Компетентностный подход в образовании




Стало очевидным, что усиление когнитивных и информационных начал в современном производстве не отвечает традиционному понятию профессиональной квалификации. Мировое сообщество активно обсуждает и принимает компетентность в качестве наиболее адекватной меры образования. Программным документом в постановке целей и ценностей образования современного общества стал доклад в ЮНЕСКО Ж. Делора «Образование ‒ сокрытое сокровище» (1999 г.). В нем сформулированы основные компетенции, необходимые для жизни человека современной эпохи:

· Learning to know ‒ учиться познавать;

· Learning to live together ‒ учиться жить вместе;

· Learning to do ‒ учиться делать;

· Learning to be ‒ учиться быть.

В отечественных источниках различаются два понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (в переводе с латинского ‒ competentia)‒ означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция ‒ совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, то есть компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов.

Компетенция ‒ выступает как наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность ‒ качество личности, предполагающее владение человеком определенной компетенцией.

Компетентность ‒ способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи.

Профессиональная компетентность ‒ интегральная характеристика личности, отражающая уровень знаний, умений и опыта, достаточный для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.

Профессиональная компетентность определяется как сочетание шести ее составляющих:

· концептуальной ‒ понимание теоретических основ профессиональной деятельности;

· инструментальной ‒ владение базовыми профессиональными умениями;

· интегративной ‒ способность сочетать теорию и практику при решении профессиональных проблем;

· контекстуальной ‒ понимание социальной и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность;

· адаптивной ‒ умение предвидеть изменения и заранее быть к ним готовым;

· коммуникативной ‒ умение эффективно использовать письменные и устные средства в межличностной коммуникации.

Интересная формулировка сущности компетентности дана М. А. Чошановым: «Компетентность = мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления».

ФГОС общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования включают компетенции как целевые установки современного образования. В стандартах профессионального образования выделены две группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Чтобы ориентироваться в наборе конкретных компетенций, полезно обратиться к ключевым компетенциям, предложенных Международной организацией труда еще в начале 90-х годов XX века, а именно к пяти обобщенным компетенциям:

1. Социальная ‒ ответственность, выработка решения и его осуществление, толерантность, сопряженность личных и общественных интересов;

2. Информационная ‒ владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, использование Интернет;

3. Коммуникативная ‒ владение информационными технологиями, критическое отношение к информации;

4. Специальная ‒ подготовленность к самостоятельному творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов труда;

5. Когнитивная ‒ готовность к повышению своего образовательного уровня, потребность в реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию.

Технологический подход в образовании.
Активное и интерактивное обучение

Особенности современного информационного общества с его все ускоряющимся накоплением знаний, компетентностный подход в образовании предполагают переход от знаниевой парадигмы образования к поведенческой, что означает направленность образования не на объем освоенных обучающимися знаний и умений, а на развитие способностей учащихся находить и перерабатывать информацию, оперировать знаниями и умениями, применять их для решения учебных и профессионально-ориентированных задач. То есть знания и умения рассматриваются не как главный результат, а как средства для решения различных задач.

Названные изменения в целевых установках современного образования вызвали повышение интереса исследователей и практиков к проблеме педагогических технологий в изменившихся социокультурных условиях.

Понятие технологии заимствовано из производственной сферы. Производственные технологии предполагают точное соблюдение требований к процессу преобразования исходного продукта в конечный продукт. Это связано с контролем качества исходного продукта (сырья), с соблюдением всех этапов его видоизменения, с поэтапным контролем промежуточных продуктов и контролем качества конечного продукта. Соблюдение всех требований дает гарантированный результат.

Технология (от techne ‒ искусство, мастерство, logos ‒ слово, понятие, наука) ‒ наука об искусстве (об искусном выполнении), о мастерстве.

Проблема педагогических (образовательных) технологий не является новой для педагогической науки и практики.

Впервые в 20-е годы XX века термин «педагогическая технология» был упомянут в работах по педологии, в этот же период распространялось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии 30-х годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

В 40‒50-х годах началось внедрение в учебный процесс технических средств. Педагогические технологии связывались с применением различных ТСО.

В середине 60-х годов обозначились два направления. Сторонники первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое было обозначено как «технические средства в обучении», второе как «технология обучения» или «технология учебного процесса».

К середине 60-х и началу 70-х годов в развитых странах – США, Англии, Испании, Японии – издавались журналы по вопросам педагогической технологии, в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься специализированные учреждения (например, национальные советы по педагогическим технологиям в Великобритании и США). В 1965 году в АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и технических средств обучения, в 1973 году в Венгрии ‒ Государственный центр технологии обучения.

К концу 70-х ‒ началу 80-х годов вследствие развития техники и начавшейся компьютеризации обучения понятия «технология» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и способов управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Анализ многообразия различных определений понятия «образовательная (педагогическая) технология» позволил выделить следующие основных ее характеристики:

· Соответствие методологическим требованиям ‒ технология должна опираться на определенную научную концепцию, научно обосновывать образовательные цели; отвечать основным признакам системы – логика процесса, взаимосвязь всех частей, целостность;

· Управляемость ‒ четкое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами, коррекция результатов; педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам времени, сил, средств;

· Воспроизводимость ‒ возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими преподавателями.

Указанные характеристики позволили сформулировать определение понятия «педагогическая технология»

Педагогическая (образовательная) технология ‒ обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся четкими целевыми установками, последовательностью (алгоритмом) действий, специфическими средствами (совокупностью средств), контролируемостью, воспроизводимостью в сходных условиях.

Под алгоритмом понимается определенная последовательность шагов.

Педагогические технологии могут отличаться по степени общности, то есть некоторые из них применимы в образовательном процессе по любой дисциплине, другие ‒ имеют ограниченное применение в отдельных областях знаний.

Реализация компетентностного подхода в образовательной практике требует внедрения новых для образовательного процесса способов обучения (методов, приемов, форм, технологий). Понятие «инновация» и производные от него понятия широко употребляются. Поэтому стоит обратиться к вопросам, связанным с педагогической инноватикой. Хуторской А. В. дает нижеследующие трактовки основных понятий.

Педагогическая инноватика ‒ наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Педагогическое новшество ‒ некая новая идея, метод, средство, технология или система.

Нововведение ‒ внедрение («вживление») нового в существующий процесс, продукт освоения и внедрения новшества.

Инновация ‒ представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее ‒ к практическому применению нового явления.

Важно отметить, что новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.

По мнению М. Е. Бершадского и В. В. Гузеева современное (третье) поколение педагогических технологий базируется на: признании вероятностного характера образовательного процесса, приоритета развития человеческой личности и индивидуальности, внимании к субъектности обучаемого, установках на самоактуализацию и самореализацию, поощрение неповторимости человека. Цели образования становятся многоуровневыми, внутренняя дифференциация оказывается неизбежным элементом образовательного процесса. Педагогический процесс при таком подходе не поддается жесткой алгоритмизации, но требует непрерывного отслеживания результатов – мониторинга.

Технологии четвертого поколения‒технологии будущего, которые рождаются уже сегодня, отдают приоритет развитию деятельности, а не накоплению фактов, подстегивая изменения в содержании образования.

Внедрение в практику образования инновационных педагогических технологий не означает полный отказ от так называемых традиционных технологий, которые и сегодня позволяют успешно решать ряд задач обучения. Более того, следует обратить внимание на относительность подразделения педагогических технологий на традиционные и инновационные.

По требованиям ФГОС в образовательной практике должны существенное место занять технологии активного и интерактивного обучения. Современные педагогические технологии должны быть сориентированы на организацию активного открытого взаимодействия преподавателя и студентов, что означает направленность на:

· развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов;

· становление методологической культуры студента (развитие системного, междисциплинарного мышления, овладение принципами и методами научного исследования);

· формирование у обучающихся целостного представления о профессиональной деятельности в ее крупных фрагментах;

· овладение студентами способами коллективной мыслительной и практической работы, формирование у них социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношение к делу, к социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;

· развитие способности вести диалог, отстаивать свою позицию;

· выращивание «живого» знания (то есть знания, имеющего личностный смысл для субъекта);

· развитие рефлексивных умений преподавателей и студентов.

Современные технологии нацелены на организацию продуктивной деятельности студентов, дифференциацию и индивидуализацию образования, мониторинг качества образования, широкое использования компьютерных средств.

Технологии активного обучения ‒ педагогические технологии, обеспечивающие активизацию учебной деятельности студентов.

Условия организации активного обучения:

· проблемность;

· сотрудничество и кооперация;

· коллективное взаимодействие;

· вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность (студент отвечает, анализирует, оценивает и т. п.);

· изменение позиции преподавателя (выступает консультантом, организатором, интерпретатором).

Интерактивные технологии ‒ разновидность технологий активного обучения. Предполагают организацию активного взаимодействия студента и преподавателя, студентов между собой (коммуникация с участием каждого), направленного на создание образовательного продукта (материального, идеального).

К инновационным технологиям в высшей школе можно отнести такие как: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология развития латерального мышления («шесть шляп мышления» Эдварда де Боно), технология позиционного обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология дистанционного обучения, ситуационный анализ, технология использования кейс-метода, игровые технологии (в том числе сюжетно-ролевой игры, деловой игры), технологии контекстного образования, тренинговые технологии, технология «дебатов», технология коллективного способа обучения, технология групповой дискуссии, технология развития критического мышления (с набором приемов «Бортовой журнал», «Кластер», SWOT-анализ» и др.), технология организации самостоятельной работы студентов, технология балльно-рейтинговой оценки результатов обучения, технология «Портфолио» и т. д.

Образование для устойчивого развития.
Экологическое образование

Внимание международного сообщества в проблеме устойчивого развития было привлечено докладом Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) «Наше общее будущее» (1987). В докладе обосновывается понимание устойчивого развития как такого, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие ‒ достижение равновесия между потреблением, населением и способностью Земли поддерживать жизнь. Как сказано в преамбуле основного документа, принятого Межправительственной конференцией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): «Единственный способ обеспечить себе безопасное, более процветающее будущее – это решение проблем окружающей среды и экономическое развитие в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни для всех, и в то же время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, но мы можем его добиться совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества в целях устойчивого развития».

По признанию международного сообщества в нынешнем веке системообразующим вектором мирового образовательного процесса становится образование для устойчивого развития. О необходимости наращивания деятельности на всех уровнях и во всех областях образования и обучения в интересах прогресса в достижении устойчивого развития говорится в итоговом документе Конференции ООН Рио+20 «Будущее, которое мы хотим» и в глобальной Программе Действий по образованию в интересах устойчивого развития, запущенной Айти-Нагойской Декларацией (2014). Что же такое устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологическое образование для устойчивого развития? Почему вопросы образования для устойчивого развития, в целом, и экологического образовании, в частности, касаются всех звеньев системы образования и всех учебных предметов и дисциплин?

Понятие устойчивого развития связано с взаимоотношениями общества и природы; противоречиями природного и социального; растущими потребностями человека и природными, экономическими, социокультурными возможностями среды для их удовлетворения.

Устойчивое развитие имеет три взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих:

1. Устойчивое социальное развитие (равноправие людей и социальная справедливость);

2. Экономическое устойчивое развитие (поддержание материального, человеческого и культурного капитала);

3. Экологическое устойчивое развитие (благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды

Образование для устойчивого развития (согласно Глобальной программе действий по образованию в интересах устойчивого развития, 2014 г.) ‒ образование, которое позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений.

Для того чтобы разобраться в особенностях экологического образования для устойчивого развития, требуется понимание сущности современной экологии.

Экология зародилась во второй половине XIX века в недрах биологического знания как наука, изучающая взаимоотношения живого с окружающей средой. Однако, начиная с середины XX века, она начала быстро преобразовываться в комплекс фундаментальных и прикладных наук, включающий биоэкологию, глобальную экологию, социальную экологию, экологию человека, геоэкологию, урбоэкологию, агроэкологию, медицинскую экологию, инженерную экологию и др. Формируется мегаэкология – наука, в которой взаимосвязаны естественнонаучная, гуманитарная и техническая составляющие. Совершенно очевидно, что данный комплекс является междисциплинарным, тем не менее, имеющим общие основания, а именно: объект, предмет и метод.

Объектом изучения в любой отрасли экологии являются экосистемы. Экосистема – это система в среде, целостное образование, обладающее определенной степенью замкнутости, способностью к саморегуляции, самоорганизации, самокомпенсации возникающих внутренних отклонений, сохранению относительной устойчивости (до определенных пределов). Это могут быть природные экосистемы, социоприродные экосистемы («общество ‒ окружающая среда), антропоэкосистемы («человек ‒ окружающая среда).

С точки зрения мегаэкологии как естественно-гуманитарной научной области, экологические системы – открытые саморегулирующиеся природные и/или социоприродные системы, существующие в целостности с окружающей их социоприродной средой, которая может быть представлена геологическими, биологическими, социальными системами.

Экологические связи и отношения (пищевые, энергетические, информационные) существуют внутри системы и с окружающей средой.

Экосистемная познавательная модель – метод познания экологической науки, который имеет общенаучный характер, раскрывает экологические противоречия «природное – социальное». Экосистемная познавательная модель – вариант системного анализа, который позволяет изучать любые открытые системы во взаимодействии с окружающей их социоприродной средой.

Экосистемная познавательная модель решает следующие задачи:

· выявление экологических противоречий в системе;

· всесторонний анализ причин их возникновения;

· научно-обоснованный прогноз и оценка экологических рисков разных вариантов развития этих противоречий;

· выбор стратегии действий.

Экологическое образование для устойчивого развития – междисциплинарный (гуманитарно-естественнонаучный) педагогический процесс формирования экологической культуры детей, подростков, молодежи в различных видах деятельности и общения с окружающей средой. Экологическое образование является важнейшей составной частью образования для устойчивого развития, и в таком контексте ориентирует на взаимосвязанное развитие общества и природы, а не на одностороннее природоохранное воспитание.

Экологическая культура ‒ планируемый результат непрерывного, системно реализуемого экологического образования. Экологическая культура – вектор общей культуры человека. Он определяет экологическую направленность личности, ее экологическое мышление, экологическую грамотность, способность и готовность к практической деятельности в рамках экологического и правового императива. Экологическая культура – ценностно-смысловой и поведенческий стержень здорового и безопасного образа жизни, необходимое условие социализации личности в современном мире.

Экологическая культура ‒ единство экологической образованности, сознательного, ответственного отношения к природе и здоровью людей, активной и умелой эколого-ориентированной деятельности.

Экологическая деятельность ‒ проявления сознательной целенаправленной активности людей, связанные с сохранением и улучшением окружающей среды, с сохранением здоровья людей, с приоритетами здорового образа жизни.

Общее экологическое образованиенаправлено на:

· социализацию обучающихся;

· приобщение к познавательной культуре;

· ориентацию в систем нравственных категорий экологической этики;

· воспитание экологической ответственности;

· формирование готовности действовать и жить условиях рисков изменяющейся окружающей среды и неопределенности;

· накопление личного опыта переноса и применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В процессе экологического образования для устойчивого развития, направленного на становление экологической культуры личности, решаются следующие задачи:

· усвоение учащимися знаний о взаимодействии в системе «человек ‒ общество – природа»), об экологических проблемах и способах их решения;

· формирование у школьников интеллектуальных (в том числе специфических ‒ оценка, прогнозирование, проектирование) и практических (в повседневной жизни и профессиональной деятельности) умений;

· становление э моционально-ценностных отношений к природе как универсальной ценности, к окружающей среде, к здоровью людей и своему собственному, к экологической деятельности.

Универсальная ценность природы означает многогранную значимость ее для человека ‒ экономическую (все, что нужно человеку для жизни и производственной деятельности, он, в конечном счете, берет из природы), гигиеническую (для жизни человека как биологического существа необходимы соответствующие природные условия ‒ чистый воздух и незагрязненная пресная вода, например), познавательную (удовлетворение потребностей в познании), нравственную (отношение к «братьям нашим меньшим»), эстетическую (прекрасное в живой и неживой природе).

В организации экологического образования важно ориентироваться на следующие принципы:

· интегративности (междисциплинарности) ‒ каждый учебный предмет вносит свой вклад в экологическое образование;

· систематичности‒ означает непрерывность и последовательность экологического образования (в семье, дошкольных учреждениях, школе, учреждениях профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров);

· взаимосвязи глобальных, региональных и локальных аспектов экологии ‒ обеспечение понимания того, что при всей глобальности экологического кризиса, экологические проблемы возникают и решаются на локальном уровне («думать глобально, действовать локально»);

· взаимосвязи познания, переживания и практических действий ‒ взаимосвязь усвоения экологических знаний с организацией практической деятельности учащихся по сохранению и улучшению окружающей среды, по сохранению здоровья людей;

· прогностичности ‒ ориентация на ответственность перед будущими поколениями людей;

· проблемности ‒ направляет внимание педагогов на обучение учащихся решению экологических проблем;

· учета возрастных и социально-профессиональных особенностей обучающихся.

Индивидуализация образования.
Индивидуальные образовательные маршруты

Индивидуально-ориентированное обучение – обучение, основанное на учете индивидуальных потребностей и возможностей обучаемых.

В образовательных организациях общего и профессионального образования индивидуальные потребности и возможности обучаемых могут быть реально обеспечены:

· наличием дисциплин по выбору, факультативных курсов;

· вариативностью учебных заданий внутри учебной дисциплины, в том числе заданий для самостоятельной работы;

· разноуровневыми учебными программами и учебниками;

· индивидуальными внеучебными занятиями;

· возможностями дополнительного образования;

· разными направлениями специализации.

В идеале речь должна идти об индивидуальных образовательных маршрутах для каждого обучающегося. Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов с изучением индивидуальных особенностей обучающихся, разъяснительной работой и оказанием помощи в составлении индивидуальной программы требует решения целого ряда организационных проблем.

Различают индивидуальный подход в образовании и индивидуализацию образования. В первом случае обеспечивается освоение одного и того же содержание разными способами, во втором ‒ дифференцируется содержание образования на основе интересов и потребностей обучаемого.

Недостаточная индивидуализация педагогического процесса в образовательных учреждениях компенсируется разными формами индивидуального образования.

Гувернерство –одна из давних, ныне возрождающихся, форм педагогической деятельности.

Гувернер (фр. gouverner – управитель) или гувернантка (в зависимости от пола), также бонна (фр. bonne – прислуга), если речь идет о женщине – нанятый воспитатель детей в семье. В отличие от няни, воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).

Коучинг (англ. coaching) – метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Коучинг, возникший в сфере бизнеса, сегодня проникает в сферу повышения квалификации, в том числе и педагогических кадров. Возможен при оказании помощи студентам.

Тьюторство (англ. tutor) – исторически сложившаяся особая форма педагогической деятельности (тьютор – педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования). Тьюторство распространено в европейских университетах.

Репетиторство (лат. repetitor – тот, кто повторяет) – форма педагогической работы, связанной с проведением преподавателем частных уроков (индивидуальных и в группе) на дому или дистанционно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: