Культура и природа
Природа ‒ материальный мир Вселенной, основной объект изучения естественных наук. В обыденной жизни слово «природа» часто употребляется в значении естественной среды обитания, как все, что не создано человеком.
Культура, с одной стороны, отграничивается отприроды, а с другой ‒ предстает как сотрудничество человека с природой направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы ее материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя ее. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности. В связи с такой взаимосвязью с развитием общества и возрастанием его воздействия на природную среду существенно возрастает роль экологического образования детей, подростков и молодежи, экологического просвещения широких слоев населения.
Культура и цивилизация
Цивилизация (от лат. civilis ‒ гражданский, государственный)
Термин «цивилизация» в научный оборот ввел Адам Фергюсон. Ferguson Adam (1723‒1816) ‒ шотландский философ и историк. Он считал, что цивилизация – это определенная стадия в развитии человечества, включающая наличие общественных классов, городов, письменности и других элементов. Им была предложена следующая стадиальность в развитии человечества: «дикость – варварство ‒ цивилизация».
В конце XIX ‒ начале XX века под общим понятием «цивилизации» все больше стали подразумеваться «локальные цивилизации».
В настоящее время рассматриваются следующие варианты значения термина «цивилизация»:
|
· общефилософское ‒ социальная форма движения материи, обеспечивающая ее стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции, обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
· историко-философское ‒ единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
· стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания);
· локализованное во времени и пространстве общество (локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем).
Не трудно заметить, что любое из приведенных выше пониманий понятия «цивилизация» связано с особенностями культуры общества.
Культура и мировоззрение
Мировоззрение ‒ система обобщенных взглядов, убеждений, идеалов человека, отражающая понимание им окружающего мира и определяющих общую направленность его деятельности.
В таком понимании мировоззрение связано с картиной мира и представляется составляющей культуры как общества, так и отдельной личности. Мировоззренческие установки влияют и на восприятие культуры и на деятельность по ее воспроизводству и развитию.
Есть и еще одна сторона в рассмотрении данного вопроса, которая связана с попытками ранжирования представителей разных культур, признания приоритетности отдельных из них. Такого рода взгляды и убеждения являются основаниями для проявления расизма, рабовладения, экспансии отдельных культур, как культур более высокого ранга.
|
Экспансия (от лат. expansio ‒ распространение, расширение) ‒ территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида.
Социализация и культура
Социализация с точки зрения социологии (англ. socialization; нем. sozialisierung) ‒ процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе.
Социализация с точки зрения психологии (англ. socialization; от лат. socialis ‒ общественный) ‒ процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.
|
Социализация с точки зрения педагогики (от лат. socialis ‒ общественный) ‒ развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
При успешной социализации человек адаптируется к обществу и, в то же время, способен противостоять его негативным воздействиям.
По мнению Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского социализация есть процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.
Не трудно заметить, что приведенные выше толкования понятия увязывают социализацию с социальным опытом и социальной культурой. Остается разобраться в том, какую роль играет образование в процессе социализации человека.
А. В. Мудрик условно представляет процесс социализации как совокупность четырех составляющих: стихийной социализации; относительно направляемой социализации; относительно социально контролируемой социализации; более или менее сознательного самоизменения человека.
В данном контексте образование может рассматриваться как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит (по Б. М. Бим-Баду и А. В. Петровскому).
Характеристикой и одной из важных составляющих и результатов социализации является интеграция человека в общество, его адаптация к жизни в обществе.
Социальная адаптация ‒ процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.