Научно-технический прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое воздействие ‒ формирующее и деформирующее. Следствием научного технологического прогресса являются дегуманитаризация и дегуманизация образования, которые в принципе противоречат стратегическим потребностям общества. Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта. В наш век бурного развития техники и технологий, роботизации возникает опасность утраты ценности человеческой личности, что требует пристального внимания к реализации идей гуманизации и гуманитаризации в образовании.
Гуманистический идеал человека ‒ представление о человеке всесторонне образованном и развитом, умеющем хорошо говорить и убеждать собеседника ‒ возник еще в античной Греции, а затем неоднократно возрождался в общественном сознании на протяжении человеческой истории.
Гуманизм ‒ принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности и ее прав на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
Гуманизация образования ‒ распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения, обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
|
Гуманизация образования связана с его гуманитаризацией, но данные понятия не синонимичны.
Гуманитарное образование ‒ приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых.
Гуманитаризация образования ‒ установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
В наиболее острой форме проблема гуманитаризации образования встает в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. Ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной; она не дает понимания предмета в целом (что в равной степени относится как к техническим, так и к гуманитарным дисциплинам). На современном этапе образование продолжает уводить человека все дальше в детали конкретных методов исследования и технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и все меньше преподает уроки человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе.
Инклюзивное образование
Политика государства направлена на расширение образовательных возможностей людей с проблемами в развитии, на создание условий для преодоления их изоляции в обществе, на обеспечение успешной социализации всех членов общества.
|
Инклюзивное образование (фр. inclusif ‒ включающий в себя, лат. include ‒ заключаю, включаю, вовлекаю) ‒ один из процессов трансформации образования, основанный на понимании того, что люди с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум, направленный на обеспечение доступности образования для всех.
На сегодняшний день учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают образование в специальных школах и школах-интернатах, то есть фактически изолированно от относительно здоровых своих сверстников. Попытки обучать учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах часто приводят к негативным результатам, возвращению их в специальные учреждения. И, прежде всего, подобные явления связаны с социально-психологическими причинами (проявлением негативного отношения, непринятием со стороны «здоровых» учащихся и даже их родителей).
Молодежь с особыми возможностями не всегда успешно адаптируется и в высшей школе. Тем не менее, сегодня вузы стараются обеспечивать как технические, так и социальные и психолого-педагогические условия для совместного обучения молодежи с разными возможностями здоровья.
Выводы:
1. Развитие человеческого общества, изменения в социокультурной ситуации, влекут за собой изменения в образовании.
2. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется влиянием как глобальных, так и национальных факторов, которыми определяются и тенденции развития образования.
3. Тенденциями развития образования являются глобализация образования, непрерывное образование, диверсификация образования, интернационализация, транснационализация образования, информатизация, компетентностный подход, переход от знаниевой парадигмы к поведенческой, переход от обучения к учению, технологизация образования, индивидуализация образования (индивидуальные маршруты), образование для устойчивого развития, экологическое образование в интересах устойчивого развития, фундаментализация образования, гуманизация и гуманитаризация образования, инклюзивное образование.