При проведении данного исследования мы основывались на экспериментальных работах В.Ф. Петренко [50,51], который относил предметные (денотативные) значения к более развитым формам категоризации объектов и явлений окружающего мира (соответствующим поверхностному уровню субъективной модели мира), в связи с чем денотативное значение является опосредованным системой перцептивных эталонов, символов, языковых форм, т.е. является социально выработанной в данной культуре формой обобщения, заданной как в вербальной, так и в образной форме. Формирования денотативных (предметных) значений опосредовано не только какими-либо обобщениями, принятыми в данной культуре, но и уровнем усвоения субъектом этих социальных эталонов, его «когнитивным уровнем сложности в данной содержательной области».
Денотативное значение, по мнению В.Ф. Петренко, является собственно значением как обобщенной идеальной формой объекта, формируясь при последовательном переходе от коннотативной нерасчлененности к предметно-категориальной организации и приобретая все более богатое предметное содержание. Для формирования денотативного значения необходима уже сознательная, осмысленная познавательная активность субъекта при анализе объектов и явлений окружающей действительности.
Для изучения предметных значений мы использовали метод пиктограмм, который требует включения мыслительных операций при работе с абстрактными понятиями, так как круг значений слова шире, чем то, что можно обозначить рисунком, поэтому выбор определенного образа опосредования - осмысленный процесс [22,61]. Результатом этой работы является актуализация именно предметных (денотативных, в терминологии А.Р. Лурии, «ближайших») значений понятия, выбранных из ряда возможных и заданных в образной форме.
При обработке результатов мы использовали классификацию образов пиктограммы, предложенную Б.Г. Херсонским [72] (см. таблицу 5, с. 51).
Таблица 5. Количество образов опосредования понятий по классификации Б.Г. Херсонского
факторы | Кол-во образов опосредования понятий (%) | ||
Эксп.гр. 1 | Эксп. гр. 2 | Контр.гр. | |
1. фактор абстактности | |||
конкретные | |||
атрибутивные | |||
метафорические | |||
символы | |||
2. фактор индивидуальной значимости | |||
формальные | |||
индивидуально-значимые | |||
3. фактор частоты выбора | |||
стандартные | |||
повторяющиеся | |||
оригинальные | - | ||
4. фактор адекватности | |||
адекватные | |||
неадекватные | - |
Анализ таблицы 5:
. Фактор абстрактности.
) Большинство образов опосредования социально неблагополучных подростков конкретны, испытуемые на понятие изображают определенную конкретную ситуацию. Например, «настоящий друг» - человечек вытаскивает из ямы другого, дает деньги (в экспериментальной группе 1 - 47%, в экспериментальной группе 2 - 40%); «грех» - ситуация убийства, воровства (56% и 54% соответственно); «опасность» - человечек попал под машину, поезд (46% и 70%); «страх» - человечек наносит удар, попадает под машину (27% в обеих группах); «враг» - человечек наносит удар (53% и 23%); «школьная жизнь» - человек идет в школу (75% и 22%);
«стихи» - человек читает стихи (14% и 12%). Либо испытуемые пытаются прямо изобразить понятие, опредметить его: «настроение» - улыбающееся или злое лицо (50% и 100%); «страх» - лицо, изображающее страх (40% и 50%); «свободное время» - часы (13% и 15%); «стихи» - лист со строчками (39% и 76%); «враг» - злое лицо (7% и 46%).
) В контрольной группе большинство образов опосредования атрибутивны (47%). В данных образах нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним, имеется определенная логическая связь между понятием и выбранным образом. Принадлежность - лишь наиболее частый принцип такой элементарной логической связи и иногда строится по принципу причина - следствие [72, с. 26]. Атрибутивные образы выбраны для понятий «семья» (фотография - 12%), «стихи» (перо и тетрадь, поэт, о весне - 53%), «удовольствие» (мороженое, коктейль, музыка, компьютер - 87%), «страх» (медведь, черт, привидение - 49%), «грех» (нож, сигареты, вино - 48%), «школьная жизнь» (школа, ученики, элементы класса - 100%), «опасность» (наркотики, сигареты, собака, огонь, светофор - 65%), «свободное время» (компьютер, гитара, мяч, пиво, телефон - 70%). У социально неблагополучных подростков количество атрибутивных образов составляет 30% и 34% соответственно.
) Наибольшее число метафорических образов выявлено также в контрольной группе - 10% (в экспериментальной группе 1 и 2 - 4% и 1% соответственно). Сюда относятся такие образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно через конкретный предмет, но этот предмет связан с понятием через метафору, пословицу, литературный образ. К примеру, на слово «семья» испытуемый контрольной группы нарисовал фрагмент из сказки «Три медведя», «обман» - коварная змея, «настоящий друг» - собака, «страх» - персонаж из фильма, «настроение» - буря, молния, солнце (57%), «родина» - береза, дорога, солнце (36%). В группе несовершеннолетних правонарушителей метафорические образы были использованы для понятий «настроение» (солнце, тусклая лампочка - 25%), «настоящий друг» (гитара - 1 испытуемый), «родина» (родной дом - 54%). В группе социально неблагополучных школьников: «родина» - солнце, дорога (1 испытуемый), «настоящий друг» - собака (30%).
Данные образы имеют четкую эмоциональную окраску и передают имено эмоциональное содержание понятий.
) Количество образов опосредования символической формы практически одинаково в 3-х группах испытуемых, однако их больше все-таки в контрольной группе (13%). Символ наиболее экономично передает содержание понятия и является абстрактным по своей сути. К примеру, образы-символы контрольной группы: «семья» - человечки в круге, т.е. подчеркивается целостность семьи (78%), «настоящий друг» - человек рядом с другим, рукопожатие (30%), «родина» - флаг, звезда, русская печь (17%), «грех» - змея, яблоко, крест (52%), «опасность» - знак молнии (30%), «закон» - герб, флаг (18%). Следует отметить, что в экспериментальной группе 1 были обнаружены геометрические символы, не встречающиеся в других группах: «настоящий друг» - треугольник (1 испытуемый), «семья» - круг (20%), «страх» - наколка (13%), «враг» - знак анархии (13%).
Таким образом, предметные значения социально неблагополучных подростков (школьников и несовершеннолетних правонарушителей) являются в большинстве случаев конкретными, что характерно, по мнению Б.Г. Херсонского, лицам с интеллектуальной недостаточностью и с низким образовательным уровнем. Такой результат вполне согласуется с анамнестическими данными: социально неблагополучные подростки имеют или имели (до ареста) плохую успеваемость в школе. Либо вовсе были не аттестованы по многим предметам. Однако у них также встречаются атрибутивные, и метафорические, и символические образы опосредования.
У социально благополучных подростков предметные значения носят в большинстве случаев атрибутивный характер, они являются более абстрактными и требуют установления определенной логической связи между понятием и образом. Также в этой группе был обнаружен больший процент, по сравнению с другими 2-мя группами, метафорических и символических образов опосредования.
. Фактор индивидуальной значимости.
Образы опосредования по данному фактору не обнаружили существенных различий в 3-х исследуемых группах. Испытуемые используют в практически одинаковом количественном отношении и формальные образы опосредования, и индивидуально-значимые (взятые из личного опыта, наполненные личным эмоциональным отношением).
. Фактор частоты выбора.
Б.Г. Херсонский выделяет в данном факторе следующие категории [72, с. 42]:
) стандартные образы - встречаются не менее, чем в одном из пяти протоколов;
) оригинальные - встречаются реже, чем в двух из ста протоколов;
) повторяющиеся - занимают промежуточное положение между двумя первыми.
В соответствие с данными критериями в нашем исследовании образ будет считаться оригинальным, если он встретится только у одного испытуемого, повторяющимся - у двух-четырех испытуемых.
Как мы видим из таблицы 5, оригинальные и повторяющиеся образы опосредования понятий выявлены в основном в группе социально благополучных подростков. Почти на каждое понятие они используют рисунки, не встречающиеся в двух других группах (см. таблицы 6,7,8). Например, для понятия «семья» - фрагмент из сказки «Три медведя», дверь домой, солнце; «настроение» - буря, боксер, радио; «родина» - береза, русская печь; «грех» - дьявольский трезубец; «обман» - волшебная шляпа, пустая конфета. В группе социально неблагополучных школьников нет ни одного оригинального образа, принадлежащего одному человеку. В группе несовершеннолетних правонарушителей - только 2% («стихи» - памятник, «настоящий друг» - гитара, треугольник, «свободное время» - лист и карандаш, «настроение» - мяч).
. Фактор адекватности, к которому относится пригодность выбранного образа для запоминания соответствующего понятия, содержательная связь образа и понятия, краткость изображения и объяснени.
Неадекватные образы опосредования были выявлены только в экспериментальных группах 1 (2%) и 2 (4%). У несовершеннолетних правонарушителей в первую очередь к ним относятся сверхабстрактные символы, в терминологии Б.Г. Херсонского, «выхолощенная символика» [68, с. 48]. Например, на понятие «настоящий друг» рисуют треугольник, на понятие «семья» - круг. В данном случае испытуемые не могли объяснить связи между образом и понятием и не воспроизводили его. У социально неблагополучных школьников некоторые образы опосредования мы посчитали за неадекватные в связи с их предметным содержанием: они являются социально искаженными (что специфично именно для этой группы). Например, на понятие «школьная жизнь» они рисуют сигареты, вино (24%), на понятие «удовольствие» - наркотики, вино, сексуальный контакт (32%). Используя данные неадекватные образы опосредования, испытуемые при воспроизведении не могут вспомнить слово или делают ошибки.
В классификацию Б.Г. Херсонского входит фактор содержания выбора, рассмотрение которого для нашей работы является наиболее важным.
Анализ рисунков и протоколов по каждому испытуемому проводился следующим образом: все рисунки по своему содержанию были разбиты на группы, и подсчитывалось количество испытуемых в процентном отношении, которые использовали данный тип рисунка; все вербальные объяснения испытуемыми связи понятия и выбранного образа (рисунка) были сопоставлены между собой внутри каждой группы и представлены в виде обобщенного значения слова.
Результаты были сведены в следующие таблицы (см. таблицы 6,7,8).
Таблица 6.. Образы опосредования несовершеннолетних правонарушителей.
понятия | Значения понятий | Рисунки (образы опосредования) | Количество испытуемых (%) | ||||
семья | люди, связанные родственными узами, близкие друг другу | человечки (мама, папа, я) | |||||
круг | |||||||
дом | |||||||
стихи | написаны в книге, их читают | книга | |||||
лист со строками | |||||||
памятник | |||||||
человек читает стихи | |||||||
настроение | хорошее настроение выражается на лице, когда человек улыбается, может быть связано с разными хорошими вещами | улыбающееся лицо | |||||
хорошая погода (солнце) | |||||||
человек дарит цветы | |||||||
игра в футбол (мяч) | |||||||
тусклая лампочка | |||||||
враг | плохой, злой, человек, хочет убить или сделать больно | человек бьет (убивает) другого | |||||
пистолет | |||||||
фашист | |||||||
знак анархии | |||||||
злое лицо | |||||||
удовольствие | достигается с помощью вкусного предмета или когда нравиться что-либо делать | вкусный предмет (мороженое, яблоко, банан) | |||||
телевизор, книга | |||||||
прогулка | |||||||
карты | |||||||
настоящий друг | человек, который помогает, которому я могу пожать руку | человек помогает в чем-либо (вытаскивает из ямы, деньгами) | |||||
рукопожатие | |||||||
просто человечек | |||||||
гитара | |||||||
треугольник | |||||||
страх | Человеку страшно, когда ему что-то угрожает, страх смерти и боли | напуганное лицо | |||||
нападающий человек | |||||||
наколка | |||||||
смерть | |||||||
привидение, темнота | |||||||
родина | прежде всего родной дом | территория на карте | |||||
флаг, звезда | |||||||
человек едет домой | |||||||
родной дом | |||||||
грех | это убийство и воровство, плохой поступок, когда его совершаешь, нужно идти в церковь | ситуация убийства, воровства | |||||
вино, сигареты | |||||||
крест, церковь | |||||||
могила | |||||||
школьная жизнь | это школа, ученики с портфелями, класс | школа | |||||
парта | |||||||
ручка | |||||||
ученики с портфелями | |||||||
опасность | угроза жизни, когда страшно | ситуация: попасть под машину, упасть | |||||
пистолет, нож | |||||||
дорожный знак | |||||||
человек бежит (испугался) | |||||||
собака | |||||||
скелет | |||||||
свободное время | в свободное время я могу делать то, что хочу | прогулка | |||||
кровать | |||||||
часы | |||||||
телевизор | |||||||
лист и карандаш | |||||||
Обман | связан с деньгами, обмануть можно на словах или действиями (что-то спрятать, украсть) | деньги | |||||
обман на действиях | |||||||
на словах (сказал одно, подумал другое) | |||||||
на лице (покраснел) | |||||||
закон | это тюрьма, несвобода | тюремная решетка | |||||
наручники | |||||||
милиция | |||||||
здание суда, судейский молоток | |||||||
праздник | застолье с вином, тортом, воздушными шарами и подарками, это Новый год или День рождения | застолье | |||||
елка | |||||||
торт | |||||||
подарок | |||||||
воздушный шар | |||||||
стопка | |||||||
Таблица 7. Образы опосредования социально неблагополучных школьников
Понятия | Значения понятий | Рисунки (образы опосредования) | Количество испытуемых (%) |
семья | люди (мама, папа, я), живущие вместе, рядом, в одном доме; | человечки | |
дом | |||
стихи | это строчки из книги, рифмованные, которые читают люди; | листы со строчками | |
книга | |||
человек, читающий стихи | |||
настроение | бывает плохим и хорошим, выражается на лице; | улыбка, улыбающееся | |
или злое лицо | |||
враг | это чужой, злой человек, который хочет убить или сделать больно; | злое лицо | |
оружие (нож, пистолет) | |||
человек, наносящий удар | |||
удовольствие | это «хорошее состояние», достигаемое с помощью разных вещей, предметов, дружеских и дружеских или любовных отношений; | наркотики, вино | |
мороженое, музыка | |||
прогулка с близким человеком | |||
довольное лицо | |||
настоящий друг | это человек рядом, помогающий в чем-то (дает списывать, прикурить, деньги), это собака; | два человека рядом | |
друг помогает | |||
собака | |||
страх | это страх смерти, боли, | лицо, изображающее страх | |
угрозы жизни, | предмет страха (нож, пистолет) | ||
отражается на лице; | ситуация страха (попасть под машину) | ||
родина | это страна с флагом, | флаг | |
территория на карте, | контур на карте | ||
город, в котором живешь, | город | ||
добрый мир; | деревья, солнце | ||
грех | это плохой поступок (убивать, курить, пить), это и религиозное понятие | грешный поступок (убийство) | |
крест | |||
надкушенное яблоко | |||
могила с крестом | |||
это школа, класс, | элементы класса | ||
школьная | ученики за партами, | школа | |
жизнь | оценки, | оценки | |
курение на переменах, вино; | сигареты, вино | ||
опасность | угроза жизни, когда можно попасть под машину, в яму, переходить улицу на красный свет; | ситуация: попасть под машину | |
светофор | |||
свободное время | время, когда можно отдохнуть, делать то, что нравится, не работать; | вино, наркотические средства | |
кровать | |||
магнитофон, телевизор | |||
часы | |||
прогулка на природе | |||
обман | связан с деньгами, играми на рынке, | деньги, карты | |
разборками, может выражаться жестами; | жесты | ||
закон | вершится судьба в суде, конституция с законами, тюрьма для преступника, правила для граждан; | судья | |
Конституция | |||
тюрьма | |||
флаг | |||
правила дорожного движения | |||
праздник | застолье с вином, | елка | |
тортом, | вино | ||
это Новый год, | торт | ||
или День рождения. | застолье |
Таблица 8. Образы опосредования социально благополучных подростков.
Понятия | Значения понятий | Рисунки (образы опосредования) | Количество испытуемых (%) | |||
семья | люди (мама, папа, я), связанные родственными узами, единое целое, в семье могут быть радости и печали; | человечки в круге | ||||
фотография | ||||||
«три медведя» | ||||||
измена в семье | ||||||
солнце | ||||||
дверь домой | ||||||
семья в лодке на отдыхе | ||||||
стихи | их сочиняет поэт (Пушкин), это рифмованные строки на листе; | поэт (Пушкин) | ||||
лист со строками | ||||||
о весне (цветок, птицы) | ||||||
перо и тетрадь | ||||||
настроение | бывает хорошим и плохим, зависит от разных вещей, предметов; | улыбающееся, печальное лицо | ||||
море, солнце, цветы | ||||||
буря | ||||||
боксер | ||||||
Маска (Пьеро и Арлекино) | ||||||
радио | ||||||
враг | чужой, злой, ненастоящий человек, хочет убить; иностранный шпион; преступник, причиняющий вред родине; и человек, причиняющий вред мне; | злой, чужой человек | ||||
фашистский танк | ||||||
человек, наносящий удар | ||||||
шпион | ||||||
учитель | ||||||
удовольствие | «хорошее» состояние, достигаемое разными вещами, и тогда человек улыбается; | вкусный предмет (мороженое) | ||||
любимое занятие (музыкм, компьютер) | ||||||
улыбающееся лицо | ||||||
настоящий друг | это человек, которому доверяю, который делает что-то приятное, может выручить из беды; собака; | собака | ||||
рисунок конкретного человека | ||||||
человек рядом | ||||||
человек дарит цветы | ||||||
человек спасает | ||||||
страх | связан с пугающим существом, а также страх смерти, более выражается на лице; | напуганное лицо | ||||
существо (медведь, нечистая сила) | ||||||
нож | ||||||
смерть | ||||||
ночь и гроза | ||||||
опасная ситуация: машина задавит | ||||||
родина | страна с собственным флагом, самая заметная на карте, имеющая разные достоинства, это родной дом; | территория на карте | ||||
флаг, звезда | ||||||
деревья (береза), солнце | ||||||
дом | ||||||
Кремль | ||||||
деревня | ||||||
русская печь | ||||||
грех | это убийство и воровство, но прежде всего - религиозное понятие; | ситуация убийства, воровства | ||||
нож в крови | ||||||
вино | ||||||
крест | ||||||
дьявольский трезубец | ||||||
деньги | ||||||
змея, яблоко, Адам и Ева | ||||||
школьная жизнь | это школа, ученики с портфелями и тетрадками, учитель; | школа | ||||
элементы класса | ||||||
учитель | ||||||
ученики с портфелями | ||||||
опасность | угроза жизни, причинение вреда, связанное с разными причинами; | ситуация: попасть под машину, упасть | ||||
террорист | ||||||
предмет: собака, огонь | ||||||
наркотики, сигареты | ||||||
бомба | ||||||
знак (светофор) | ||||||
свободное время | это радость, когда можно заняться любимым делом; | прыгающий человек | ||||
развязанные часы | ||||||
компьютер, телевизор, телефон, магнитофон | ||||||
дискотека | ||||||
пиво, коктейль | ||||||
гитара | ||||||
футбол | ||||||
прогулка с друзьями | ||||||
обман | это когда человек говорит одно, а думает другое. Есть серьезный обман (измена, обман родителей), и есть шуточный обман; это плохо для человека; | деньги, карты | ||||
человек говорит одно, а думает другое | ||||||
плачущий человек | ||||||
змея | ||||||
волшебная шляпа | ||||||
фальшивая монета | ||||||
пустая конфета | ||||||
любовная измена | ||||||
закон | вершится судьей в суде; Конституция, тюрьма с преступниками, в обыденной жизни закон представляет милиция; | судья | ||||
Конституция | ||||||
герб, флаг | ||||||
милиционер | ||||||
дорожные знаки | ||||||
весы (справедливость) | ||||||
тюрьма | ||||||
праздник | День рождения с тортом, клоунами, или Новый год, это радость, веселые люди. | шарики, клоуны | ||||
елка | ||||||
торт | ||||||
люди улыбающиеся | ||||||
Новый год (елка и хоровод) | ||||||
вино | ||||||
Анализ результатов таблиц показал, что образы опосредования экспериментальных групп 1 и 2 и контрольной группы существенно различаются.
Во-первых, они различаются в количественном отношении: в контрольной группе для каждого понятия используются большие количества самых разнообразных рисунков, чем в экспериментальной группе (особенно для понятий «настроение», «семья», «враг», «настоящий друг», «обман», «грех», «свободное время», «страх», «родина»). Интересно, что для большинства понятий все образы, используемые испытуемыми экспериментальных групп, представлены у контрольной группы. В то же время у социально благополучных испытуемых есть оригинальные, новые образы опосредования, не наблюдающиеся в экспериментальной группе, о чем мы уже говорили выше. Например, для понятия «семья» новыми образами являются измена в семье или фрагмент из сказки «Три медведя»; для понятия «стихи» - поэт; для «страха» - медведь, нечистая сила, учитель; для «праздника» - клоуны, шарики, веселые лица.
Во-вторых, образы опосредования различаются в количественном отношении. Качественный анализ рисунков показал, что образы опосредования экспериментальных групп 1 и 2 стереотипны. В экспериментальной группе 2 не только различные испытуемые при опосредовании одних и тех же понятий использовали одинаковые, сходные образы («семья», «настроение», «стихи», «страх», «опасность», «обман», «школьная жизнь», «родина» и др.), но и большинство испытуемых использовали одинаковые образы для различных понятий, из чего впоследствии возникали ошибки воспроизведения, путаница понятий (см. Приложение). К примеру, для понятий «удовольствие» и «настроение» 4 испытуемых нарисовали улыбающееся лицо, 4 испытуемых для понятий «враг» и «страх» изобразили человека, наносящего удар ножом, 5 испытуемых для слов «страх» и «опасность» - ситуацию попадания под машину, 2 испытуемых для понятий «школьная жизнь» и «праздник» изобразили вино, 1 испытуемый для понятий «родина» и «закон» - флаг, 2 испытуемых для слов «грех» и «враг» - ситуацию убийства. Т.е. в ряде случаев мы видим, что семантически близкие понятия не дифференцировались, смешивались в связи с использованием сходных образов опосредования. В контрольной группе подобных примеров нет, близким по значению понятиям подбирались разные разграничивающие рисунки, и ошибок воспроизведения не возникало.
В экспериментальной группе 1 только 4 испытуемых использовали сходные образы опосредования для разных понятий. Например, на понятие «настроение» и «свободное время» рисовали солнце, цветы, гуляющего человечка, на понятия «враг», «грех» - пистолет или человека с пистолетом. Однако, несмотря на такой маленький процент смешения образов опосредования и понятий у несовершеннолетних правонарушителей по сравнению с социально неблагополучными школьниками, при воспроизведении для них характерно упрощение понятия или замещение его на семантически близкое, либо только повторение связи между словом и рисунком. Например, «настроение» испытуемые экспериментальной группы 1 воспроизводили как радость, счастье, веселье; «враг» - вражда, горечь, человек, которого ненавидишь; «удовольствие» - гулять, развлечение, хобби; «настоящий друг» - лучший друг, просто друг, дружба, хорошие друзья; «родина» - я еду домой; «опасность» - угроза; «страх» - испуг; «школьная жизнь» - школа, школьная пора, жизнь в школе; «обман» - стыд (рисунок покрасневшего лица), вранье; «закон» - порядок, страдание. В экспериментальной группе 2 данный феномен выражен меньше: испытуемые делали ошибки при воспроизведении понятий «настоящий друг» (просто друг), «родина» (страна), путали понятия «опасность», «враг», «страх» в связи с использованием сходных образов опосредования. Данные результаты тмкже могут свидетельствовать о нечеткой дифференцировке семантически близких понятий в экспериментальных группах 1 и 2.
По содержанию рисунки в экспериментальных групп 1 и 2 значительно беднее - чаще всего изображается не ситуация, а отдельный предмет (таблица 9).
Таблица 9. Количество рисунков - ситуаций (%)
Слова | Контрольная группа | Экспериментальная группа 2 | Экспериментальная группа 1 |
семья | - | ||
стихи | |||
настроение | - | ||
враг | |||
удовольствие | |||
настоящий друг | |||
страх | |||
родина | |||
грех | |||
школьная жизнь | - | ||
опасность | |||
свободное время | |||
обман | |||
закон | - | ||
праздник | - |
Изображение отдельного предмета является более экономичным, чем изображение ситуации (в конкретных образах опосредования), однако оно не является наиболее адекватным способом репрезентации понятия, так как именно при рисовании конкретных отдельных предметов у испытуемых экспериментальных групп 1 и 2 и появлялись ошибки воспроизведения понятий.
Качественный анализ содержания рисунков выявил интересные различия по группам.
. В экспериментальной группе 2 в некоторых понятиях встречаются социально неодобряемые образы опосредования. Таковыми являются понятия «свободное время», «школьная жизнь», «удовольствие», для которых ¼ испытуемых используют рисунки с вином, наркотическими веществами, сексуальными отношениями. В этих случаях прослеживается четкое опердмечивание понятия, несущее социально искаженный смысл. В контрольной группе подобных образов нет, в эти понятия испытуемые больше вкладывают позитивный смысл: «свободное время» - это радость, «ура!», «школьная жизнь» - получение знаний (некоторые из учеников-испытуемых курят, но никто не связал понятие с сигаретами).
Подобных асоциальных образов опосредования не встречается и в экспериментальной группе 1. Однако некоторые образы имеют свои специфические особенности. К примеру на понятие «закон» испытуемые данной группы рисуют тюремную решетку, наручники, милицию (68%); понятие «родина» ассоциируется c родным домом, дорогой домой (76%); на понятие «страх» рисуют знаковые символы - наколка (один в четырех стенах); «враг» - знак анархии. Появление у несовершеннолетних правонарушителей подобных предметых значений может быть следствием приобретения ими определенного криминального опыта и свойственного ему образа жизни в местах тюремного заключения.
. Некоторые понятия имеют различную эмоциональную окраску, что отразилось в некоторых особенностях.
К эмоционально положительно окрашенным понятиям относятся, к примеру, «семья», «родина», «праздник», «свободное время», «настоящий друг». Именно таковыми они и представились в рисунках и объяснениях рисунка контрольной группы. В рисунках экспериментальной группы можно почувствовать процесс нейтрализации понятий, т.е. в рисунке и объяснении испытуемого не проявляется эмоционального состояния, связанного с понятием, а происходит безэмоциональное его опредмечивание. В экспериментальной группе 1 только у некоторых испытуемых и только в некоторых понятиях предметное значение имеет эмоциональную окрашенность. К примеру,
«семья» для экспериментальной группы 1 - это родственники, блмзкие друг другу люди (50%); для экспериментальной группы 2 - люди, живущие рядом, в одном доме (100%), а для контрольной группы - прежде всего разные люди, образующие целостность, любящие друг друга (90%);
«настоящий друг» для экспериментальной группы 1 и 2 - человек, помогающий в чем-то (40%), для контрольной - человек, которому верю, который делает мне добро (54%);
«родина» для экспериментальной группы 2 - страна с флагом, территория на карте (79%), для контрольной - родной дом, родная земля (55%), а для экспериментальной группы 1 - также прежде всего родной дом, «куда хочу вернуться» (54%);
«праздник» для экспериментальной группы 1 и 2 - это застолье с вином (51 и 58%), для контрольной - веселье, радость, смех (60%);
«свободное время» для экспериментальных групп 1 и 2 - время, когда делаю то, что хочу (87% и 100%), а в контрольной группе - радость, когда можно заняться любимым делом (92%).
Вследствие использования таких «поверхностных» образов опосредования при воспроизведении часто происходила замена понятий «настоящий друг» на «друг» или «знакомый», «родина» на «страна» и другие замещения, о которых мы говорили выше.
К эмоционально отрицательно окрашенным понятиям относятся «враг», «страх», «опасность», «грех», «обман». Как уже отмечалось выше, социально неблагополучные испытуемые (экспериментальные группы 1 и 2) нередко используют одинаковые образы опосредования для этих слов, смешивая тем самым понятия и путая их при воспроизведении. Это может объяснятся тем, что чаще всего в самих рисунках и при объяснении понятиям придается смысл, связанный с угрозой жизни, смертью, чет-то очень плохим. В контрольной группе наряду с подобными образами опосредования (которые не являются доминиру