Описание и обсуждение результатов исследования предметных значений понятий




 

При проведении данного исследования мы основывались на экспериментальных работах В.Ф. Петренко [50,51], который относил предметные (денотативные) значения к более развитым формам категоризации объектов и явлений окружающего мира (соответствующим поверхностному уровню субъективной модели мира), в связи с чем денотативное значение является опосредованным системой перцептивных эталонов, символов, языковых форм, т.е. является социально выработанной в данной культуре формой обобщения, заданной как в вербальной, так и в образной форме. Формирования денотативных (предметных) значений опосредовано не только какими-либо обобщениями, принятыми в данной культуре, но и уровнем усвоения субъектом этих социальных эталонов, его «когнитивным уровнем сложности в данной содержательной области».

Денотативное значение, по мнению В.Ф. Петренко, является собственно значением как обобщенной идеальной формой объекта, формируясь при последовательном переходе от коннотативной нерасчлененности к предметно-категориальной организации и приобретая все более богатое предметное содержание. Для формирования денотативного значения необходима уже сознательная, осмысленная познавательная активность субъекта при анализе объектов и явлений окружающей действительности.

Для изучения предметных значений мы использовали метод пиктограмм, который требует включения мыслительных операций при работе с абстрактными понятиями, так как круг значений слова шире, чем то, что можно обозначить рисунком, поэтому выбор определенного образа опосредования - осмысленный процесс [22,61]. Результатом этой работы является актуализация именно предметных (денотативных, в терминологии А.Р. Лурии, «ближайших») значений понятия, выбранных из ряда возможных и заданных в образной форме.

При обработке результатов мы использовали классификацию образов пиктограммы, предложенную Б.Г. Херсонским [72] (см. таблицу 5, с. 51).

 

Таблица 5. Количество образов опосредования понятий по классификации Б.Г. Херсонского

факторы Кол-во образов опосредования понятий (%)
  Эксп.гр. 1 Эксп. гр. 2 Контр.гр.
1. фактор абстактности
конкретные      
атрибутивные      
метафорические      
символы      
2. фактор индивидуальной значимости
формальные      
индивидуально-значимые      
3. фактор частоты выбора
стандартные      
повторяющиеся      
оригинальные   -  
4. фактор адекватности
адекватные      
неадекватные     -

 

Анализ таблицы 5:

. Фактор абстрактности.

) Большинство образов опосредования социально неблагополучных подростков конкретны, испытуемые на понятие изображают определенную конкретную ситуацию. Например, «настоящий друг» - человечек вытаскивает из ямы другого, дает деньги (в экспериментальной группе 1 - 47%, в экспериментальной группе 2 - 40%); «грех» - ситуация убийства, воровства (56% и 54% соответственно); «опасность» - человечек попал под машину, поезд (46% и 70%); «страх» - человечек наносит удар, попадает под машину (27% в обеих группах); «враг» - человечек наносит удар (53% и 23%); «школьная жизнь» - человек идет в школу (75% и 22%);

«стихи» - человек читает стихи (14% и 12%). Либо испытуемые пытаются прямо изобразить понятие, опредметить его: «настроение» - улыбающееся или злое лицо (50% и 100%); «страх» - лицо, изображающее страх (40% и 50%); «свободное время» - часы (13% и 15%); «стихи» - лист со строчками (39% и 76%); «враг» - злое лицо (7% и 46%).

) В контрольной группе большинство образов опосредования атрибутивны (47%). В данных образах нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним, имеется определенная логическая связь между понятием и выбранным образом. Принадлежность - лишь наиболее частый принцип такой элементарной логической связи и иногда строится по принципу причина - следствие [72, с. 26]. Атрибутивные образы выбраны для понятий «семья» (фотография - 12%), «стихи» (перо и тетрадь, поэт, о весне - 53%), «удовольствие» (мороженое, коктейль, музыка, компьютер - 87%), «страх» (медведь, черт, привидение - 49%), «грех» (нож, сигареты, вино - 48%), «школьная жизнь» (школа, ученики, элементы класса - 100%), «опасность» (наркотики, сигареты, собака, огонь, светофор - 65%), «свободное время» (компьютер, гитара, мяч, пиво, телефон - 70%). У социально неблагополучных подростков количество атрибутивных образов составляет 30% и 34% соответственно.

) Наибольшее число метафорических образов выявлено также в контрольной группе - 10% (в экспериментальной группе 1 и 2 - 4% и 1% соответственно). Сюда относятся такие образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно через конкретный предмет, но этот предмет связан с понятием через метафору, пословицу, литературный образ. К примеру, на слово «семья» испытуемый контрольной группы нарисовал фрагмент из сказки «Три медведя», «обман» - коварная змея, «настоящий друг» - собака, «страх» - персонаж из фильма, «настроение» - буря, молния, солнце (57%), «родина» - береза, дорога, солнце (36%). В группе несовершеннолетних правонарушителей метафорические образы были использованы для понятий «настроение» (солнце, тусклая лампочка - 25%), «настоящий друг» (гитара - 1 испытуемый), «родина» (родной дом - 54%). В группе социально неблагополучных школьников: «родина» - солнце, дорога (1 испытуемый), «настоящий друг» - собака (30%).

Данные образы имеют четкую эмоциональную окраску и передают имено эмоциональное содержание понятий.

) Количество образов опосредования символической формы практически одинаково в 3-х группах испытуемых, однако их больше все-таки в контрольной группе (13%). Символ наиболее экономично передает содержание понятия и является абстрактным по своей сути. К примеру, образы-символы контрольной группы: «семья» - человечки в круге, т.е. подчеркивается целостность семьи (78%), «настоящий друг» - человек рядом с другим, рукопожатие (30%), «родина» - флаг, звезда, русская печь (17%), «грех» - змея, яблоко, крест (52%), «опасность» - знак молнии (30%), «закон» - герб, флаг (18%). Следует отметить, что в экспериментальной группе 1 были обнаружены геометрические символы, не встречающиеся в других группах: «настоящий друг» - треугольник (1 испытуемый), «семья» - круг (20%), «страх» - наколка (13%), «враг» - знак анархии (13%).

Таким образом, предметные значения социально неблагополучных подростков (школьников и несовершеннолетних правонарушителей) являются в большинстве случаев конкретными, что характерно, по мнению Б.Г. Херсонского, лицам с интеллектуальной недостаточностью и с низким образовательным уровнем. Такой результат вполне согласуется с анамнестическими данными: социально неблагополучные подростки имеют или имели (до ареста) плохую успеваемость в школе. Либо вовсе были не аттестованы по многим предметам. Однако у них также встречаются атрибутивные, и метафорические, и символические образы опосредования.

У социально благополучных подростков предметные значения носят в большинстве случаев атрибутивный характер, они являются более абстрактными и требуют установления определенной логической связи между понятием и образом. Также в этой группе был обнаружен больший процент, по сравнению с другими 2-мя группами, метафорических и символических образов опосредования.

. Фактор индивидуальной значимости.

Образы опосредования по данному фактору не обнаружили существенных различий в 3-х исследуемых группах. Испытуемые используют в практически одинаковом количественном отношении и формальные образы опосредования, и индивидуально-значимые (взятые из личного опыта, наполненные личным эмоциональным отношением).

. Фактор частоты выбора.

Б.Г. Херсонский выделяет в данном факторе следующие категории [72, с. 42]:

) стандартные образы - встречаются не менее, чем в одном из пяти протоколов;

) оригинальные - встречаются реже, чем в двух из ста протоколов;

) повторяющиеся - занимают промежуточное положение между двумя первыми.

В соответствие с данными критериями в нашем исследовании образ будет считаться оригинальным, если он встретится только у одного испытуемого, повторяющимся - у двух-четырех испытуемых.

Как мы видим из таблицы 5, оригинальные и повторяющиеся образы опосредования понятий выявлены в основном в группе социально благополучных подростков. Почти на каждое понятие они используют рисунки, не встречающиеся в двух других группах (см. таблицы 6,7,8). Например, для понятия «семья» - фрагмент из сказки «Три медведя», дверь домой, солнце; «настроение» - буря, боксер, радио; «родина» - береза, русская печь; «грех» - дьявольский трезубец; «обман» - волшебная шляпа, пустая конфета. В группе социально неблагополучных школьников нет ни одного оригинального образа, принадлежащего одному человеку. В группе несовершеннолетних правонарушителей - только 2% («стихи» - памятник, «настоящий друг» - гитара, треугольник, «свободное время» - лист и карандаш, «настроение» - мяч).

. Фактор адекватности, к которому относится пригодность выбранного образа для запоминания соответствующего понятия, содержательная связь образа и понятия, краткость изображения и объяснени.

Неадекватные образы опосредования были выявлены только в экспериментальных группах 1 (2%) и 2 (4%). У несовершеннолетних правонарушителей в первую очередь к ним относятся сверхабстрактные символы, в терминологии Б.Г. Херсонского, «выхолощенная символика» [68, с. 48]. Например, на понятие «настоящий друг» рисуют треугольник, на понятие «семья» - круг. В данном случае испытуемые не могли объяснить связи между образом и понятием и не воспроизводили его. У социально неблагополучных школьников некоторые образы опосредования мы посчитали за неадекватные в связи с их предметным содержанием: они являются социально искаженными (что специфично именно для этой группы). Например, на понятие «школьная жизнь» они рисуют сигареты, вино (24%), на понятие «удовольствие» - наркотики, вино, сексуальный контакт (32%). Используя данные неадекватные образы опосредования, испытуемые при воспроизведении не могут вспомнить слово или делают ошибки.

В классификацию Б.Г. Херсонского входит фактор содержания выбора, рассмотрение которого для нашей работы является наиболее важным.

Анализ рисунков и протоколов по каждому испытуемому проводился следующим образом: все рисунки по своему содержанию были разбиты на группы, и подсчитывалось количество испытуемых в процентном отношении, которые использовали данный тип рисунка; все вербальные объяснения испытуемыми связи понятия и выбранного образа (рисунка) были сопоставлены между собой внутри каждой группы и представлены в виде обобщенного значения слова.

Результаты были сведены в следующие таблицы (см. таблицы 6,7,8).

 

Таблица 6.. Образы опосредования несовершеннолетних правонарушителей.

понятия Значения понятий Рисунки (образы опосредования) Количество испытуемых (%)
семья люди, связанные родственными узами, близкие друг другу человечки (мама, папа, я)  
    круг  
    дом  
стихи написаны в книге, их читают книга  
    лист со строками  
    памятник  
    человек читает стихи  
настроение хорошее настроение выражается на лице, когда человек улыбается, может быть связано с разными хорошими вещами улыбающееся лицо  
    хорошая погода (солнце)  
    человек дарит цветы  
    игра в футбол (мяч)  
    тусклая лампочка  
враг плохой, злой, человек, хочет убить или сделать больно человек бьет (убивает) другого  
    пистолет  
    фашист  
    знак анархии  
    злое лицо  
удовольствие достигается с помощью вкусного предмета или когда нравиться что-либо делать вкусный предмет (мороженое, яблоко, банан)  
    телевизор, книга  
    прогулка  
    карты  
настоящий друг человек, который помогает, которому я могу пожать руку человек помогает в чем-либо (вытаскивает из ямы, деньгами)  
    рукопожатие  
    просто человечек  
    гитара  
    треугольник  
страх Человеку страшно, когда ему что-то угрожает, страх смерти и боли напуганное лицо  
    нападающий человек  
    наколка  
    смерть  
    привидение, темнота  
родина прежде всего родной дом территория на карте  
    флаг, звезда  
    человек едет домой  
    родной дом  
грех это убийство и воровство, плохой поступок, когда его совершаешь, нужно идти в церковь ситуация убийства, воровства  
    вино, сигареты  
    крест, церковь  
    могила  
школьная жизнь это школа, ученики с портфелями, класс школа  
    парта  
    ручка  
    ученики с портфелями  
опасность угроза жизни, когда страшно ситуация: попасть под машину, упасть  
    пистолет, нож  
    дорожный знак  
    человек бежит (испугался)  
    собака  
    скелет  
свободное время в свободное время я могу делать то, что хочу прогулка  
    кровать  
    часы  
    телевизор  
    лист и карандаш  
Обман связан с деньгами, обмануть можно на словах или действиями (что-то спрятать, украсть) деньги  
    обман на действиях  
    на словах (сказал одно, подумал другое)  
    на лице (покраснел)  
закон это тюрьма, несвобода тюремная решетка  
    наручники  
    милиция  
    здание суда, судейский молоток  
праздник застолье с вином, тортом, воздушными шарами и подарками, это Новый год или День рождения застолье  
    елка  
    торт  
    подарок  
    воздушный шар  
    стопка  
               

 


Таблица 7. Образы опосредования социально неблагополучных школьников

Понятия Значения понятий Рисунки (образы опосредования) Количество испытуемых (%)
семья люди (мама, папа, я), живущие вместе, рядом, в одном доме; человечки  
    дом  
стихи это строчки из книги, рифмованные, которые читают люди; листы со строчками  
    книга  
    человек, читающий стихи  
настроение бывает плохим и хорошим, выражается на лице; улыбка, улыбающееся  
    или злое лицо  
враг это чужой, злой человек, который хочет убить или сделать больно; злое лицо  
    оружие (нож, пистолет)  
    человек, наносящий удар  
удовольствие это «хорошее состояние», достигаемое с помощью разных вещей, предметов, дружеских и дружеских или любовных отношений; наркотики, вино  
    мороженое, музыка  
    прогулка с близким человеком  
    довольное лицо  
настоящий друг это человек рядом, помогающий в чем-то (дает списывать, прикурить, деньги), это собака; два человека рядом  
    друг помогает  
    собака  
страх это страх смерти, боли, лицо, изображающее страх  
  угрозы жизни, предмет страха (нож, пистолет)  
  отражается на лице; ситуация страха (попасть под машину)  
родина это страна с флагом, флаг  
  территория на карте, контур на карте  
  город, в котором живешь, город  
  добрый мир; деревья, солнце  
грех это плохой поступок (убивать, курить, пить), это и религиозное понятие грешный поступок (убийство)  
    крест  
    надкушенное яблоко  
    могила с крестом  
  это школа, класс, элементы класса  
школьная ученики за партами, школа  
жизнь оценки, оценки  
  курение на переменах, вино; сигареты, вино  
опасность угроза жизни, когда можно попасть под машину, в яму, переходить улицу на красный свет; ситуация: попасть под машину  
    светофор  
свободное время время, когда можно отдохнуть, делать то, что нравится, не работать; вино, наркотические средства  
    кровать  
    магнитофон, телевизор  
    часы  
    прогулка на природе  
обман связан с деньгами, играми на рынке, деньги, карты  
  разборками, может выражаться жестами; жесты  
закон вершится судьба в суде, конституция с законами, тюрьма для преступника, правила для граждан; судья  
    Конституция  
    тюрьма  
    флаг  
    правила дорожного движения  
праздник застолье с вином, елка  
  тортом, вино  
  это Новый год, торт  
  или День рождения. застолье  

 

Таблица 8. Образы опосредования социально благополучных подростков.

Понятия Значения понятий Рисунки (образы опосредования) Количество испытуемых (%)
семья люди (мама, папа, я), связанные родственными узами, единое целое, в семье могут быть радости и печали; человечки в круге  
    фотография  
    «три медведя»  
    измена в семье  
    солнце  
    дверь домой  
    семья в лодке на отдыхе  
стихи их сочиняет поэт (Пушкин), это рифмованные строки на листе; поэт (Пушкин)  
    лист со строками  
    о весне (цветок, птицы)  
    перо и тетрадь  
настроение бывает хорошим и плохим, зависит от разных вещей, предметов; улыбающееся, печальное лицо  
    море, солнце, цветы  
    буря  
    боксер  
    Маска (Пьеро и Арлекино)  
    радио  
враг чужой, злой, ненастоящий человек, хочет убить; иностранный шпион; преступник, причиняющий вред родине; и человек, причиняющий вред мне; злой, чужой человек  
    фашистский танк  
    человек, наносящий удар  
    шпион  
    учитель  
удовольствие «хорошее» состояние, достигаемое разными вещами, и тогда человек улыбается; вкусный предмет (мороженое)  
    любимое занятие (музыкм, компьютер)  
    улыбающееся лицо  
настоящий друг это человек, которому доверяю, который делает что-то приятное, может выручить из беды; собака; собака  
    рисунок конкретного человека  
    человек рядом  
    человек дарит цветы  
    человек спасает  
страх связан с пугающим существом, а также страх смерти, более выражается на лице; напуганное лицо  
    существо (медведь, нечистая сила)  
    нож  
    смерть  
    ночь и гроза  
    опасная ситуация: машина задавит  
родина страна с собственным флагом, самая заметная на карте, имеющая разные достоинства, это родной дом; территория на карте  
    флаг, звезда  
    деревья (береза), солнце  
    дом  
    Кремль  
    деревня  
    русская печь  
грех это убийство и воровство, но прежде всего - религиозное понятие; ситуация убийства, воровства  
    нож в крови  
    вино  
    крест  
    дьявольский трезубец  
    деньги  
    змея, яблоко, Адам и Ева  
школьная жизнь это школа, ученики с портфелями и тетрадками, учитель; школа  
    элементы класса  
    учитель  
    ученики с портфелями  
опасность угроза жизни, причинение вреда, связанное с разными причинами; ситуация: попасть под машину, упасть  
    террорист  
    предмет: собака, огонь  
    наркотики, сигареты  
    бомба  
    знак (светофор)  
свободное время это радость, когда можно заняться любимым делом; прыгающий человек  
    развязанные часы  
    компьютер, телевизор, телефон, магнитофон  
    дискотека  
    пиво, коктейль  
    гитара  
    футбол  
    прогулка с друзьями  
обман это когда человек говорит одно, а думает другое. Есть серьезный обман (измена, обман родителей), и есть шуточный обман; это плохо для человека; деньги, карты  
    человек говорит одно, а думает другое  
    плачущий человек  
    змея  
    волшебная шляпа  
    фальшивая монета  
    пустая конфета  
    любовная измена  
закон вершится судьей в суде; Конституция, тюрьма с преступниками, в обыденной жизни закон представляет милиция; судья  
    Конституция  
    герб, флаг  
    милиционер  
    дорожные знаки  
    весы (справедливость)  
    тюрьма  
праздник День рождения с тортом, клоунами, или Новый год, это радость, веселые люди. шарики, клоуны  
    елка  
    торт  
    люди улыбающиеся  
    Новый год (елка и хоровод)  
    вино  
             

 

Анализ результатов таблиц показал, что образы опосредования экспериментальных групп 1 и 2 и контрольной группы существенно различаются.

Во-первых, они различаются в количественном отношении: в контрольной группе для каждого понятия используются большие количества самых разнообразных рисунков, чем в экспериментальной группе (особенно для понятий «настроение», «семья», «враг», «настоящий друг», «обман», «грех», «свободное время», «страх», «родина»). Интересно, что для большинства понятий все образы, используемые испытуемыми экспериментальных групп, представлены у контрольной группы. В то же время у социально благополучных испытуемых есть оригинальные, новые образы опосредования, не наблюдающиеся в экспериментальной группе, о чем мы уже говорили выше. Например, для понятия «семья» новыми образами являются измена в семье или фрагмент из сказки «Три медведя»; для понятия «стихи» - поэт; для «страха» - медведь, нечистая сила, учитель; для «праздника» - клоуны, шарики, веселые лица.

Во-вторых, образы опосредования различаются в количественном отношении. Качественный анализ рисунков показал, что образы опосредования экспериментальных групп 1 и 2 стереотипны. В экспериментальной группе 2 не только различные испытуемые при опосредовании одних и тех же понятий использовали одинаковые, сходные образы («семья», «настроение», «стихи», «страх», «опасность», «обман», «школьная жизнь», «родина» и др.), но и большинство испытуемых использовали одинаковые образы для различных понятий, из чего впоследствии возникали ошибки воспроизведения, путаница понятий (см. Приложение). К примеру, для понятий «удовольствие» и «настроение» 4 испытуемых нарисовали улыбающееся лицо, 4 испытуемых для понятий «враг» и «страх» изобразили человека, наносящего удар ножом, 5 испытуемых для слов «страх» и «опасность» - ситуацию попадания под машину, 2 испытуемых для понятий «школьная жизнь» и «праздник» изобразили вино, 1 испытуемый для понятий «родина» и «закон» - флаг, 2 испытуемых для слов «грех» и «враг» - ситуацию убийства. Т.е. в ряде случаев мы видим, что семантически близкие понятия не дифференцировались, смешивались в связи с использованием сходных образов опосредования. В контрольной группе подобных примеров нет, близким по значению понятиям подбирались разные разграничивающие рисунки, и ошибок воспроизведения не возникало.

В экспериментальной группе 1 только 4 испытуемых использовали сходные образы опосредования для разных понятий. Например, на понятие «настроение» и «свободное время» рисовали солнце, цветы, гуляющего человечка, на понятия «враг», «грех» - пистолет или человека с пистолетом. Однако, несмотря на такой маленький процент смешения образов опосредования и понятий у несовершеннолетних правонарушителей по сравнению с социально неблагополучными школьниками, при воспроизведении для них характерно упрощение понятия или замещение его на семантически близкое, либо только повторение связи между словом и рисунком. Например, «настроение» испытуемые экспериментальной группы 1 воспроизводили как радость, счастье, веселье; «враг» - вражда, горечь, человек, которого ненавидишь; «удовольствие» - гулять, развлечение, хобби; «настоящий друг» - лучший друг, просто друг, дружба, хорошие друзья; «родина» - я еду домой; «опасность» - угроза; «страх» - испуг; «школьная жизнь» - школа, школьная пора, жизнь в школе; «обман» - стыд (рисунок покрасневшего лица), вранье; «закон» - порядок, страдание. В экспериментальной группе 2 данный феномен выражен меньше: испытуемые делали ошибки при воспроизведении понятий «настоящий друг» (просто друг), «родина» (страна), путали понятия «опасность», «враг», «страх» в связи с использованием сходных образов опосредования. Данные результаты тмкже могут свидетельствовать о нечеткой дифференцировке семантически близких понятий в экспериментальных группах 1 и 2.

По содержанию рисунки в экспериментальных групп 1 и 2 значительно беднее - чаще всего изображается не ситуация, а отдельный предмет (таблица 9).

 

Таблица 9. Количество рисунков - ситуаций (%)

Слова Контрольная группа Экспериментальная группа 2 Экспериментальная группа 1
семья   -  
стихи      
настроение   -  
враг      
удовольствие      
настоящий друг      
страх      
родина      
грех      
школьная жизнь     -
опасность      
свободное время      
обман      
закон     -
праздник     -

 

Изображение отдельного предмета является более экономичным, чем изображение ситуации (в конкретных образах опосредования), однако оно не является наиболее адекватным способом репрезентации понятия, так как именно при рисовании конкретных отдельных предметов у испытуемых экспериментальных групп 1 и 2 и появлялись ошибки воспроизведения понятий.

 

Качественный анализ содержания рисунков выявил интересные различия по группам.

. В экспериментальной группе 2 в некоторых понятиях встречаются социально неодобряемые образы опосредования. Таковыми являются понятия «свободное время», «школьная жизнь», «удовольствие», для которых ¼ испытуемых используют рисунки с вином, наркотическими веществами, сексуальными отношениями. В этих случаях прослеживается четкое опердмечивание понятия, несущее социально искаженный смысл. В контрольной группе подобных образов нет, в эти понятия испытуемые больше вкладывают позитивный смысл: «свободное время» - это радость, «ура!», «школьная жизнь» - получение знаний (некоторые из учеников-испытуемых курят, но никто не связал понятие с сигаретами).

Подобных асоциальных образов опосредования не встречается и в экспериментальной группе 1. Однако некоторые образы имеют свои специфические особенности. К примеру на понятие «закон» испытуемые данной группы рисуют тюремную решетку, наручники, милицию (68%); понятие «родина» ассоциируется c родным домом, дорогой домой (76%); на понятие «страх» рисуют знаковые символы - наколка (один в четырех стенах); «враг» - знак анархии. Появление у несовершеннолетних правонарушителей подобных предметых значений может быть следствием приобретения ими определенного криминального опыта и свойственного ему образа жизни в местах тюремного заключения.

. Некоторые понятия имеют различную эмоциональную окраску, что отразилось в некоторых особенностях.

К эмоционально положительно окрашенным понятиям относятся, к примеру, «семья», «родина», «праздник», «свободное время», «настоящий друг». Именно таковыми они и представились в рисунках и объяснениях рисунка контрольной группы. В рисунках экспериментальной группы можно почувствовать процесс нейтрализации понятий, т.е. в рисунке и объяснении испытуемого не проявляется эмоционального состояния, связанного с понятием, а происходит безэмоциональное его опредмечивание. В экспериментальной группе 1 только у некоторых испытуемых и только в некоторых понятиях предметное значение имеет эмоциональную окрашенность. К примеру,

«семья» для экспериментальной группы 1 - это родственники, блмзкие друг другу люди (50%); для экспериментальной группы 2 - люди, живущие рядом, в одном доме (100%), а для контрольной группы - прежде всего разные люди, образующие целостность, любящие друг друга (90%);

«настоящий друг» для экспериментальной группы 1 и 2 - человек, помогающий в чем-то (40%), для контрольной - человек, которому верю, который делает мне добро (54%);

«родина» для экспериментальной группы 2 - страна с флагом, территория на карте (79%), для контрольной - родной дом, родная земля (55%), а для экспериментальной группы 1 - также прежде всего родной дом, «куда хочу вернуться» (54%);

«праздник» для экспериментальной группы 1 и 2 - это застолье с вином (51 и 58%), для контрольной - веселье, радость, смех (60%);

«свободное время» для экспериментальных групп 1 и 2 - время, когда делаю то, что хочу (87% и 100%), а в контрольной группе - радость, когда можно заняться любимым делом (92%).

Вследствие использования таких «поверхностных» образов опосредования при воспроизведении часто происходила замена понятий «настоящий друг» на «друг» или «знакомый», «родина» на «страна» и другие замещения, о которых мы говорили выше.

К эмоционально отрицательно окрашенным понятиям относятся «враг», «страх», «опасность», «грех», «обман». Как уже отмечалось выше, социально неблагополучные испытуемые (экспериментальные группы 1 и 2) нередко используют одинаковые образы опосредования для этих слов, смешивая тем самым понятия и путая их при воспроизведении. Это может объяснятся тем, что чаще всего в самих рисунках и при объяснении понятиям придается смысл, связанный с угрозой жизни, смертью, чет-то очень плохим. В контрольной группе наряду с подобными образами опосредования (которые не являются доминиру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: