Описание одного дня из жизни Шри Мадхвачарьи




7. Мадхва, лучший из знатоков всех духовных дисциплин, показал на собственном примере, как следует исполнять повседневные духовные обязанности. Он всегда вставал ранним утром, до восхода солнца, когда небо окрашивалось лишь первыми лучами восхода - арунодая. В первую очередь Мадхва совершал омовение и прочие очистительные процедуры. Затем в месте, отгороженном полотняными занавесами шафранового цвета, он садился в йогическую позу и медитировал на Верховного Господа Нараяну, наделенного непревзойденными достоинствами Личности Бога.

8. Отрешившиеся от мирских дел ученики Мадхвы вставали вместе с ним и, начистив зубы до белизны веточками нимба или других деревьев, соблюдая все правила, омывались в водоеме. В точности следуя наставлениям учителя, ученики в совершенстве исполняли дыхательные упражнения пранаяму и другие ритуалы.

9. В соответствии с духовной культурой Вед, ученики всегда ложились спать позже своих учителей, а поднимались раньше, и в течение всего дня были с преданностью заняты служением своим наставникам. Такова плата учеников за бесценное духовное знание, которое они обретают к процессе обучения.

10. Один ученик накануне вечером допоздна слушал наставления учителя. Позже, лежа в постели и размышляя об услышанном, он долгое время не мог уснуть. Когда ранним утром пришло время вставать, охваченный дремой ученик не проснулся. Тогда гуру, не дожидаясь его, сам поднялся, взял свежую одежду и атрибуты поклонения, и отправился к воде, чтобы омыться. Вскоре ученик проснулся, но было уже поздно. Он осознал совершенную оплошность, и его охватил сильный стыд.

ПРИМЕЧАНИЕ: Согласно «Бхава-пракашике», данный инцидент произошел не с учеником Мадхвы, а с учеником некоего другого учителя.

11. Когда учитель омывался, опоздавшие ученики не вошли в воду. Смиренно склонив головы, они стояли на берегу поодаль, словно из опасения, что учитель осуждающе спросит их - «Почему же вы не выполнили свои обязанности вовремя?»

12. Было ранее утро, и Пурна-прагья тихо сел в свете масляного светильника у алтаря. Старший ученик-саньяси в глубокой сосредоточенности начал готовить Божества и шалаграмы для поклонения Мадхвы. Наполнив водой изящную морскую раковину, он сделал утренние подношения и с почтительной осторожностью снял с алтаря цветы, предложенные Господу накануне.

13. После совершенного Мадхвой ритуального омовения Божеств - абхишеки, все увидели, как с гирлянды падают капли божественного нектара амриты. Такова была сила служения Мадхвы. Молодые ученики приняли сначала этот нектар за гхи, топленое масло. Однако позже, получив разъяснения от старших преданных, они убедились, что это действительно был неземной нектар. Этот ниспосланный Господом нектар Мадхва принимал в пищу каждый день.

ПРИМЕЧАНИЕ: Здесь поэт приоткрывает один из секретов ежедневной духовной практики Мадхвы. Это действительный факт, гхи использованное в абхашеке, быстро загустевает и уже не каплет, особенно когда поверх него на украшенное гирляндой божество льют другие жидкости, такие как молоко и йогурт. Поэтому в данном стихе речь идет о подлинном нектаре бессмертия, по милости Господа проявлявшемся во время служб Мадхвы.В своей изначальной форме, как Мукхья-прана, Мадхва также известен под именем Амрита, ибо его, подобное нектару бессмертия, духовное знание, никогда не увядает.

14.

агамад-учита-мантраис тудайанам трайанам

кртибхир анумататмй татра пайчйнга-видбхих

удайа-махима-рочиш-чакравартй три-шактих

дадхад-ати-врха-дантах шад-гунам сватма-теджах

Под звуки сокровенных ведических матр гаятри, восходящее Солнце появилось в небе, подобно вселенскому императору. Восход Солнца делится на три благоприятных периода: арунодая - появление на небе первых розовых лучей утренней зари; ушас - озарение мира солнечным светом; савитри - восход солнечного диска.

Как царь, Солнце есть анумататма, именно оно позволяет человеку достигать успеха во всех практических делах. Брахманы, знатоки Вед, читают мантры для достижения различных совершенств, как духовных, так и материальных. Перед началом важных деяний или ритуалов, они совершают панчанга-ньясу, освящают пять частей своего тела: хридая - сердце; ширас - голову; шикху - ритуальный пучок волос на макушке головы; кавачу - защитную мантру, защищающую шикху; астру - оружие в форме слога пхат, защищающее тонкое тело или свечение ауры человека.

Как властелин мира, Солнце несет в себе три важнейшие жизненные энергии: падартха-пракашана - освещает мироздание; танана - несет тепло; ахладана - дарует радость жизни. В солнечном диске проявлено сияние Верховного Господа Вишну, во всей полноте наделенного шестью достояниями: силой, знанием, богатством, красотой, славой и отрешенностью.

15. Еще несколько минут назад весь мир был покрыт непроглядной тьмой, подобной темному полчищу диких слонов, заполонивших все пространство и не дающих прохода мирным животным. Восходящее солнце, подобно царю львов, явилось и когтями своих лучей начало уничтожать слонов тьмы, очищая мир от нечисти.

16.

мадхура-патага-равах шантанаишамбу-башпах

сапади випула-рагах свабхисарат прасаннах

арунатара-ниратйач чхамбара дик-пурандхрйх

смита-сарасиджа-вактрах сваих караир алилинге

«Руками лучей восходящее Солнце обняло своих дорогих жен - стороны света Дик. Жены ответили сладкозвучным пением птиц и оставили слезы разлуки, упавшие наземь в форме капелек росы. Одна (восточная) сторона тут же явила обильные эмоции любви, вспыхнув красной зарей и вслед за тем, оставив гнев, порожденный разлукой с супругом, облачилась в светлые легкие одежды прозрачного утреннего неба. Так с появлением Солнца, лики его жен Дик расцвели улыбками вновь распустившихся в чистейших озерах лотосов.

17. Когда ученики распростерлись в утреннем поклоне перед учителем, поднявшаяся в воздух пыль чарующе заискрилась в тысячах лучей уже взошедшего солнца. Лучи солнца по-дружески напомнили ученикам, что настало время слушать утреннюю лекцию учителя (по «Шримад-Бхагаватам»).

ПРИМЕЧАНИЕ: Наличие описанной здесь пыли не является показателем нечистоты используемых помещений. Эта сцена происходила в естественных климатических условиях Южной Индии под открытым небом, где от пыли невозможно избавиться полностью.

18. Для читавшего лекцию Мадхвы было сооружено особое сиденье-возвышение, йога-питха. Исполненные благости ученики уселись вокруг и приготовились внимательно слушать. В передних рядах сели старшие, отрешенные санньяси, которые к тому времени успешно закончили свои утренние обязанности, связанные с поклонением Господу. Так все собрались ради важнейшего занятия - духовного слушания.

19. Манускрипт «Веданты», страницы которого были сделаны из пальмовых листьев, покоился перед учителем на возвышении. Для сохранности он был бережно завернут в красивую ткань. В нем было много внутренних вставных страниц, и с его помощью опытные мыслители могли, под руководством Мадхвы, необычайно расширить и углубить свое понимание духовной философии. Это священное писание есть обитель Самого Господа Мурари (Кришны).

20. Это была рукописная книга. Буквы в ней, расположенные на равном расстоянии друг от друга, блистали красотой и изяществом линий. Все стихи были искусно записаны самым четким каллиграфическим почерком.

21. Некоторые старшие ученики были уже искушены в духовной науке. Они могли сразу же определить источники цитат, приводимых Мадхвой, ибо слышали их объяснения уже много раз. Другие были нетак быстры в понимании, и пока заучивали лишь вступительные молитвы учителю и Господу Хари. Как бы то ни было, искренние усилия рано или поздно неизменно приводят человека к желанным плодам.

22. Предложив Мадхве поклоны, ученики сели слушать его в благоговейном молчании. Сияя в ученом собрании, как солнце тысячами лучей в небе, Мадхва сбросил с плеч красное покрывало цвета утренней зари, которое он носил в ранние утренние часы. Так, словно восходящее солнце, он сменил красный цвет на золотистое сияние, исходящее от его тела. Святость Мадхвы такова, что даже бог Солнца поклоняется его стопам.

23. Перед началом лекции мудрый Мадхвы пел вибрирующий священный слог ом, три звука которого (А; У; М) заключают в себе суть трех Вед. Они также содержат в себе сияющий теджас, который является источником творческой энергии в трех сферах мироздания вселенной.

ПРИМЕЧАНИЕ: В «Айтарея-брахмане» процесс развития творения описан следующим образом. Господь вначале сотворил три сферы мироздания: землю - притхиви; небо - антарикшу и рай - дивам. Затем Он обжег их своим тапасом, созидательной огненной энергией. В результате появились три вида теджаса, лучезарных энергетических объекта, из земли - огонь Агни; из неба - ветер Ваю; из рая - Солнце. Господь тогда обжег эти три теджаса, и из них появились три Веды: из Агни - «Риг-веда»; из Ваю - «Яджур-веда»; из Солнца - «Сама-веда». Господь далее обжег три Веды. Из них появились три вйахрити - священные слова бхур; бхувах; свах, которые обычно читаются перед гаятри-мантрой. Господь далее обжег эти три вйахрити и из них появились три буквы, составляющие священный слог ом - А; У; М. Таким образом в этом единственном слоге, в сжатой форме, заключены все энергии мироздания.

24. В начале лекции кто-то из учеников мелодичным голосом внятно пел обсуждаемый текст из «Упанишад». Затем Мадхва подробно разъяснял глубокий смысл этого стиха. Для почтительных слушателей его слова лились подобно непрерывному потоку нектара бессмертия.

25. Неутомимый Мадхва давал исчерпывающие ответы на все вопросы слушателей. Он раздавал духовное знание ищущим людям, подобно тому, как щедрый Карна некогда раздавал богатство всем нуждающимся. Если кто-то вступал с Мадхвой в дебаты, он быстро побеждал оппонента множеством неопровержимых аргументов, подобно тому, как Арджуна в былые времена разбивал врагов сотнями острых стрел.

26. Когда в полдень лучезарное солнце пересекало зенит, Мадхва заканчивал лекцию и шел к храмовому озеру, чтобы совершить ритуальное омовение. В это время Божества всех других священных водоемов собирались в этом озере, чтобы соприкоснуться с великой святой личностью.

ПРИМЕЧАНИЕ: Лекция Мадхвы длилась с утра до полудня, то есть, около четырех часов. Это показывает, насколько серьезно он относился к передаче духовного знания.

27. Водоем с кристально чистой водой был подобен мудрецу с ясным, как зеркало, сознанием. Вначале он с любовью принял своей поверхностью отражение всезнающего Мадхвы, чей совершенный облик дорог сердцам святых людей. Затем удачливый водоем обрел самого Мадхву, когда тот окунулся в воду. Подобным же образом медитирующий мудрец сначала видит лишь отражение облика Господа в своем очищенном уме, а затем, достигнув просветления (апарокшаджа-гъяны), воистину видит Самого Господа духовным зрением.

28. Совершив омовение, Мадхва взял в правую руку раковину и совершил абхишеку для шалаграмов, отмеченных знаками чакр, дисков Господа Хари. В темных, зеркально гладких поверхностях шалаграмов отразился облик Мадхвы, державшего в руке раковину. Отражение Мадхвы, с его совершенными очертаниями тела, было похоже на облик Самого Господа Кришны с раковиной Панчаджанья в руке. Так Кришна словно проявил Себя изнутри шалаграмов, довольный поклонением Мадхвы.

29. Великие мудрецы утверждают что испив с преданностью чаранамриты, священной воды, омывшей стопы Господа, человек обретает благо столь же великое, как то, что обретается строгим соблюдением предписанных постов в течение двенадцати лет. Оно превосходит даже благо, полученное от омовения в священных реках, таких, как Ганга и Годавари. Такова была чаранамрита со стоп Господа Вишну, которую пил неизмеримо мудрый Мадхва после окончания службы.

ПРИМЕЧАНИЕ: В книгу Мадхвачарьи «Кришнамрита-махарнава» включен следующий стих, подтверждающий сделанное в тексте утверждение:

три-ратра-пхалада надйо йах кашчид асамудрагах

самудрагас ту пакшасйа масасйа соритам патих

шан-маса-пхалада года ватсарасйа ту джахнави

двадагйабдопавасасйа вишну-падода-севанам

«Омовение в некоторых священных реках, не впадающих в океан, приносит благо, равное полученному от трехдневного поста. Реки же впадающие в океан несут благо уже двухнедельного аскетического подвига. Лишь одно омовение в океане, совершённое в должное время, дарует благо месячного поста. Омовение в священной реке Годавари несет благо от аскетического подвига, совершаемого в течение шести месяцев, а одно омовение в Ганге дарует благо от совершения подвига в течение года. Еще более удивительно то, что вода со стоп Господа Вишну, если ее выпить, приносит плод благочестия от поста, творимого в течение двенадцати лет».

Омовение в океане несет благо, если совершается в особые дни, такие как новолуние и полнолуние.

30. Тело великого преданного Господа, Мадхвы было украшено двенадцатью вертикальными знаками Господа Вишну из желтой глины гопи-чанданы. Эти знаки сверкали, как двенадцать взошедших солнц, а само тело Мадхвы было исполнено сияния такого же яркого, как огненный диск Господа, Сударшана. Свечение тела Мадхвы казалось богоненавистникам невыносимым, как огонь вселенского разрушения.

31. Прекрасное от природы лицо мудрейшего Мадхвы светилось как полная луна. Почтительно сложив ладони, собравшиеся в храме люди с упоением смотрели на него. Когда, завершив поклонение Господу, Мадхва величественно шел через толпу, люди, видя его, почтительно расступались по сторонам еще до того, как храмовый глашатай громко призывал их уступить дорогу.

32. Когда великий учитель Мадхва мыл ноги у входа в храм, вся вода с его лотосоподобных стоп была собрана с земли преданными, которые кропили ею свои головы. Хотя это несколько огорчало преданную Мадхве матушку Землю, таков уж ее удел - терпение. Без ее терпения, что было бы с этим миром?!

33. Для омовения Господа ученик Мадхвы принес из озера совершенно чистую прозрачную воду без запаха. Эту воду он собрал с таким великим тщанием, что даже ногти его рук не коснулись ее. Сосредоточенный на служении ученик нес эту воду, отвернув лицо в сторону, чтобы не коснуться ее даже своим дыханием. Этой водой был наполнен ритуальный сосуд камандалу, используемый Мадхвой для служения Господу Кришне.

34. Половина лунного месяца, когда луна прибывает, считается самой благоприятной с точки зрения астрологии. В этот период небожители и небесная корова камадхену возвращают Луне божественный нектар, который они выпили в течение предыдущей половины месяца, когда луна убывала.

Столь же благодатно было то время, когда благословенный Мадхва наполнял белую как лотос раковину чистой водой, смешанной с ароматными цветами туласи. Так Мадхва начинал поклонение Господу - абхишеку.

35. Мадхва поклонялся образу Господа, нанося на него капли ароматной сандаловой пасты. Он подносил Господу свежие цветы и побеги царицы растений, деревца туласи. Он прелагал множество прекрасных и благоуханных цветов, произрастающих на земле, в воде, на лианах и на деревьях. Казалось, сама богиня процветания Виджая-Лакшми проявилась в форме всей этой прелестной красоты, чтобы послужить своему супругу, Верховному Господу.

36. Поклоняясь Господу, Мадхва предлагал шодашопачару - шестнадцать видов служения и подношений, предписанных в писаниях. Они таковы: 1) аргхья - чистая вода; 2) падья - вода для омовения стоп; 3) ачамания - вода для очищения рук и уст; 4) мадхупарка - медовая вода; 5) пунар ачамания - повторно вода для очищения рук и уст; 6) снана - омовение; 7) вастра - одежды; 8) бхушана - украшения; 9) ягьопавита - священный брахманский шнур; 10) асана - трон-сиденье; 11) гандха - ароматная сандаловая паста; 12) пушпа - цветы; 13 )дхупа - благовония; 14) дипа - разнообразные масляные светильники; 15) наиведья - пищу; 16) намаскара - поклон.

Затем Мадхва с преданностью предлагал шаданупачару - шесть дополнительных подношений Господу: 1) мукха-васа - ароматные специи; 2) тамбула - орехи бетеля; 3) дарпана - зеркало; 4) чхатра - зонтик; 5) чамара - опахало; 6) падуке - сандалии.

Совершая поклонение Господу, Мадхва тщательно избегал тридцати двух оскорблений, перечисленных в священных писаниях, таких, как служение Богу в оскверненном состоянии и прочие.

37. Из приведенного выше описания, однако, не следует делать вывода, что Мадхва совершает лишь формальное ежедневное поклонение Господу. В действительности он непрерывно поклоняется Господу, восседающему на лотосе его сердца. Господь неизменно пребывает в сердце Мадхвы, подобном красному рубину. Тело Мадхвы - это божественный дом Господа. Мадхва омывает пребывающего в его сердце Господа обильными водами своей глубокой веры, которая с незапамятных времен широкой рекой протекает в его сознании. Мадхва предлагает Господу не просто восемь обычных цветов, он подносит Ему восемь бхава-пушпак, восемь подобных цветам качеств характера, которые воистину удовлетворяют Господа.

ПРИМЕЧАНИЕ: Восемь бхава-пуштак упоминаются в «Махабхарате». Их всегда предлагал Господу Кришне преданный Бхима. Ниже приведены два стиха из разных источников, описывающие восемь достоинств характера.

ахимса сатйам астейам брахмачарйапариграхау

шаучам туштих сарва-самарпанам итй ашта-бхава-пушпани

« Восемь цветков, украшающих характер таковы: ахимса - ненасилие; сатйа - правдивость; астейа - отсутствие склонности к воровству; брахмачарйа - соблюдение целибата; апариграха - непривязанность к материальному; шаучам - чистота внутренняя и внешняя; туштих удовлетворенность; сарва-самарпанам - посвящение всего, что есть, служению Господу».

ахимса пратхамам пушпам пушпам индрийа-ниграхах

сарва-бхута-дайа-пуитам кшама-пушпам вишшйате

джнана-пушпам тапах-пушпам дхйана-пушпам ту саптамам

сатйам чаиваштамам пушпам эбхис тушйати кешавах

« Господь Кешава удовлетворен, если преданного украшают следующие восемь подобных прекрасным цветкам качеств; ахимса - ненасилие; индрийа-ниграха - контроль чувств; сарва-бхута-дайа - сострадание ко все живым существам; кшама - терпение и прощение; джнана - духовное знание; тапах - аскетизм; дхйана - сосредоточение в медитации на Господа; сатйа - правдивость».

38. Завершив пышное поклонение Кришне, Мадхва нанес себе на руки, грудь и плечи густую ароматную сандаловую пасту, оставшуюся как прасад после поклонения. Его лицо светилось улыбкой, словно луна, на нем были красивые одежды из мягкого шелка, весь вид его стал праздником для глаз людей, мудрецов и небожителей.

39. Искусный в толковании Вед, высокочтимый Мадхва затем вкусил изысканное сладкое блюдо из риса и молока - параманну, которое было предложено Господу на алтаре. Для обретения такой нектарной пищи ему не потребовалось совершать никаких излишних усилий. Мадхва вкушая прасад непрестанно думал - «Пусть же Властелин мира Шаури (Кришна) будет доволен моим служением!»

40. После обеда, усевшись на деревянное сиденье, заботливо покрытое шерстяным ковром и шелковой тканью, Мадхва со вкусом погружался в обсуждение тонкостей различных ведических наук, что было пиром для ушей собравшихся ученых мужей, блиставших всесторонними познаниями.

41. Близкий ученик по легкому движению бровей Мадхвы понял, что учитель нуждается в чем-то. Мгновенно сообразив, в чем была потребность, ученик ответил Мадхве сияющей улыбкой. Учтиво прикрывая рот ладонью, он прошептал учителю на ухо несколько слов, сообщая о своей готовности исполнить его волю.

ПРИМЕЧАНИЕ: Из этого описания видно, как преданные ученики Мадхвы с полуслова выполняли все его просьбы. В данном случае, следуя этикету, ученик прикрыл рот ладонью, чтобы не коснуться учителя даже дыханием, так трепетно он относился к нему.

42. Во время лекции вокруг святого Мадхвы сидело множество людей, пребывавших в настроении благоговейного почтения. Когда было объявлено, что Мадхва просит добровольцев совершить некое служение, многие домохозяева с энтузиазмом вызвались исполнить его. «Я, я первый это сделаю!» - так они выражали свое горячее желание послужить, и почтительно кланялись стопам Мадхвы.

43. Паломники из разных дальних мест ранее слышали об удивительных достоинствах Мадхвы. Однако, увидев его воочию, они вдруг осознали, что Мадхва наделен божественными качествами в сотни раз больше, чем это можно вообразить. В изумлении они замирали с почтительно сложенными ладонями, а Мадхва приветливо приглашал их сесть.

44. Когда Мадхва собрался приступить к лекции, один толковый ученик отправился звать остальных, погруженных в размышления над услышанными ранее уроками. Он восклицал: «Хватит, достаточно повторять пройденные темы, вы можете поразмыслить над ними позже! Сейчас наш дорогой учитель будет говорить, пойдемте же!»

45. Когда исполненный необычайной мудрости Мадхва давал свои блистательные объяснения священных писаний, он выглядел величественно, как сын Сатьявати Господь Вьясадева. Люди слушали его настолько внимательно, что даже переставали моргать. Они ощущали духовный экстаз и потому вовсе не замечали течения времени.

46. На заходящее красное солнце легко смотреть, оно не слепит глаза. Пройдя через весь небосклон, оно не утратило силу, и его лучезарный всеблагой вид остается таким же, как во время восхода.

Духовно сильные люди похожи на солнце, они приняли надежное прибежище у стоп Господа Вишну, великого как небо. Они лучезарны по природе и потому неизменно являются светилами для человечества, через какие бы трудности не приходилось им проходить.

47. Блистательное солнце наполовину погрузилось в океан и в этот момент было похоже на красавицу, покрытую рубиново-красной шалью и наряженную в изумрудные одежды из морских волн.

48. Во время захода солнца Мадхва медитировал на Верховного Господа, поддерживающего все элементы творения: землю, воду, огонь, воздух, эфир, ложное эго аханкару и источник всех последующих трансформаций материи - махат-таттву. Все эти элементы проявляются из изначальной ипостаси материи мула-джада-пракрити.

Мадхва размышлял о том, что Господь присутствует в духовном небе авьякрита-акаше, где три гуны материальной природы не проявлены. Господь вечно полон совершенных личностных качеств, никто из полубогов, демонов или людей не может сравниться с Ним.

49. Ученые брахманы, следуя предписаниям дхарма-шастр, приступили к своим вечерним ритуалам и медитации на Господа Хари, Творца вселенной проявленного в солнечном диске. Они выполняли эти духовные обязанности по всем правилам, в должное время - на закате, и период между последними лучами заходящего солнца и появлением на небосклоне звезд.

50. Опытные в ритуалах поклонения брахманы начали совершать подношения огню. Они призывали шестнадцать Божеств, имеющих отношение к процессу ведической ягьи. Возливая в огонь топленое масло, они восклицали - «на мама, это не мое, это для Господа!» Совершение таких жертвоприношений приводит к освобождению и к достижению вечного царства Господа.

ПРИМЕЧАНИЕ: Согласно комментарию «Бхава-пракашика», шестнадцать Божеств ведического огненного жертвоприношения таковы: Шива, Ваю, двое Ашвинов - божества ноздрей, Сома - луна, Варуна - бог воды, Пуша - один из Адитьев, Маруты - боги ветров, полубоги Вишвадевы, Митра - один из Адитьев, Дьяу-Притхви небо и земля, Савитри - солнце, Господь Вишну - главное Божество, Брихаспати - учитель богов, Агни - бог огня, Праджапати - Прародитель и Индра - царь небес.

В настоящее время из-за разлагающего влияния века Кали совершение таких классических огненных жертвоприношений мало кому доступно. Однако, если человек начнет совершать жертвоприношение в форме повторения с преданностью шестнадцати имен Бога:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

- составляющих маха-мантру, то он может, милостью Господа, достичь того же самого результата, которого достигали ведические брахманы, или даже большего.

51. В небе появился бог луны Чандра, чей светящийся лик ясно виден в ночь полнолуния. Видя его красоту, небесные женщины и жены Чандры - звезды накшатры - в восхищении воскликнули: «О, если бы не пятна на твоем светлом лице, его красота была бы сопоставима с красотой прелестного лика твоей сестры, богини процветания Лакшми, которая также родилась при пахтанье молочного океана!»

52. Ночью цветущие лотосы и птицы чакраваки страдают из-за разлуки с зашедшим солнцем. Но голубые лилии кумуда и птицы чакори, днем страдавшие от солнечного жара, напротив, наслаждаются прохладными лунными лучами. Таков замысел Творца: в этом мире нет универсального источника материального счастья для всех. (Источником всеобщего счастья может стать лишь изначальный источник всего сущего, Всеблагой Господь.)

ПРИМЕЧАНИЕ. Последующиетри стиха завершают эту главу. Они имеют двойной смысл. В них поэт Нараяна Пандит искусно сопоставляет вечернюю проповедническую деятельность Мадхвы с исполненной божественности красотой природы.

53.

далитендра-нила-мани-нила-вибхрамам нава-кунда-кудма-ласита-двиджавали

смитайа наготтама-шupax суджатайа вана-малайа сурабхиташайанвитам

«В вечернее время мудрый Мадхва рассказывал о Господе Кришне, разъясняя стихи из «Шримад-Бхагаватам». При этом он сиял, словно луна, и поэтому само собой напрашивается следующее поэтическое сравнение:

Луна своими лучами освещает ночное небо, которое цветом напоминает тело Господа Кришны. Как ночное небо, тело Господа имеет цвет сияющего всеми своими гранями, отшлифованного синего сапфира.

Ночное небо блистает рядами звезд, которые похожи на блистающие белизной, словно вновь распустившиеся цветки кунда, зубы Кришны.

Ночное небо обрамляют высокие холмы, покрытые благоуханными цветущими деревьями. Их вид напоминает ароматную гирлянду из лесных цветов, покоящуюся на груди Господа Кришны».

54.

мриду-гами-вимана-сампадо рамайат сусмита-гопа-сундарих

napumana-вихинам удджвалам сутатам сукшматарамбарам варам

« Как луна своими лучами рассеивает тьму, скрывающую ночное небо, так Мадхва своими речами рассеивает невежество, не позволяющее увидеть Господа.

Ночное небо в полнолуние украшено множеством парящих в нем воздушных кораблей, в которых блистают улыбками и перебираютструны вин небесные женщины. Это небо похоже на Господа Кришну, который даровал блаженство очаровательно улыбающимся пастушкам гопи. Вдохновленные любовью к Кришне, гопи оставили все мирские устои, и пришли к Нему на свидание.

Всепроникающее небо необычайно тонко, оно напоминает изысканный объект любви, Господа Шри Кришну, носящего тончайшие шелковые одежды.

Ночное небо в полнолуние залито нежным сиянием, но его приятный свет лишен знойного жара дня. Лучезарный Господь также не обжигает нежным свечением Своего духовного тела».

55.

гобхис тамамсй апанайан гатидам праджанам

артхантарам са бхагаван пракатй чакара

сананда-чид-гуна-ганам парипурна-самвич

чандрас ту гйабда-гунам итй айам эва бхедах

«Луна рассеивает тьму своими лучами и указывает дорогу заблудшим путникам. Мадхва рассеивает невежество своими речами и являет истинный смысл жизни - развитие любви к Шри Кришне и возвращение в вечную духовную обитель.

Итак, Мадхва подобен полной луне, изливающей свет духовного знания. В своей лекции по «Шримад-Бхагаватам» он описал Господа Кришну, исполненного безграничного знания и блаженства. Красота мира доступна обычному зрению, но красота Господа была явлена Мадхвой в звуковой вибрации слов его проповеди. Такова разница, которую должно знать».

 

САРГА ПЯТНАДЦАТАЯ

Краткое содержание главы

Эта глава очень велика, она включает в себя 141 стих. В первой ее половине кратко описаны философские дебаты Мадхвачарьи с высокоученым Тривикрамой Пандитом, в результате которых Тривикрама был побежден и стал учеником Мадхвы. В этой части можно проследить, как искусно Мадхва опровергает доктрины всех противоборствующих философских школ.

Во второй половине главы приводится список литературных работ Мадхвы, прославленных Тривикрамой Пандитом в его речи. Далее приводится жизнеописание брата Мадхвы, великого подвижника Вишну-Тиртхи. В заключительной части главы перечислены самые выдающиеся ученики Мадхвы.

 

1. Проведя несколько дней в храме Вишну-мангала, Мадхва пришел в другой знаменитый храм Вишну в деревню Кудель. Там он снова разъяснил людям свой непревзойденный комментарий на Веданту.

2. Словно воин готовый к битве, перед Мадхвой предстал Тривикрама Пандит на колеснице философии майявады. Жесткая логика Тривикрамы была его могучим оружием в предстоящей великой философской баталии.

3. Тогда из лотосоподобных уст Мадхвы, приняв звуковую форму его речи, явилась богиня ведической мудрости Бхарати, чтобы утвердить славу Верховного Господа Вишну. Она грациозно вышла на философский диспут, словно божественная армия, величественно выступившая из военного лагеря.

ПРИМЕЧАНИЕ: Бхарати является верной супругой Мукхья-праны с самого начала творения, поэтому ее явление на устах Мадхвы было весьма уместным. Хотя речь обычно воспринимается слухом, автор-поэт описывает речь Мадхвы зрительными образами. Согласно «Шримад-Бхагаватам» (11.21.36), духовный звук имеет необычайную глубину и воспринимается на разных уровнях. На глубинном уровне пашьянти (буквально, «видение» или «прозрение»), звук действительно принимает форму зрительных образов. В своих стихотворных откровениях Нараяна Пандит наглядно показывает нам, как может выглядеть звук.

4. Движение армии слов Мадхвы походило на чарующий танец Бхарати, размеренный, непрерывный и безупречный. Сторонним наблюдателям - слушателям - эта армия виделась единым целым, пребывающим в совершенной гармонии. (Речь Мадхвы была совершенно четкой, размеренной и ясной.)

5. Афоризмы «Брахма-сутры» походили на боевые колесницы этой армии. Тексты Вед (шрути) были неотразимыми слонами ее, меткие логические доводы - несметными пешими воинами этой армии, а цитаты из писаний смрити - ее конными отрядами.

6. Речь Мадхвы исчерпывающе освещала суть духовной философии, по красоте она походила на богиню Шри Лакшми, рожденную из молочного океана звонкоголосую красавицу с полной грудью, которая бесконечно дорога Господу Хари.

ПРИМЕЧАНИЕ: Шри Лакшми является главным божеством ведического знания, поэтому приведенное здесь поэтическое сравнение вполне уместно.

7. Как всеблагая река Ганга, речь Мадхвы текла от стоп Господа Вишну. Ее явление стало частью миссии жизни Господа Брахмы. Господь Шива относится к ней с великим почтением, как и к священной Ганге, которую он принял на свою голову. Так, слушая проповедь Мадхвы, его слушатели словно окунулись в очищающие потоки Ганги.

8. На основе утверждений Вед (шрути), а так же с помощью логических доводов, Мадхва установил следующие философские постулаты:

1) Господь Нараяна (Кришна) есть Верховная Личность Бога, Он полон неисчерпаемых божественных качеств.

2) Слово «Брахман» в Ведах указывает на Личность Бога, а не на безличный Брахман.

3) Совершенное знание о Боге может быть получено только через богооткровенные писания Веды (шабда-праману), а не через восприятие чувствами (пратьякша-праману) или логические рассуждения (анумана-праману).

4. Творцом мира является Верховный Господь, никто более не способен на это величайшее деяние.

 

В последующих стихах, вплоть до шестьдесят третьего, приводится детальный разбор философии «Веданты», представленный Мадхвачарьей в его лекции. В процессе этого разбора ложные или несовершенные доктрины других философских школ планомерно опровергаются Мадхвой при помощи очень веских аргументов.

 

Опровержение философской школы санкхья (тексты 9 — 13)

9. Философы школы санкхьи говорят, что источником творения является прадхана, первоначальный аспект материи. Для иллюстрации своего мнения они приводят пример молока, которое без видимой внешней причины превращается в простоквашу. Однако этот пример в данном контексте не совершенен, ибо в Ведах утверждается, что даже молоко становится простоквашей лишь по воле Бога.

Более точным сравнением, объясняющим принцип творения мира, будет пример ткани. Ткань принимает свою конечную форму лишь по воле ткача, она не сплетается из составляющих ее нитей сама по себе. Подобным образом, прадхана не способна трансформироваться в высокоорганизованную вселенную сама, без воли Бога-Творца.

10. Наше (Мадхвы) утверждение таково: вселенское творение, как и любое другое, подразумевает наличие Творца, обладающего высшим разумом. Пример ясен: без разума, воли и усилий ткача, лишенная сознания ткань не может создать саму себя.

ПРИМЕЧАНИЕ: В следующих двух стихах опровергается теория другого крыла приверженцев философии санкхьи, которые соглашаются с необходимостью участия сознания в процессе творения, однако не признают Бога абсолютно независимым Творцом.

11. Другие (философы школы санкхья) говорят, что основной причиной творения является прадхана, а наличие обладающего сознанием существа или существ играет в творении лишь вспомогательную роль. Это представление также ложно.

ПРИМЕЧАНИЕ: Эти философы школы санкхья говорят, что абсолютного и всезнающего Бога нет. По их мнению, в прадхане находятся души, обладающие кармой, которая является причиной их появления на свет. Сознание этих душ косвенным образом способствует сотворению мира, осуществляемому прадханой. Этот аргумент философов школы санкхья Мадхва опровергает в следующем стихе.

Концепция Мадхвы:

12.Изначальным Творцом является только Бог. Он вечен и Сам никем не сотворен, без Его верховного вмешательства обусловленная деятельность (карма) всех сотворенных существ не может даже начаться. Любая деятельность проходит под полным контролем всезнающего Творца.

ПРИМЕЧАНИЕ: Сотворенный мир не вечен, его существование имеет начало и конец. Этот временный мир когда-то начал свое существование, но его Творец, чтобы создать мир, должен был существовать раньше, поэтому Его называют предвечным Господом. Господь изначален, никто до Него не существовал и, следовательно, никто Его не создал. Отсюда напрашивается вывод, что изначальный Творец вечен и обладает абсолютным знанием, иначе Он не смог бы создать такое совершенное мироздание. Очень трудно подобрать материальный пример, объясняющий всезнающего Творца. Однако истина заключается в том, что имеющее начало и конец творение должно быть сотворено кем-то, существовавшим до него, кто Сам не сотворен, то есть, вечен и потому абсолютен. Это и есть Бог-Отец, таково утверждение Вед. Это знание невозможно доказать с помощью чувственного восприятия или логической аргументации, поэтому оно должно быть просто принято на веру, ибо источник его божественен.

13. Все логические аргументы (ануманы) должны быть основаны на утверждениях Вед. Блудные жены, лишенные поддержки мужей, подобны проституткам и не заслуживают доверия. Подобным же образом, не подтвержденные Ведами ануманы не заслуживают доверия, ибо не имеют прочной основы.

ПРИМЕЧАНИЕ: Такие понятия как Бог, грех или благочестие не могут определяться лишь на основе пратьяк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: