Образование, является важной подсистемой общества. Научной предпосылкой эффективного управления любой общественной подсистемой служит адекватное понимание природы данной подсистемы, то есть ее функций, внутренней структуры, комплекса объективных связей с другими подсистемами. Образование, как социальный институт, характеризуется специфической системой функций, ориентированных на выполнение определенных общественных потребностей. Функциональная характеристика необходима для обеспечения адекватности управленческих решений универсальным взаимосвязям образования и общества и национально-историческим потребностям.
Выделяются 4 группы функций образования в обществе: социальные, в экономической сфере, в сфере культуры, в сфере социально-политической.
Функции образования в экономической сфере:
· формирование профессионально-квалификационного состава населения;
· формирование интеллектуального, творческого и нравственного потенциала будущего работника за счет общеобразовательной подготовки;
· формирование потребительских стандартов населения;
· содействие формированию ресурсосберегающего типа экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека;
· привлечение экономических ресурсов для непосредственных целей своей деятельности и для улучшения социальных условий учащихся и работников образования;
· внутреннее распределение экономических и иных ресурсов в соответствии с основными направлениями деятельности.
Социальные функции системы образования:
· гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов – обеспечение устойчивого преобладания единой системы социальных норм;
· активизация социальных перемещений – к более сложным видам труда, более высоким доходам и престижу; в социально-демографической структуре (системе расселения и семейно-брачной структуре);
· социальная селекция индивидов;
· замещение родителей, социальная поддержка учащихся на сравнительно длительный период пребывания их в стенах образовательного учреждения.
Функции образования в сфере культуры:
· воспроизводство определенных социальных типов культуры (этнических, исторических, локальных, региональных, групповых) и их составляющих ‒ систем ценностей, норм и способов деятельности;
· преобразование профессионального опыта в конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, по-новому компоновать, транслировать и накапливать во все возрастающих объемах;
· воспроизводство так называемой школьной субкультуры (вузовской, академической и т. д.), особенностью которой является сквозная установка на обновление интеллекта как ведущего вида деятельности молодых и ценности школьной субкультуры;
· инновации в сфере культуры;
· воспроизводство общественного интеллекта, процессы концентрации, воспроизводства и развития образовательных технологий.
Функции образования в социально-политической сфере:
· привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни;
· формирование национально-политических ориентаций населения, содействие развитию патриотизма.
Наиболее важными общими проблемами образования как социального института являются следующие.
Во-первых, обеспечение достаточно гибкого соответствия системы образования потребностям профессионально-квалифи-кационной структуры населения или рынка рабочей силы. Решение данной проблемы связано не только с выявлением приоритетов рынка рабочей силы в настоящее время, но и прогнозированием его развития в будущем, появления новых профессий и специальностей.
Во-вторых, обеспечение гармоничного взаимодействия национальных культур и интересов разных этнических общностей. Прежде всего, стоит обратить внимание на реализацию национально-регионального компонента в образовании, значимость которого потерялась в связи с введением ФГОСов, в которых данный компонент не обозначен. Кроме того, поддержка национальных культур может осуществляться через различные формы дополнительного и неформального образования.
В-третьих, максимальное развитие индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей. Решение данной проблемы заложено в новых государственных образовательных стандартах через компетентностный подход, широкое внедрение активных и интерактивных способов обучения.
В-четвертых, преодоление стратифицирующего воздействия системы формального образования на обучаемых, воспроизводящего экономическую стратификацию или же основанного на меритократических принципах. Меритократия (букв. «власть достойных», от лат. meritus ‒ достойный и др.-греч. κράτος ‒ власть, правление) ‒ принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (такая система в значительной степени противоположна как аристократии, так и демократии). Второе, более распространенное, значение предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
В-пятых, формирование базового экологического сознания личности. Реализация концепции устойчивого развития означает обеспечение общественного развития в интересах каждого человека при непременном сохранении жизнеспособности среды в единстве экономической, социальной и экологической составляющих.
Выводы:
1. Образование – целенаправленный процесс, обеспечивающий разностороннее развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей.
2. Образование, являясь важной подсистемой общества, выполняет ряд функций в обществе: социальные, в экономической сфере, в сфере культуры, в сфере социально-политической.