Факторы формирования и виды групп несовершеннолетних правонарушителей




 

В.Ф. Пирожков [55,56] видит истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних подростков в их семейном неблагополучии, неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе). Все это они стремятся компенсировать свободной деятельностью, на «улице», в среде таких же отвергнутых сверстников. Именно потребность в общении, самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляют их объединяться в группы. Социально неблагополучный ребенок тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипного поведения. Особенно велика в психологическом отношении роль «тусовок» (мест сбора подростков), где они оформляются в криминальные и криминогенные группы. Они находят здесь друзей единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, употребляют токсические и наркотические вещества. Таким образом, сферой общения и местом проявления подростка становится группа, нормы и ценности которой, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены на достижение групповой сплоченности и стимулируют асоциальное поведение подростков (курение, употребление спиртных напитков, нецензурная брань, притеснение младших), что конечном счете является питательной почвой для совершения преступлений.

И.П. Башкатов [4] именно механизм отчуждения подростка от социально полезной общности считает за главную причину образования подростковой девиантной группы. Он пишет, что эти группы образуют целостность с особым чувством внутренней принадлежности (чувство «мы») на основе общих интересов, целей, мотивов и потребностей.

Для них характерны свои средства общения, свой «язык», свои нормы и правила. Главное - быть вместе, принадлежать к чему-то. Все эти признаки указывают на наличие внутри социальной микрогруппы обособленной «асоциальной» культуры. Асоциальность этой культуры не обязательно выражается в криминальных деяниях, она может носить социально неприемлемый, неодобряемый характер - недисциплинированность, агрессивность, конфликтность, неуправляемость подростков, с которыми и возникают проблемы в первую очередь в процессе школьного обучения.

Асоциальная группа подростков замкнута, закрыта, отделена от других социальных общностей. Исследование этого факта [27] обнаружило, что в пределах микрорайона сосуществуют как бы 2 государства: «обычные» подростки и подростки с асоциальным поведением. Для них не типичны ни тесное общение, ни эмоциональные отношения, как положительные, так и отрицательные, ни конфликты друг с другом. Асоциальные подростки практически игнорируются сверстниками, они выпали из круга нормального подросткового общения, что создает особые трудности в развитии их личности.

Были обобщены условия формирования асоциальных групп подростков [4], к которым относятся следующие:

- наличие личных деформаций в деятельности, отношениях и общении социально полезных микрогрупп (деформации в семейных отношениях, недостатки в учебно-восптитательной работе школ);

- возникающее на основе этих деформаций нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой и появление первых отклонений в деятельности и поведении подростков;

- перенос коммуникативной активности подростка в сферу свободного общения, связанного со стихийно возникающей асоциальной деятельностью;

постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп, что влечет нарушение процесса самореализации личности;

наличие за пределами социально полезных групп лиц, склонных к социально неодобряемому, отклоняющемуся поведению.

Существуют работы по выявлению типологических особенностей криминальной и предкриминальной субкультуры.

Ф.С. Сафуанов [62] выделяет 8 типов агрессивных, общественно опасных действий, взяв в качестве оснований психологической типологии 3 базовых измерения: уровень агрессивности (высокий как черта личности и низкий), уровень выраженности тормозящих агрессию личностных структур (способность подавлять агрессивные мотивы) и уровень фрустрации (выраженность психотравмирующего воздействия ситуации).

В.Ф. Пирожков [55] выделяет следующие виды криминальных групп по степени сплоченности и организованности.

1. Группа несовершеннолетних, стоящих на грани законопослушного поведения. Это группы, оказавшиеся вне должного контроля со стороны взрослых, у них нет цели нарушать правовые запреты. Основной вид совместной деятельности является проведение досуга. Микросредовые нормы у них не расходятся с законопослушным поведением, поэтому преступления они совершают обычно из-за легкомыслия, импульсивно.

2. Группы, в которых преступления совершаются случайно, но микросредовые нормы расходятся с законопослушными установками. Сюда относятся подростки крайней степени безнадзорности, второгодники, бродяжки. В такие группы подростки вытесняются из школ, не удовлетворенные своей учебной деятельностью и своим положением. Желание быть принятыми, боязнь изгнания побуждает избегать явного расхождения с нормами подростковой группы.

. Группы, в которых микросредовые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов. Здесь четко определено отношение к «своим» и «чужим». Эти группы строго оберегают неприкосновенность своей территории от вторжения «чужаков», что нередко сопровождается различными видами агрессивного поведения.

. Группы, специально создаваемые для совершения преступлений. Здесь с самого начала криминальная деятельность является группообразующим фактором и подчинена воле одного человека - организатора группы (лидера). Микросредовые нормы организованы в ценности уголовной субкультуры, в соответствии с которыми определяется и структура группы, распределяются роли.

Таким образом, исследователи склонны выделять внутри социального общества среди молодежи некую обособленную общность подростков, которая имеет свои специфические особенности в поведении, общении, в потребностно-мотивационной и личностной сфере. Эти специфические особенности проявляются в антисоциальных поступках подростков, в конфликтном взаимодействии с социумом и характеризуют их как социально неблагополучных членов общества.

В заключении необходимо дать определение всевозможным отклонениям в поведении несовершеннолетних подростков, которые обозначаются общим термином «девиантное поведение».

Девиантное поведение традиционно определяется как система поступков, отклоняющаяся от общепринятой или подразумеваемой нормы [28, 25,66].

Девиантное поведение проявляется в нескольких формах. Оно включает антисоциальное и аддиктивное поведение. К антисоциальному поведению (нарушающему социально правовые нормы) относится делинквентное (противоправное) и криминальное (преступное) поведение.

Делинквентным поведением обозначаются мелкие правонарушения и проступки, не достигшие преступления или криминала, наказуемого в судебном порядке [40]. Делинквентность начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкие хулиганства, издевательства над младшими и слабыми, отнимание у них денег, угон с целью покататься на велосипеде.

Аддиктивное поведение - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности [18]. Такой уход осуществляется путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психактивных веществ. Аддиктивное поведение включает алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение (химическая аддикция), компьютерные, азартные игры (нехимическая аддикция).

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психактивных веществ. Имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает «нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям» [18, с. 7-8]. Детство - это интенсивного период физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или из школы, эксперименты с наркотиками или другими психактивными веществами, и, наконец, совершение правонарушений.

Еще раз укажем основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, некоторые из них были описаны нами выше:

- дисфункциональность семьи;

- личностные особенности (возрастные, личностные, психические);

школьная дезадаптация;

воздействие асоциальной неформальной среды;

причины социально-экономического и демографического характера.

Таким образом, социальная дезадптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, экономического, психосоматического характера, приводит к изоляции, лишению или утрате подростками основной потребности - потребности в полноценном развитии и самореализации.

Цель, задачи, гипотезы.

Цель работы заключается в исследовании специфических особенностей индивидуальной системы значений школьников с социально адаптивным и дезадаптивным поведением на примере некоторых предметных и эмоционально-образных значений.

Перед нами стояли следующие задачи:

. Подобрать методический инструментарий для исследований предметных и эмоционально-образных значений у социально неблагополучных подростков, имеющих трудности в работе с методиками, требующими развернутой вербализации.

. Определить специфические особенности в предметных и эмоционально-образных значениях, характерных для групп школьников с социально адаптивным и дезадаптивным поведением.

. Определить ряд факторов, обуславливающих существующие различия в поведенческой сфере у социально неблагополучных подростков (с социально дезадаптивным поведением) и социально благополучных подростков (с социально адаптивным поведением) на уровне предметных и эмоционально-образных значений.

На основе литературных источников нами были выдвинуты следующие гипотезы:

. Предметные значения понятий у школьников с социально адаптивным и социально дезадаптивным поведением различаются: у школьников с социально дезадаптивным поведением они более упрощены, конкретны и социально искажены.

. Предметные значения понятий у школьников с социально дезадаптивным поведением (учащихся вечерних школ и несовершеннолетних правонарушителей) по своему содержанию сходны.

. На уровне эмоционально-образных значений школьники с социально адаптивным и дезадаптивным поведением имеют различия: у школьников с социально адаптивным поведением они согласованны, у школьников с социально дезадаптивным поведением - рассогласованны.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: