Галина НЕПОМНЯЩИХ-КОРНЕЕВА




(Омск)

АЛТАЙСКИЕ БЫЛИ

Ночное привидение

 

Ох, уж эти лесные охотничьи избушки!.. Сколько с ними связано историй: реальных и выдуманных. Но, столкнувшись с необъяснимыми явлениями природы, в голову может прилететь всё что угодно, а охотники, те ещё фантазёры, умеют свои рассказы приукрасить…

Мой отец и сосед Сашка, собираясь на охоту, взяли напрокат у знакомого конюха пару лошадей. Преодолев приличное расстояние, они только к вечеру добрались до места под названием Сугойна, расположенного в верховье реки Эликманарки. Здесь охотники намеревались переночевать, а утром, оставив лошадей возле избушки, отправиться на охоту. Расседлав и стреножив лошадок, отпустили их на вольные травы. А сами, пока ещё не совсем стемнело, начали обустраиваться.

Охотничья избушка была построена из лиственницы. Отец до сих пор удивляется, как могли строители поднять без подручных средств такие огромные в обхвате брёвна и уложить их в сруб. Высота избушки не превышала рост человека, и поэтому, находясь внутри, приходилось нагибаться, иначе голова упиралась в потолок. Внутреннее пространство в десять квадратных метров, предназначалось для охотника-одиночки, как и топчан из жердей. Места для печки в домике тоже не было – посредине из каменного плиточника возвышался очаг, а в потолке зияла дыра для вытяжки дыма.

После октябрьских дождей в избушке было сыро. Охотники вскипятили чайник, слегка напустив дыма. Огонь прогрел воздух, и можно было устраиваться на ночлег. Сосед Сашка улёгся на топчан, по старшинству. Отцу досталось место у очага. Постелив фуфайку на полу, и подложив под голову седло, отец лёг у огня, вытянув ноги, уставшие от верховой езды на лошади.

Среди ночи отца разбудил поток холодного воздуха. Поёжившись, он подумал, что это тянет сквозняком из дыры в потолке, но вдруг увидел в темноте два огонька, как будто два горящих глаза. Какая-то сила от страха приподняла его с ночного ложа и выкинула на улицу. В пяти метрах от избушки горел костёр и виднелся силуэт человека. Сделав несколько шагов к костру, отец увидел соседа Сашку, который сидел у огня и курил самокрутку. Когда он успел оказаться на улице?.. Прищурив насмешливо глаза, сосед спросил:

– Что такой взъерошенный?.. Привидение увидел?..

Отец уселся рядом возле костра и молча закурил. Не мог же он признаться, что от страха чуть было не наделал в штаны. Он мог поклясться чем угодно – два огненных глаза видел воочию… Сделав затяжку, выдохнул:

– Слушай, место какое-то злодейское…

Сосед испытывающе посмотрел на моего отца.

– Ну-ка признавайся, что видел?..

Отец рассказал, что видел два светящихся глаза.

– Ну, вот… И я видел… А проснулся я оттого, что кто-то вцепился когтями в грудь. В темноте, вот те крест, я увидел два огненных глаза. А когда попытался сбросить с себя это лохматое существо, оно расцарапало до крови мне лицо. Не помню, как я на улице оказался. Нечистый, что ли, живёт в этих стенах…

Утро они встретили возле костра, который по очереди «подкармливали» сучьями, чтобы не замёрзнуть окончательно.

Едва рассвело, решили обследовать избушку. Никакого привидения они, конечно, не обнаружили. Но, когда выходили из дверей избушки наружу, услышали собачий лай. Но собаки с ними не было. Откуда здесь собака?.. Любопытство не оставляло. Не могла душа атеиста принять сверхъестественного. Решили обследовать округу, но ничего странного так и не обнаружили. И вдруг снова послышался собачий лай откуда-то сверху. Это уже выходило за пределы разумного…

– Леший, что ли, с нами в прятки играет?..

Рядом с избушкой росла огромная лиственница, с которой снова послышался лай собаки. На суку дерева сидел огромный филин. Такого циркового трюка от природы охотники не ожидали – имитатором лая собаки был филин!.. Видимо, птица неоднократно слышала эти звуки, когда охотники появлялись в этих местах с собаками. В природе оказывается, не только попугаи способны на такое!.. (Лично мне приходилось быть свидетелем, когда скворец, передразнивая нашего пса, имитировал собачий лай).

Всё сразу же встало на своё место – объяснение ночного приключения сидело на дереве. Ночью филин залетел в отверстие в потолке, покружив в тесном пространстве, расцарапал лицо Сашки. А когда тот ретировался на улицу, филин завис в пространстве и крыльями начал гонять воздух, словно веером, от дуновения которого проснулся отец.

Прицелившись в ночное привидение, отец одним выстрелом снял филина с дерева. Возможно, эта была месть за тот страх, что не по-мужски пережили охотники, еле дождавшись утра. Я помню чучело этой птицы в нашем доме – оно долго стояло на комоде. Вместо глаз отец ему приделал две жёлтые пуговки…

 

Богатырские руки

 

Случайные попутчики, как правило, бывают очень разговорчивы. Подобные откровенно-доверительные беседы ни к чему не обязывают – через пару часов расстались на вокзале, и больше ты этого человека никогда не увидишь.

Мне однажды пришлось добираться до Горно-Алтайска на частном такси, где я познакомилась с женщиной из местных. Невысокая ростом, смуглолицая алтайка, выглядела лет на сорок. Но, как оказалось, возраст её перевалил далеко за шестьдесят. Гладкое лицо женщины, без единой морщинки, выражало доброжелательность. При этом алтайский бог не обидел её словоохотливостью. Разговор завязался как-то само собой. Слово за слово, и мы быстро нашли общий язык. Проезжая мимо огромных рекламных щитов, где пестрела информация о продаже земельных участков, я посетовала на то, что в последнее время бесконтрольно распродаются земли республики. На что женщина ответила:

– Горный Алтай принимает всех, но остаются только избранные. Хан Алтай мудро распоряжается своими владениями. Здесь нажиться, спекулируя, нельзя. Обрати внимание, тот, кто остался здесь, – нашёл то, что искал... Ну, а тот, кто не понимает и пытается урвать выгоду, – получит рано или поздно по заслугам. Всему своё время. Дух Алтая восстановит равновесие...

За разговором, оценив мой неподдельный интерес к необычным явлениям, женщина поделилась воспоминаниями детства.

Отец женщины был охотником. Он с детства приучал своих детей понимать язык птиц и зверей, брал с собою в тайгу, показывая, как надо ориентироваться на местности, рассказывал, какие тайны хранит тайга от чужого глаза. Однажды он привёл её к таинственной скале. На скале были чётко видны красные отпечатки человеческих рук. Откуда они появились и кто оставил следы рук, женщина не знает. У неё однозначный ответ:

– Они там всегда были…

Рассказанное случайной попутчицей крепко зацепило меня. Спустя некоторое время мне посчастливилось познакомиться с Татьяной Чанчибаевой из Урлу-Аспака. Она работает в местной школе учителем, пишет стихи, а значит, наши интересы очень тесно пересекаются. Заглянув к Татьяне на литературную страницу, я прочла интересную легенду в стихах об отпечатках рук и фотографии местного охотника на фоне скалы. Позвонила Татьяне и закидала её вопросами. Оказалось, что отпечатки рук ей показал муж-охотник, который тайгу знает, как свои пять пальцев.

От старожилов Татьяна ещё в юности слышала легенду о мальчике-богатыре, но со временем забылись подробности легенды. Расспрашивая местных охотников, по крупицам стала собирать сведения о загадочной скале. Из того, что удалось узнать, нарисовалась история о маленьком богатыре, который в свои шесть лет был силачом не по возрасту. Мальчик-богатырь увидел двигающуюся скалу, которая хотела погубить его мать, уснувшую у подножия, и изо всех сил стал удерживать махину. Противостояние скалы и ребёнка продолжалось, пока не проснулась мать. От напряжения ребёнок ладони содрал в кровь, и потому следы рук, оставленные на скале, цвета крови.

Любознательные посетители этих мест частенько пытаются отколоть от скалы хотя бы частичку, чтобы унести с собою, как сувенир. Но монолитная скала не поддаётся инструментам.

Поражаюсь вандализму невежд, нарушающих то, что веками хранит тайга. Алтайцы верят, что камни живые, что они растут и перемещаются. Не удивлюсь, если у заколдованной скалы есть душа и твёрдый характер. А Татьяна добавила к своему рассказу ещё одну интересную подробность, подтверждающую, что скала постоянно находится в движении: «Много лет тому назад отпечатки рук можно было увидеть, проезжая на коне, а теперь только спешившись и подойдя совсем близко. Следы на скале как бы уходят под землю, скала старается спрятать отпечатки рук. И потому, чтобы увидеть их, нужно присесть. И только те немногие, кто знают это место, находят скалу безошибочно…»

 

Хозяин тайги

 

Про медведей я читала и слышала много интересных историй. Этот зверь окутан каким-то таинственным ореолом. И не мудрено – по силе и хищным замашкам ему нет равных в тайге. Нет, не зря охотники уважительно называют медведя хозяином и говорят, что в него не так-то просто выстрелить. Будто медведь имеет какую-то магическую силу внушения, которая парализует человеческий разум.

С этими доводами я вполне соглашусь. Увидев перед собой махину, вставшую во весь рост на задние лапы, не только разум потеряешь, но и до конца дней своих от «медвежьей болезни» не избавишься. Смешного, конечно же, в этой шутке мало, но встретиться с хозяином тайги, лично я бы не хотела. Однажды, увидев шкуру медведя, что висела приколоченной к деревянным распоркам на чердаке знакомого охотника, я уверовала раз и навсегда в силу этого могучего зверя.

В детских сказках медведь выглядит добряком, который старательно помогает маленьким и обиженным зверюшкам. Современного Мишку из мультика Маша готова своими проказами мучить до бесконечности. У детей, после просмотра фильма, вырисовывается образ Миши-медведя, который не может причинить вреда никому. Но в действительности к этому зверю надо относиться с уважением и осторожностью. Даже прирученный – это зверь, и не такой уж безобидный. Общаться с ним лучше всего в зоопарке или цирке, где косолапый может показать себя во всей красе. Это умное животное легко поддаётся дрессировке. А трюки, которые под музыку исполняет медведь на арене, вызывают бурю восторгов. У меня, например, складывается впечатление, что медведь слышит не только голос дрессировщика, но и оттенки музыки, под которые выделывает чудеса на арене. Откуда же тогда поговорка «медведь на ухо наступил»? Кому, эта насмешка адресована – людям, не имеющим музыкального слуха или медведю, намекая на то, что он не способен воспринимать музыкальные звуки?..

Когда-то давно, во времена детства моих детей, мне попалась книжка про зверей. Кто автор – не могу сказать и, если честно, просто не помню. Интересный рассказ я прочла в книжке. Сюжет необычный: грибник, блуждая по лесу с корзинкой, вдруг уловил музыкальные звуки, которые раздавались из чащи леса. Звуки складывались в какую-то восточную мелодию. Что-то похожее он уже слышал однажды. Музыкальный инструмент, на котором играл исполнитель во время концерта, назывался «комус». Из любопытства грибник пошёл на эхо интересно было, посмотреть, что за музыкант завёлся в чаще леса?.. Удивлению не было предела, когда он обнаружил на поляне медведя, сидящего на сваленном грозой дереве. Корень сломанного дерева во время грозы крепко держался в земле, но на уровне полуметра из пня торчали ощетинившиеся длинные древесные щепы, которые медведь перебирал лапой. Он оттягивал их и плавно отпускал. Щепы, вибрируя, издавали музыкальные звуки. Глядя, с каким виртуозным настроением медведь извлекал звуки из природного инструмента, складывалось впечатление, что медведю на ухо никто не наступал, и он имеет замечательные музыкальные данные.

Мудрая моя бабушка часто делилась со мной разными историями из своей жизни. Про медведя у неё тоже было своё мнение.

Медведь, как утверждала бабуля, – ближайший родственник человека. Заметьте: не обезьяна, а медведь. Следы медведя напоминают человечьи, и это может подтвердить любой следопыт. Охотник, убивающий медведя, приравнивается к убийце, и за свой грех ему придётся расплачиваться рано или поздно. Мясо медведя есть нельзя, потому что оно по вкусу напоминает человечье. (Я не знаю, откуда у моей бабушки подобные знания…)

Однажды бабуля поведала мне интересный рассказ о женщине, которая заблудилась в тайге и, спасаясь от ночной прохлады, забралась в берлогу, где её и обнаружил Хозяин тайги. Бабушка говорила, если бы это был мужчина, медведь с ним непременно бы расправился. Но это была женщина. Рука, прошу прощения, лапа не поднялась на беспомощное испуганное существо. А, возможно, запах женщины, её неповторимый сексуальный запах, покорил зверя. Целое лето она провела в тайге с медведем, под его неусыпным надзором и не помышляла о побеге. Бабушка говорила, что медведь жил с ней, как с медведицей-женой. Но видно не до такой степени медведь родственник человеку, если кровь оказалась не совместима для воспроизведения потомства. Женщину обнаружили охотники глубокой осенью и вынуждены были подстрелить медведя, который, защищая свою избранницу, покалечил одного из нападавших. Она вернулась в деревню, но после своего таёжного приключения жила обособлено, сторонилась людей. Говорят, что ни одного мужчину она не смогла сравнить в постели со своим медведем…

Не знаю быль это или охотничьи байки, но подобные истории случались во все времена: есть легенды о медвежьих невестах и в славянской мифологии, и в мифологии индейцев. Всякая история под собой имеет основания…

 

 

Марина УЛЫБЫШЕВА

(Омск – Калуга)


Я ОТ ЖИЗНИ ХОТЕЛА БЫСКРЫТЬСЯ…

* * *

 

Я от жизни хотела бы скрыться, в щель забиться, зарыться в норе, щёлкнув, в лузу шаром закатиться, кануть грошиком медным в дыре, и нахохлиться, будто синица, и надуться, как мышь на крупу, только бусинкой глаза коситься в снежный мир, в ледяную шурпу.

Я бы знать ничего не хотела,
На засов затворила свой слух,
Если б больше души было тело
И над всем бы не царствовал Дух.

* * *

 

Ничему-то я не научилась, хоть в трёх заведениях училась, мучилась над русским и английским по ночам, мешая этим близким. Очень жаль. Ни близким, ни далёким не на пользу шли мои уроки. Умножалась скорбь с тоскою вместе. Но зато мне в жизни дали место. Это место пусто не бывает, даже если муза убывает, даже если ветер сносит крышу, – я тогда на небе Бога слышу. Господи! Прости меня такую, что я чаще плачу и тоскую, чаще жизнь веду, как маршал битвы, чем шепчу слова Твоей молитвы.

 

* * *

 

Достойное похвал житьё. Привычный путь лежит на кухню. Предметы быта, утварь, рухлядь – мировоззрение моё. Реклама, драма, дребедень… Не стоит даже и попытки подняться над… Страшнее пытки обычный, как похлёбка, день. Налить воды, убавить газ, прислушаться срединным ухом, что где-то там душой и духом… И я вперяю сонный глаз в немытую гору посуды: Сизиф устал... мартышкин труд... Но нежность к ближним торкнет в грудь и запершит, как в дни простуды.

 

Екатерина АРТМАН

(Омск)


ЖИЗНИ НИТЬ

Как Фродо, не желающий убить
Уродца жалкого, униженного всеми, –
Моя душа, пряди, как прежде, нить
Волшебных снов, рождённых в Вифлееме!

 

4 октября 2014 г.

* * * Чудо моё, диво-дивное! Стоило мокнуть под страшными ливнями, Стоило мёрзнуть на диком ветру, Чтобы увидеть тебя поутру!   Июнь 2017 г.   * * * Альстромерия отцвела. День последний сегодня цветков – Белых, тихих, прозрачных. – Душа Их отправилась в дальний полёт!   2 февраля 2018 г.  

 

Станислав РАДЗИЕВСКИЙ

(Омск)

ОДИНОЧЕСТВО

Рассказ

Был в начале двадцатого века в Сибири писатель из числа работников советского уголовного розыска Г. Лосьев, довольно увлекательно и, порой, иронично писавший свои произведения на темы из буден тогдашнего «революционного уголовного сыска». Так вот, в его тогдашней повести «Пафос личности» довольно красочно со слов одного из персонажей следует характеристика главного героя повести: «По обличию – поп, а по ухваткам – бандит…». Именно такие сравнения и пришли на ум под вечер при виде одинокой фигуры на улице города: клочковатая густая борода и косматая вороная причёска под широкими полями чёрной шляпы, длинное чёрное же пальто, плотно застёгнутое на все пуговицы, дополняли колючий и недоброжелательный взгляд, будто пронизывающий насквозь встречных прохожих. Если бы пришла необходимость каким-то образом обратиться к нему, то возникла бы проблема, с чего начать: то ли со слов «ваше преподобие», то ли с почтительного еврейского «ребе», но обязательно это должно быть обращение на «вы» и несмелым почтительным тоном.

Первое впечатление было далёким от истины. Он не был служителем ни одной из религий, а просто имел тот внешний вид, который наиболее соответствовал его личному внутреннему состоянию на тот момент. Так и тянуло обозвать его именем смутьяна из числа священнослужителей времён Г. Распутина. Итак, пусть он зовётся Илиодор.

Илиодор чинно и степенно шёл по улице, и никто из встречных не мог бы сразу сказать, что внутри его организма бушуют процессы вовсе не соответствующие столь неординарному внешнему виду, но всё же знакомые большинству из жителей страны, по крайне мере, его мужской части. Такое состояние именовалось похмельем. Он направлял свои стопы по направлению к ближайшему магазину, а вернее, к его прилавку, где на полках призывно сверкали стеклянными боками бутылки с вожделенным напитком цвета «иерусалимской слезы». Стремление «поправить здоровье» он искусно, хоть и мучительно, маскировал под внешним невозмутимым видом. При входе в дверь магазина дорогу ему преградила потрёпанная фигура бомжеватого вида с очевидной и весьма ожидаемой попыткой выклянчить немного мелочи, видимо, на «фунфырик» настойки боярышника. Илиодор не глядя сунул в протянутую руку какую-то бумажку и вполне «архирейским» рыком, злобным от того, что его задерживают на пути к заветной цели, пророкотал единственное слово, как нельзя более соответствующее его нынешнему имиджу:

– Изыди!

После посещения магазина с широким боковым карманом пальто, приятно отягощённым бутылкой с лечебным эликсиром, путь человека далее пролёг до дверей его квартиры на одном из верхних этажей городской высотки, причём шаги его по мере приближения к двери неосознанно становились чаще и нетерпеливей.

Будто издеваясь над собой, Илиодор не спеша разделся, приготовил посуду и подобие закуски и лишь тогда распечатал заветный сосуд. Первый стакан, поглощённый организмом, вскоре дал ощущение разлившегося внутри тепла и чувство умиротворения ко всему сущему, но всё же чего- то недоставало…

Он включил свет, поставил на стол зеркало и налил в стакан очередную порцию напитка, а для создания фона и имитации «эффекта присутствия» включил телевизор. Доза алкоголя вызвала некоторую паузу в мыслях, оставив лишь комплекс знакомых ощущений от выпитого, и довольно быстро усвоилась всем организмом. Мозг снова получил возможность к мышлению. Далее опять приходится вспомнить сюжет повести Г. Лосьева: как и в повествовании писателя, человек издал шумный вздох, и им совершенно непроизвольно и в точности вслух были произнесены слова главного героя повести:

– А поговорить-то и не с кем…

Конечно, нет речи о том, что Илиодор погрузился, как герой повести в пьяные философские рассуждения, типа:

– Люблю тебя, ночь-красавица целомудренная… (Это из текста повести).

Нет, он просто и тупо смотрел на своё отражение в зеркале и не допускал возникновения у себя никаких мыслей… Постепенно мысли всё же стали проявлять себя хаотичным возникновением воспоминаний о прошлых событиях, встречах, проблемах, вместе с этим возникали и визуальные картины былого сперва в голове, а затем уже привычно и в зеркале, как уже не раз повторялось с ним в подобные мгновения «осознанного одиночества». Телевизор уже привычно проявлял себя трескучими новостями, которые сменялись либо какой-либо «стрелялкой», либо ещё более тупым шоу… Уже пришла в голову знакомая навязчивая мысль о том, что надо было взять с собой для поддержания разговора хотя бы бомжа из магазина, но она была весьма короткой и тут же обросла вопросом: «А что с ним делать дальше?» и тут же была отброшена прочь. Требовался собеседник, способный на самый неожиданный по своей сути и интеллектуальный разговор….

Герой повести Г. Лосьева таким же образом избрал себе компаньона по выпивке и разговору, видимо, от суровой безысходности, и не найдя утешения в идее мыловарения, или в выращивании ананасов «…Их стервецов с шампанским жрут (как говорил И.Северянин) – удивительно вкусно, искристо и остро». Кроме того он ставил предполагаемому собеседнику условие:

– Только теперь я буду бить тебя периодически! Выдержишь?

По сюжету повести Г. Лосьева главный герой утешил себя тем, что стал осуществлять ночные грабежи, лишённые всякой логики, то есть он возвращал наутро всё награбленное в уголовный розыск…

Илиодор тоже уже неоднократно приходил к дурацким мыслям то об угоне рейсового городского трамвая, то к тому, что необходимо вылить себе на голову стакан водки и поджечь. В общем «театр абсурда» продолжал свой спектакль. Как и у «Личности» в произведении Г. Лосьева, у Илиодора наблюдалось какое-то «бесовское» стремление выразить себя обязательно неординарным, заметным для окружающих, сверх оригинальным, и даже диким способом. И какие только бредни не влезут в утомлённыё одиночеством и расслабленный алкоголем мозг…

Постепенно его блуждающий взгляд остановился на мобильном телефоне, лежащем на столе. Мысли сразу посветлели оттого, что найден был предполагаемый выход из положения: на счёте ведь достаточная сумма для междугороднего звонка, а это шанс хоть на короткое время обрести собеседника со столь же неожиданными сумасбродными фантазиями и сходным настроением… Тем более, что уже длительное время между ними практиковалось произнесение тостов по телефону и их поднятие на расстоянии, то есть, несмотря на трёхчасовую разницу во времени, дистанционная выпивка с небольшим дополнением фантазии и возможностей технических средств…

Набранный номер через короткое время отозвался знакомым хрипловатым голосом так, будто абонент на другом конце связи давно ждал звонка:

– Здорово! У тебя уже налито?

Стало ясно, что абонент на другом конце находится в том же состоянии «дефицита общения», что и Илиодор, и жаждет хотя бы такого суррогата застольного разговора на близкие темы, а их у собеседников было множество, в отличие от средств на мобильных телефонах, как и зарядки на них же.

– Ты знаешь, как положить слона в холодильник на четыре счёта?

– Нет, не догадываюсь…

– На счёт «один» – открыть холодильник. На счёт «два» – взять слона на руки. На счёт «три» – положить его в холодильник. На счёт «четыре» – закрыть холодильник. Всё!

Подобные шутки, иногда с применением иностранных языков часто практиковались в их общении по телефону для взаимного поднятия настроения, порой до этого лежащего на самом дне.

В телефоне послышался смех, затем предложение было уже на латыни:

– Ерго бибамус! (Итак, выпьем!)

Подобные вставки на украинском, польском, немецком, идиш и т.д. часто допускались в их общении для того, чтобы разогнать «бледные» мысли и заставить на напряжённых губах проявиться улыбке искренности, которой так не достаёт при общении в современном мире. И казалось, что вот он, собеседник, которому можно без утайки и оглядки, не думая о последствиях и «дипломатических» экивоках, выплеснуть всё сокровенное со стаканом библейского красного вина в руке… Это ли не короткое, но ослепительно яркое счастье?

Но всё кончается, как говорил Г. Х. Андерсен в одной из сказок: «…всему на свете бывает конец…». Бездушный мобильный телефон по-скотски мгновенно прекратил разговор на полуслове то ли из-за окончания зарядки, то ли из-за исхода средств, прервав момент счастья на время его подпитки…

Досада за испоганенный порыв поднять настроения выплеснула у Илиодора свою энергию чисто п-русски длинным и кудрявым, хотя и бессмысленным сгустком на «языке родных осин». Безысходное одиночество вновь злорадно оскалило свою пасть, озадачило несвоевременной необходимостью пополнения телефонного счёта и его подзарядки, и заставило Илиодора опять влезть в чёрные одежды и спешно проложить свой путь к знакомому магазину сквозь суетливый фонарно -рекламный калейдоскоп вечерней улицы…

Илиодор вновь заметил возле стены знакомую фигуру бомжа, но пропустил её мимо пристального взгляда, спеша внутрь к автомату оплаты телефонного счёта и, конечно же, к заветному прилавку. Вскоре он уже неспешно, в более умиротворённом состоянии покидал торговый зал с неудержимым намерением уже в ближайшие минуты возобновить прерванное, столь сладкое и желаемое телефонное общение по полной программе.

При виде выходящего из дверей магазина Илиодора бомж, помня его грозный рык, испуганно вжался в стену и значительно уменьшился в росте. Илиодор приблизился к нему, пристально посмотрел сверху вниз и почти физически ощутил желание последнего пасть ниц и покорно закрыть голову руками… Непонятно откуда в памяти возникла фраза из Евангелия: «Встань и иди!». Когда Илиодор прорычал её вслух, бомж покорно поднялся и, не поднимая взора, покорно последовал вслед за ним.

Всё происходило молча: путь к двери квартиры, разоблачение от верхней одежды и подготовка нехитрого убранства стола. Бомж с потупленным взглядом приблизился к столу, молча и робко принял поданный Илиодором стакан с остатками недопитой водки из предыдущей бутылки, затем истово перекрестился, видимо, желая угодить хозяину, и непривычно – мелкими глотками аккуратно поглотил содержимое, затем поднял глаза, и Илиодор с удивлением увидел на его щеках обильные слёзы…

«Да он же голодный!» – дошло до Илиодора! Какая-то суетливая и щемящая жалость незнакомо пробудилась в нём, и он быстро расколол на сковороду несколько яиц, помянув слова описания трапезы Василия Тёркина из поэмы А.Твардовского: «Ах, яичница, закуски в этом мире нет главней…!»

Бомж с плохо скрываемой жадностью, молча, но аккуратно поглощал нехитрое кушанье, интеллигентно держа хлеб и вилку нечистыми тонкими пальцами с нестриженными ногтями. Окончив трапезу, почти шёпотом произнёс слова благодарности Илиодору, и казалось, в ту же секунду готов был поцеловать ему руку, как священнослужителю высокого ранга, но Илиодор решил развеять его сомнения:

– Нет, я не поп! А даже наоборот, был коммунистом. А сейчас мне просто… – Илиодор выдержал паузу для формирования мысли. – Сейчас мне просто надо задавить своё одиночество любым способом. А телефон вот временно сдох. Хотел продолжить прерванный разговор, да вспомнил про разницу во времени на три часа. На другом конце – ночь. Неудобно… Ты кто?

– Я никто. Если Вам, ваше преподобие (разрешите так к Вам обращаться, мне так удобнее, да и более соответствует), угодно вспомнить старую сказку про крысолова, то там был ответ на Ваш вопрос: «Я меньше, чем никто. Я – крысолов!» Так вот, я и есть «меньше, чем никто». В прошлом, уже в очень далёком, я назывался кандидатом исторических наук. А теперь я просто, как видите, ваше преподобие, я – просто бомж (что значит – без определённого места жительства) или бич (бывший интеллигентный человек). Да и кто сейчас назовёт человеком специалиста со специальностью «Историк КПСС»? Работа испарилась вместе с «руководящей и направляющей силой», жена также испарилась вместе с вещами и квартирой, а работать чем-либо, кроме мозгов, оказалось настолько непривычно, что даже в вахтёры не брали, увидев название специальности в дипломе. Что оставалось? Собирать по свалкам металлолом, но отличить один вид металла от другого тоже не смог достаточно качественно. Воровать тоже не умею.

Били свои же. Иногда удавалось выпросить у магазина мелочь на пирожок или какую-нибудь сосиску в тесте… Пытался собирать пустые коробки в макулатуру, – побили снова, уже женщины. Оставалось сесть в тюрьму, стащил какую-то упаковку в ларьке – побили торговцы и отогнали, на второй раз забрали в милицию. Думал, что удалось, но в милиции тоже побили и выгнали…

Из глаз бомжа снова хлынули слёзы, и он не стремился их вытирать. Только тихонько что-то скулил сквозь стиснутые зубы…

Илиодор хорошо знал, как глушить истерики у мужчин. Он спешно свинтил пробку с новой бутылки и набулькал ему две трети стакана. Тот, стуча зубами о край и захлёбываясь, выпил и, как-то враз успокоившись, проговорил:

– Только не смейтесь, Ваше преподобие! Меня Мишей зовут, Михаилом Сергеевичем…

Илиодор не смог не расхохотаться. Такие каламбуры не могут не рассмешить, ведь он едва не произнёс вслух своё имя и отчество - Владимир Ильич!

– Ладно, Миша. Ложись поспи, а я пока подумаю что нам дальше делать.

Вскоре Миша, явно, непривычный к возлияниям, теплу и здоровой еде предался на диване тяжёлому одурманившему сну. Илиодор сам не выпил ни капли. Что-то непривычное колыхалось внутри, то давая повод для сходных воспоминаний, то для жалости, то для скорби… Ему стало мучительно ясно, что Миша не обманывал, он просто, как утопающий за соломинку, хватался за нить случайной доброты и призрачной надежды, как и многие из того, одного с Илиодором, «поколения, обманутого временем». И ясно было одно: необходимо было что-то делать. В конце концов, Миша ведь называл Илиодора «Ваше преподобие», а это уже поневоле стало обязывать на мудрое решение. Оно проклюнулось слабой надеждой с воспоминаниями о недавней встрече с бывшим сослуживцем, который вовремя сориентировался на гребне всех приснопамятных перемен в стране и умудрился всеми правдами и неправдами принять духовный сан и даже получить приход в пригороде, где и пребывал ныне «в благости и вере». Илиодору подумалось: «Я ведь теперь тоже в некотором виде «преподобие», а для благих дел у каждого всегда есть возможность и даже необходимость. Что такое одиночество? Поверхностно – это состояние отрешенного пребывания по вечерам в закрытой комнате с зашторенными окнами с единственным собеседником – телевизором, или телефоном под налитый стакан… Но если копнуть глубже, то одиночество может быть и в семье, как в любом людском коллективе и даже в толпе…Это состояние, когда ты окружён сплошным непониманием и атмосферой собственной ненужности даже в своих глазах. Значит, чтобы уничтожить это состояние, необходимо вернуть любым путём это самое ощущение собственной нужности кому-то, и самому себе в том числе.. Иначе оно поведёт к краю пропасти, затянет и либо убьёт, либо сбросит на самое дно, что, в общем-то, одно и тоже. Сколько молодых, сильных и способных специалистов, а также «афганцев», «чеченцев», я уже не говорю об «ангольцах» и «кубинцах», попросту вычеркнутых из списков военкоматских и государственных реестров, столкнулись с фактами «собственной ненужности» по возвращении или при потере работы? Сколько их спилось, опустилось на самое дно, потому что услышали потом:

– А это где? Это почему? Это кто вас туда посылал?

Вот так и появлялись в стране подобные персонажи, как Миша….

Илиодор раскрыл записную книжку, и окончательно ощутив себя «преподобием», отыскал в ней номер телефона бывшего сослуживца, а ныне настоятеля сельского прихода…

Вопрос довольно быстро был разрешён по бесконечно действующему в стране и самому надёжному «телефонному праву». Проспавшийся Миша проснулся и робко смотрел на суровое лицо Илиодора, не решаясь задать какой-либо вопрос. От опохмелки он отказался, ещё раз подтвердив в глазах Илиодора досадную случайность и неестественность своего нынешнего положения. Илиодор же продолжал далее миссию «преподобия»:

– Так, Михаил, пиши адрес. Поедешь к настоятелю, я ему уже позвонил. Примет тебя с условиями исполнения послушания, ты крестился при мне, не постесняешься и там. Исповедуешься и примешь то послушание, какое он назначит. Образование твоё позволит сравнить заповеди Христовы с Моральным кодексом строителя коммунизма. Быстро разберёшься, что это одно и тоже. Вот тебе деньги на первое время. Ну, господь с тобой! Изыди!

После того, как дверь за Михаилом тихо затворилась, Илиодор долго сидел молча, переваривая в памяти все последние события от встречи возле магазина до робкой попытки новоиспечённого послушника упасть на прощание ему в ноги и поцеловать руку. Затем улыбнулся, будто вспомнил о том, что вроде бы свершил благое дело, хоть и с некоторыми артистическими вывертами, отвинтил пробку у бутылки и наполнил стакан, как будто подвёл итог выполненной работе, пробормотал себе в бороду: «Преподобие» – и выпил. В голове крутилось Евангельское: «И воздастся каждому по делам его…»

Впервые за последнее время сон его был спокоен и лёгок.

Лидия ПАЩЕНКО

(Омск)

 

МЧИСЬ, КОГДА ЗОВУТ! ОСТАВЬ ДЕЛИШКИ…

 

* * *

 

Мчись, когда зовут! Оставь делишки.

Для друзей ты, стало быть, не «лишний»,

Больше – лекарь для душевных ран.

Пусть не воздадут тебе сторицей,

Ну, а вдруг, призыв не повторится?

Пусть не избран. Бог с ним.

Но ведь – зван?

 

* * *

 

В поле щедро колосятся злаки.

В срок не сжать, и станут чёрной прелью.

Нам судьба выращивает знаки

Вдоль дорог житейских, – знал Коэльяо

Разгадай щепотку знаков-зёрен, –

Станет путь твой светел, а не чёрен.

 

* * *

 

Дружба – это гордое понятье,

И готова равенство принять я,

Поровну чтоб каждый ношу нёс.

Но команды «взять!», «к ноге!», «на землю!»

Даже от любимых не приемлю.

Друг есть друг! Но уж никак не пёс.

 

 

* * *   На устах святых – молчанья пластырь. Сетую, не встретится мне пастырь, Умник, утешитель, духовник. А вопросов больше, чем ответов. Знанье скрыто – наложили вето. Не созрел, наверно, ученик…   * * *   Вот сижу и распускаю петли. Что теперь, досадовать ли, петь ли? Пропустила… Пусть и невзначай. В жизни, знаю, тоже за огрехи Мне судьба отсыплет на орехи. Не подаст, паршивица, на чай.  

Чужое счастье

Не скроешь злость – видать насквозь. Инстинктом стало стадным: Чужое счастье – в горло кость Завистливым и жадным.   Чужое счастье, что оно? Цветком незащищённым Сияет свято ли, грешно Другим, непосвящённым.   Кому – летать, а кто – бескрыл… Судьба. Что ж, огорчаться? Будь изумлён: тебя накрыл Случайно отсвет счастья.   Так начинай своё ценить! Не всё ж темно, нескладно? Стань выше и спеши сменить «завидно» на «отрадно».  

 

 

Светлана УЛАНОВА

 

(г. Полысаево, Кемеровская область)

 

«ПОЛОСКИ СОЛНЦА НА СТОЛ УПАЛИ…»

 

На аллее Пушкина

Здесь моё искрилось детство, С первыми веснушками… Я душой пришла согреться На аллею Пушкина.   Сказок много есть на свете – Но его – дороже мне… Пушкина читаю детям – Вырастут хорошими!

У витрины

Богатством сверкают витрины, Гламуром и лоском маня. И, глядя на эти картины, Вздыхает дочурка моя…   Пойдем мы от этого места, А вечером дома – вдвоём, Состряпаем счастье из теста, Любимую песню споём…   Украдкой смахнула слезинку, Встряхнулась… Чего это я? И дочке сказала: «Соринка… Чуть-чуть не попала в меня».

 

* * *

Просто не было с утра настроения,

Завелась с пустого несовпадения…

 

Ну, зачем в сердцах на дочь накричала,

А она мне на обиду – смолчала?

Ни поспорила со мной, ни вопроса мне…

Не заметила, как дочь стала взросло



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: