия. Ребенок в своем развитии последовательно овладевает этими сферами представлений; самым трудным здесь является овладение символической функцией, связанной с переходом на новый сложный уровень отражения внешнего мира - речемыслительной и понятийной. Трудность заключается в том, что ребенок не сразу научается соотносить произносимое с тем, что он думает о предметах. Для этого должен произойти процесс осознания (полуестественно - осмысления) ребенком того, что эти предметы значат для него - у ребенка формируется отношение к предмету, которое тесно связано с эмоциональным компонентом [10, с. 13]. Процесс взаимодействия субъекта с объектами сопровождается не только порождением перцептивных впечатлений или в дальнейшем обобщенных представленческих образов, но и эмоционально-оценочным (субъективным) их обоснованием (приятный-неприятный, добрый - злой), которое на речемыслительном и понятийном уровнях отражения дополняется обоснованием по более объективным, логическим признакам (старый - молодой, голодный - сытый, мягкий - твердый). Только в этом случае ребенку доступно познание окружающего мира на уровне понятий. Доказательством тому является концепция образования понятий Дж. Брунера [10]. Автор трактует понятие как класс, группу предметов с общими признаками. При формировании понятия происходит обобщение признаков объектов: образуются типовые признаки (характеризующие представителей класса) и родовые (характеризующие класс в целом). В результате создается обобщенная кодовая система, которая содержит существенные признаки конкретного явления и абстрактные признаки «идеального случая», консолидирующие объективные и субъективные параметры в личностные смыслы.

Такая обобщенная понятийная система составляет «ядерные» структуры образа мира. На этапе, предшествующем образованию консолидации объективных и субъективных признаков, существует система отношений, в которой эти признаки дифференцированы и образуют шкалы: есть объективные гностические шкалы (например, при восприятии человека - «женщина-мужчина», «старый-молодой») и эмоционально оценочные, делящиеся на «смысловые» (человека «родной-чужой») и метафорические («легкий-тяжелый»). По нашему предположению, от степени разнообразия шкал и, следовательно, от богатства и широкомасштабности системы отношений в структуре образа мира может зависеть более тонкий и дифференцированный взгляд субъекта на окружающий мир, его явления и события.

Итак, формирование образа мира - это сложный, поэтапный процесс, благополучно и успешно протекающий в активно и положительно взаимодействующей системе «ребенок-мать» (или другой близкий взрослый). Эта проблема очень важна и рассматривается многими исследователями в разных теориях как процесс социализации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: