43. Чарвака заявляет, что конечным критерием истинности может быть только непосредственное чувственное восприятие - пратьякша и отвергает авторитет гимнов Вед. При таком рассуждении, однако, будет невозможно аксиоматически обозначить многие тонкие понятия, такие как истинная религия (дхарма) и тому подобные. Эти понятия зачастую находятся вне досягаемости чувств и разума человека.
44. Умозаключения обычного человека нельзя принимать как высшую истину, потому что люди бывают, к примеру, сумасшедшими, и это не всегда внешне заметно.
45. Кто-то может казаться нам мудрецом, но на деле может оказаться, что он пребывает в невежестве. Кроме того, следуя какому то личному мотиву, «мудрый» человек может пытаться обмануть нас. Вследствие обусловленности своей природы человек не совершенен и склонен делать ошибки. Поэтому, чтобы доказать, что какой-то мудрец или пророк обладает непогрешимым знанием, одной лишь логики недостаточно.
46. Чтобы оправдать свои сумасбродные взгляды на жизнь, человек может принимать авторитет ложных писаний, противоречащих учению Вед. Он даже может воображать, что поклоняется Богу, хотя его концепция Бога может быть совершенно искаженной. В результате такого демонического поклонения человек попадет не в духовный мир, а в Андха-тамас - мир непроглядной тьмы (особый ад, уготованный для непримиримых демонов).
ПРИМЕЧАНИЕ: В данном стихе объяснена психология демонов, которые всегда ненавидят Бога и неприемлют истинное духовное знание.
Обсуждение природы мукти или освобождения (тексты 47 — 63)
47. Определение истинного мукти, представленное Мадхвой:
В соответствии с нашей сиддхантой* - мокшу дарует Адхокшаджа, Господь, недоступный восприятию материальных чувств. Достигнув освобождения, исполненные блаженства святые души получают возможность наслаждаться множеством совершенных объектов чувств с помощью одухотворенных органов чувств.
|
ПРИМЕЧАНИЕ: *Сиддханта - целостная философская доктрина, представляющая конечную истину.
Мадхва отвергает понятие мукти в свете учения майявады:
48. Освобождение мукти является предметом обсуждения. Мы можем говорить о том, когда оно будет достигнуто и о том, как оно будет достигнуто, поэтому освобождение должно быть признано наделенным качествами вишеша и не может быть сопоставлено с объектом освобождения - безличным Брахманом, который, по определению майявади, нирвишеша, то есть, лишен каких-либо качеств.
Вывод налицо: мукти, в свете учения майявады, не имеет прочного философского основания, и потому разумным человеком должно быть отвергнуто.
Опровержение понятия мукти, трактуемого в школе вайшешика (тексты 49 - 61)
49. Согласно учению вайшешика, освобожденная душа не имеет ни ума, ни чувств, и потому не способна воспринимать объекты наслаждения, ни внешние, ни внутренние (умозрительные). В таком случае, освобожденная душа, лишенная всех атрибутов, таких как разум, будет подобна безжизненной деревянной статуэтке. Она не будет способна испытывать никакого счастья. Такое освобождение не может являться достойной усилий пурушартхой, целью человеческих устремлений.
50. Господь имеет знания и желания, Он совершает действия и усилия. Однако Он никогда не бывает вынужден терпеть что-либо неблагоприятное, то, что противоречило бы Его верховной и независимой воле. Всемогущий Господь наделяет и освобожденную душу подобными качествами совершенства, только в меньшей степени.
|
51. Вайшешики говорят: в этом мире за счастьем неизбежно приходит горе. Они опасаются, что если концепция счастья не будет полностью изжита дживой, то, после достижения освобождения, джива будет вынуждена вновь страдать. Значит, чтобы полностью освободиться от каких-либо страданий, вайшешики готовы отказаться даже от совершенного духовного счастья?!
Ответ таков: душа обладает личностными качествами в обусловленном состоянии и, следуя логике вайшеишков, можно заключить, что именно личностные качества являются причиной всех страданий. В таком случае, по достижении освобождения нам придется отказаться от личностного бытия, что равносильно принятию философии пустоты, буддийской шунья-вады.
52. Вайшешики возражают, что если освобожденная душа будет иметь тело, то она не сможет освободиться от шести телесных недостатков обусловленных душ. Этот аргумент ошибочен, потому что недостатки несовершенных материальных тел нельзя переносить на духовные тела освобожденных душ, имеющие совершенно иную природу.
ПРИМЕЧАНИЕ: Шесть недостатков обусловленных душ таковы: голод, жажда, желание, ненависть, печаль и слепые страсти. Кроме того, все материальные тела претерпевают шесть изменений: рождение, рост, воспроизведение, поддержание, увядание и смерть. Духовные тела освобожденных душ не имеют этих недостатков, как будет доказано в следующих стихах.
|
53. Вайшешики признают, что Бог не страдает от шести физических изменений тела, однако тело у Него все-таки есть. Это доказывает, что их аргумент, гласящий, что любое тело исполнено страданий и недостатков, не может быть признан верным.
54-55. Итак, у Господа есть тело, но это тело апракрита - не материальное. Подобным же образом, освобожденная душа также имеет тело апракрита. Это духовное тело является не внешнем покрытием души, а напротив, проявлением внутренней ее сути, сварупы - ее вечной индивидуальной формы.
56. Можно заявить, что освобожденная душа (мукта), не должна иметь частей тела, иначе она будет подвержена разрушению, подобно тому, как полотно, состоящее из нитей, разрушается, если нити испепелить. Мы тогда спросим: «Что, по-вашему, относится к частям тела мукты»?
57. Если эти части тела отличны от четаны (внутренней сути или сознания души), то, конечно, они будут подвержены разрушению. Однако части вечного духовного тела души неотъемлемы от нее самой, это неопровержимый факт,
58. Философия вайшешика утверждает, что как Бог пронизывает все сущее, атомарная душа может также пронизывать собой некое пространство (от размера мельчайшего атома параману до размера предплечья). Эта концепция является основой для доказательства того, что душа может иметь некоторые органы в пространстве, которые неотличны от нее самой.
59. Вайшешика признаёт, что Бог есть всезнающий. Это подразумевает, что Он обладает совершенными чувствами, дающими Ему возможность получать знания обо всех объектах творения. Мукта, освобожденная душа так же, как и Господь, обладает сознанием четана, следовательно, она тоже должна иметь чувства для восприятия внешней реальности. Разница заключается в том, что у освобожденной души чувства духовные, а не материальные, как у обусловленных душ.
60. Вайшешика утверждает, что, хотя Бог обладает знанием обо всех объектах мира, Он не испытывает блаженства, ведь по их понятию, счастье неотделимо от неизбежно следующего за ним горя. Этот аргумент мы уже обсуждали ранее: блаженство Господа имеет вечную и нематериальную природу и, следовательно, никогда не сменяется горем.
61. В материальном мире неживая материя ачит (например, камень) лишена чувств, сознания и знания. Обусловленная же душа (относящаяся к категории чит) имеет и сознание, и чувства, следовательно, в освобожденном состоянии она также должна будет иметь трансцендентные тело, чувства и объекты наслаждений.
62. «Почему же другие философы не приемлют освобождение как состояние, исполненное трансцендентного блаженства»?! - в сердцах воскликнул Мадхва. - Так описывают освобождение Веды, и мы доказали с помощью логики достоверность этого описания. Почему же эти ученые мужи бездумно принимают Бога за безличный и бесформенный Брахман?
63.
татах сватах праманена дево ведена ведитах
вишнур мокшади-датети вишвам бхавати шобханам
Итак, вывод очевиден: «Вишну есть Верховный Господь. Его можно познать лишь через откровения Вед - непогрешимый источник абсолютного знания. Освобождение и все другие благословения сполна дарует только Он. Это знание есть высшее благо для всей вселенной!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Это заключительный стих философской презентации Мадхвы. В ней Мадхва ясно утвердил следующие фундаментальные принципы Веданты:
1) Вишну есть Верховный Господь, Творец мироздания;
2) Освобождение может даровать только Верховный Господь;
3) Веды являются непогрешимым источником знания;
4) Четыре пурушартхи: (дхарма - религиозность, артха - экономическое развитие, кама - наслаждение объектами чувств и мокша - освобождение), четыре цели человеческих устремлений, достижимы лишь по милости Верховного Господа.
64. Пока всезнающий Мадхва объяснял философию «Веданты», Тривикрама Пандит внимательно его слушал.
65. Затем Тривикрама натянул тугой лук своих широких познаний и пустил в ход острые стрелы логических аргументов, оперенные постулатами противоборствующих Мадхве философских школ.
66. Смеясь в ответ, Мадхва применил неотразимые стрелы своей необычайно убедительной логики и так играючи отбил философскую атаку Тривикрамы.
67. Тривикрама вначале попытался найти изъяны в системе логической аргументации Мадхвы, но вскоре убедился, что сделать это невозможно. Логика Мадхвы была воистину неопровержима.
Лучший из брахманов, Тривикрама, применил тогда против Мадхвы неотразимое оружие - Веды, как первоисточник всего знания. Он начал цитировать ведические гимны, якобы противоречащие учению Мадхвы. Никто, (кроме Мадхвы, не смог бы противостоять такому интеллектуальному натиску.
68. Отвечая Тривикраме, Мадхва, в свою очередь, привел множество цитат из Вед в подкрепление своей философской доктрины. Это были очень веские высказывания, смысл которых был прямым и настолько очевидным, что его невозможно было изменить никакими иносказательными интерпретациями. Мадхва также показал, что тексты из Вед, приведенные Тривикрамой, можно было объяснить в совершенно ином свете, в котором смысл их становился подтверждением теистического учения Мадхвы.
69. Этот жаркий философский диспут продолжался пятнадцать дней. В конце его Тривикрама полностью исчерпал все свои аргументы. Так дорогой Господу Кришне, держащему диск Сударшану, Мадхва искусно освободил Тривикраму от всех мучавших его сомнений.
70. Склонившись в поклоне перед Мадхвой, мудрый Тривикрама воскликнул - «О господин, пожалуйста, прости меня, неразумного, за вольности, допущенные в диспуте! Теперь я молю лишь о возможности служить пыли с твоих лотосоподобных стоп!»
71. Тогда Мадхва полностью объяснил Тривикраме свой комментарий на «Веданта-сутру». Собравшиеся святые были очень рады этому, тогда как наделенные демоническими качествами ненавистники Мадхвы погрузились в скорбь.
ПРИМЕЧАНИЕ: Последователи майявады надеялись, что Тривикрама сможет победить Мадхву, но их надежды не оправдались. Более того, Тривикрама неожиданно сам стал последователем Мадхвы, и это было, несомненно, большим ударом для всех майявади.
72. Затем великий ачарья Мадхва велел Тривикраме составить подробный комментарий на свою «Веданта-бхашью».