ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Ключевые слова: тенденция, модернизация образования, факторы социокультурной ситуации, социокультурный подход в образовании, непрерывное образование, формальное, неформальное, информальное образование, диверсификация образования, глобализация, глобальное образование, интернационализация, транснационализация образования, информатизация, компетентностный подход, переход от знаниевой парадигмы к поведенческой, переход от обучения к учению, индивидуализация образования (индивидуальные маршруты), бизнес-образование, коучинг, тьюторство, фундаментализация образования, гуманизация и гуманитаризация образования, образование для устойчивого развития, экологическое образование для устойчивого развития, инклюзивное образование.

Для характеристики перспектив развития образования используются два понятия – тенденция и модернизация.

Тенденция (от лат. tendentia ‒ направленность) ‒ направление развития какого-либо явления, мысли, идеи.

Модернизация (англ. modern ‒ обновленный, современный, быстрый рост научных знаний) ‒ это:

1. Обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы;

2. Макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного ‒ к индустриальному;

3. Процесс реконструкции общественной системы (полной или частичной) с целью ускорения развития.

Глобализация, интернационализация,
транснационализация образования

Глобализация и интернационализация образования связаны с техническим прогрессом общества и развитием различного рода связей в масштабах всего человечества.

Глобализация ‒ процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.

Глобализация образования (globalization of education) ‒ процесс создания всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами. Термин «глобализация образования» не соотносим с термином «глобальное образование», не означает его результат.

Глобальное образование ‒ это система воспитания и обучения человека планеты, способного ощущать себя и действовать как «житель планеты Земля», знать ее и нести за нее ответственность (воспитание широты видения мира, формирование постоянного и пристального внимания к проблемам глобального масштаба, воспитания интереса к культурам других народов, формирование глобального мышления, воспитание чувства выбора и меры своего личного участия в решении глобальных проблем).

Интернационализация высшего образования ‒ процесс, при котором предоставление образовательных услуг приобретает международное измерение.

На сегодняшний день существуют значительные расхождения в понимании целевых установок, содержания образования и способов его реализации в разных странах. Дипломы о высшем образовании, полученные в одной стране, могут не приниматься (не учитываться) в другой, поэтому приходится сдавать экзамены на право работы по специальности. Критерии оценки качества образования в разных странах не соотносятся между собой.

В сфере высшего образования интернационализация образования включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию и «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование.

Понятия глобализация и интернационализация образования связаны с развитием академической мобильности.

Академическая мобильность ‒ перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания.

Академическую мобильность целесообразно рассматривать и как комплексное качество личности, характеризующее готовность к продолжению образования в иной социокультурной среде.

Не следует путать интернационализацию и транснационализацию образования.

Транснационализацияобразования проявляется в попытках крупнейших индустриальных государств установить контроль над развитием образовательных комплексов в разных зонах мира посредством передачи в другие страны своих образовательных технологий или специальной разработки моделей образовательных систем для других стран. В таком случае в образовании и в общественном интеллекте возникает и утверждается технологическая зависимость реципиента (получателя образовательных технологий) от донора (их разработчика и распространителя). Такая зависимость в образовании может вносить изменения в «элементную базу» общественного интеллекта, в функционирование национальной культуры, в формирование количественных и качественных показателей профессиональной структуры, в правовую и политическую культуру страны-реципиента.
Зависимость в сфере образования, как и технологическая зависимость в материальном производстве, при прочих равных условиях обеспечивает гарантированное опережение и превосходство донора в качественных показателях общественного интеллекта и, кроме того, может служить непосредственным источником прибыли для страны-донора, например, в виде оплаты за обучение иностранных студентов.

Передача образовательных технологий может осуществляться не только в форме студенческого или научного обмена, в интеграции стандартов образования, но также в форме целевой разработки моделей образовательных систем (или моделей их реформирования) для возможных стран-потребителей. Это становится наиболее вероятным в периоды экономических или политических кризисов, когда государство и общество отчасти утрачивают контроль над концептуальным развитием образования или не в состоянии обеспечивать систему образования необходимыми ей кадровыми, техническими, информационными или технологическими ресурсами.

Не стоит строить иллюзий насчет взаимовыгодного характера транснационализации образования, поскольку она, применительно к зависимым странам, сопровождается ослаблением их культурных традиций, национальных научных школ, «утечкой мозгов», утверждением информационной зависимости и внешнего контроля над каналами новой и ценной информации, усилением потребительской ориентации в ущерб творческой интеллектуальной деятельности.

Транснационализация образования, таким образом, лишь сопровождает процессы транснационализации капиталов, поддерживает их, облегчая путь в новые страны, в новые рынки, в новые источники развития общественного интеллекта.

Транснационализация образования становится одним из новейших средств геополитики

Непрерывное образование.
Диверсификация образования

Аспектом образовательной практики, представляющим ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, является непрерывное образование.

Важным условием дальнейшего существования и развития общества является поворот от техники и технического развития к человеку и его личностному развитию, к признанию его особой роли в создании мировых благ и мировых проблем, к созданию условий для его непрерывного развития. Причем речь идет не только о когнитивном и интеллектуальном развитии, но и нравственном совершенствовании, духовном росте, потому что развитие техники никоим образом не способствует совершенствовании самой человеческой натуры. Есть только один путь преодолеть это противоречие – образование.

Идея «обучения через всю жизнь» (long life learning) красной нитью проходит во многих программных образовательных документах европейских государств: в отчетах ЮНЕСКО ‒ «Учиться, чтобы быть» (Э. Фаруа), «Образование – сокрытое сокровище» (Ж. Делор), в Кронбергской Декларации о будущем процессов приобретения и передачи знаний, в докладах Римского клуба («Обучение без границ»), в докладах Всемирного банка, в Сорбонской, Болонской декларациях и т. д.

Непрерывное образование ‒ процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К понятию «непрерывное образование» тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.

Целью непрерывного образования является становление и развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

Как педагогическая система, непрерывное образование представляет собой совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем самообразования. Для государства непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом непрерывное образование является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны. Для мирового сообщества непрерывное образование выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности.

В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых). С 1973 действует Международный совет по образованию взрослых. С начала 80-х гг. XX века выходит «Международный журнал непрерывного образования»; с 1994 в Канаде издается международный электронный журнал «The International Journal of Continung Education Practice», посвященный практике непрерывного образования.

Свой вклад в обеспечение непрерывности образования вносит и Петрозаводский госуниверситет. Создан и функционирует Институт непрерывного образования с научно-исследовательской лабораторией проблем непрерывного образования, издается электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век», выпускается ежегодный сборник научно-методических статей, отражающих опыт работы преподавателей университета в области непрерывного образования. К особым явлениям относится и функционирование в ПетрГУ в течение ряда лет «Открытого университета», обеспечивающего силами преподавателей вуза образовательную и просветительскую работу с населением (со взрослыми людьми, с лицами пенсионного возраста).

Непрерывное образование реализуется в следующих видах:

· Формальное образование ‒ имеет определенную продолжи-тельность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимуще-ственно, зарегистрированными организациями, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

· Неформальное образование ‒ происходит в образователь-ных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего, носит целенаправленный и систематический характер;

· Информальное образование ‒ индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д.), результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.

Непрерывное образование органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления.

Диверсификация системы образования ‒ (от лат. diversus ‒разный и facere ‒ делать, англ. ‒ diversification) ‒ это принцип организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими. При этом предполагается возрастание сложности внутренней инфраструктуры системы образования за счет: возникновения новых типов и видов образо-вательных учреждений; проникновения одних форм образования в другие; объединения различных типов, видов и форм образования, ранее не связанных между собой; расширения сферы деятельности образовательных учреждений; многообразия содержания образовательных программ; свободы использования образовательных технологий; распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.

Диверсификация системы отечественного образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов, ожиданий граждан России.

По закону РФ «Об образовании» (принят в декабре 2012 года) система образования включает в себя:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты; образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

4. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

5. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Приведенный перечень уже характеризует возможности проявления многообразия и образовательных программ, и образовательных организаций, и органов управления образованием, и различного рода других объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Раскроем некоторые положения более детально.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации установлены следующие уровниобразования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

5) среднее профессиональное образование;

6) высшее образование – бакалавриат;

7) высшее образование – специалитет, магистратура;

8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Образовательные программы могут основными и дополнительными. Они реализуются в образовательных организациях разных типов.

К основным образовательным программам относятся:

1. Основные общеобразовательные программы – дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;

2. Основные профессиональные образовательные программы:

а) среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена;

б) высшего образования – бакалавриата (академического и прикладного), специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки;

3. Программы профессионального обучения – профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, переподготовки рабочих и служащих, повышения квалификации рабочих и служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

· дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

· дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки.

Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательную программу (образовательные программы). Поэтому образовательные программы даже по одному направлению профессиональной подготовки (и, соответственно, составленные по единому государственному стандарту) в разных вузах отличаются друг от друга.

Формы освоения образовательной программытакже могут быть разными: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная в образовательной организации, а также семейное образование, домашнее обучение, самообразование (вне образовательной организации).

Образовательные организации могут быть государственными и негосударственными. Образовательные программы негосударственных образовательных организаций, выдающих выпускникам документы государственного образца, должны соответствовать государственным образовательным стандартам.

Образовательные организации внутри одного типа подразделяются на виды. Так среди общеобразовательных организаций выделяются лицеи, гимназии, школы-интернаты, среди организаций среднего профессионального образования ‒ техникумы и колледжи, среди высших образовательных учреждений ‒ университеты, институты. Охарактеризуем некоторые из них.

Гимназия ‒ организация среднего общего образования академического плана, четко ориентирующая выпускников на продолжение образования в вузе, уделяющая повышенное внимание уровню общей культуры человека. Большая часть гимназий приобретает гуманитарно-филологическое направление (термин заимствован из Древней Греции, «гимнасий» ‒ место философских собеседований).

Лицей ‒ организация среднего общего образования, как правило, естественно-технического профиля, обеспечивающая непрерывность среднего и высшего образования. Имея более узкую дифференциацию, дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, готовит учеников к самостоятельному творческому обучению в вузе (исследовательской деятельности).

Школы с профильной направленностью: военно-спортивные, школа искусств, механико-технологическая и др.

Колледж ‒ организация среднего профессионального образования, обеспечивающая повышенный уровень подготовки своих учащихся по сравнению с базовой образовательной программой соответствующего профиля.

Институт (от лат. institutum ‒ установление, учреждение) ‒ название различных специализированных образовательных организаций (высших, системы повышения квалификации и т. п.), а также научно-исследовательских организаций.

Университет (от лат. universitas ‒ совокупность) ‒ высшее учебное заведение (образовательная организация), которое: реализует образовательные программы высшего образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Университет может быть классическим (с разнообразием направлений подготовки) и профильным (например, технический, педагогический, медицинским и т. п., но с широким спектром специализаций).

Категория «федеральный университет» устанавливается образовательной организации высшего образования при ее создании Правительством Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в форме автономного учреждения, в том числе на базе образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Российской Федерации, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук.

Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Новая категория «опорный университет » установлена для ряда успешно работающих региональных вузов, которые будут ориентированы на решение задач региональных экономик, на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами. Определяются решением Экспертного совета при Минобрнауки, получают дополнительное финансирование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: