Информатизация образования




Информатизация образования (в узком смысле) ‒ внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Такая трактовка информатизации образования была характерна для 80-х годов XX века, фактически понимаемой как компьютеризация обучения.

В настоящее время информатизация образования ‒ понятие более широкое, включающее в себя компьютеризацию как составную часть решения проблем образования, связанных с так называемым «информационным бумом». Среди специфических социально-педагогических проблем одно из центральных мест занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Как известно, к началу XIX в. объем научных знаний превысил возможности усвоения информации отдельным человеком. Уже тогда человек не был в состоянии в течение своей жизни усвоить сведения, приобретаемые человечеством за один год. В настоящее время объем информации, которым обладает человечество, удваивается каждые 5 лет. Прогнозы по росту объема информации в мире таковы, что с 2020 г. объем информации будет удваиваться каждые 72 дня. Однако не информация, а «одушевленное» человеком знание(В. П. Зинченко) или «живое знание» становится все более ценным. Таким образом, все острее встает проблема ориентации человека в потоках информации, умения работать с информацией, усваивать, перерабатывать ее, порождать новое знание на основе информации. Потенциальная доступность информации создает иллюзию доступности знания, стирания разницы между объективным и субъективным знанием.

Семиотизация общества – появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе.

Информатизация образования (от лат. informatio ‒ разъяснение, изложение) ‒ процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей образования (максимальное развитие способностей личности к самореализации).

Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Поэтому актуальной становится проблема формирования и развития информационной компетентности и информационной культуры личности.

Компетентность информационная ‒способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Основными направлениями информатизации образования являются следующие.

1. Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей;

2. Совершенствование методологии и методикиобучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

3. Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

4. Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация общества и образования связана с расширением возможностей различного рода средств коммуникации, что имеет как свои позитивные, так и негативные стороны. Например, использование сети Интернет позволяет осуществлять быстрый поиск практически любой информации, но включая и «готовые домашние задания», и «готовые рефераты». У учащихся и студентов создается иллюзия наличия знания, легкости их добывания, представления о ненужности систематического образования.

Медиаобразование ‒ сравнительно новый термин, которым обозначают изучение воздействия средств массовой и другой коммуникации (в том числе прессы, Телевидения, радиовещания, рекламы, кинематографа, Интернета (со всеми его приложениями) как в рамках подготовки работников этой сферы, так и применительно к тому, что необходимо знать всем для освоения инфокоммуникационных технологий, что выражается термином «медиаграмотность»(англ. media literacy)или«медиакомпетентность»(англ. media competence),означая умение квалифицированно использовать средства коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: