Понятие о социокультурной ситуации




Социокультурная ситуация ‒ это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Включает в себя социокультурную среду и сферы жизнедеятельности.

Социокультурная среда отражает сущностные связи человека с социокультурным окружением, включающим историческую, художественную, социально-психологическую, политическую, духовно-нравственную, экологическую среды его обитания; является предметом деятельности и сферой активности человека.

К основным компонентам социокультурной среды ‒ полям жизнедеятельности – относятся следующие:

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей – их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная средаобитания (в форме общественной морали и как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждый компонент социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

· предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

· информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

· ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он тратит свои фундаментальные ресурсы (время и энергию):

· производственная (виды производственных структур, условия профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности);

· образовательная (учреждения системы образования);

· досугово-рекреационная (досуговые и туристско-экскур-сионные учреждения);

· физкультурно-оздоровительная (учреждения спорта и здравоохранения);

· информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними определяет образ жизни.

Образ жизни рассматривается как совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации.

Факторы и особенности современной
социокультурной ситуации в России

Социокультурная ситуация (лат. socialis – общественный, и cultura – возделывание, воспитание) ‒ совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.

Социокультурная ситуация в России развивается под влиянием следующих групп факторов, а именно:

· влияние глобальных процессов;

· исторические факторы (национальные особенности культуры, в контексте которых проходило становление нынешних поколений);

· факторы внутреннего порядка (социальная динамика, экономическая модель развития, изменения в политическом режиме, государственном устройстве и т. п.).

В исследованиях особенностей социокультурной ситуации в современной России (прежде всего социологических) выявлены позитивные и негативные тенденции ее развития, которые необходимо учитывать в проектировании развития образования.

Позитивные тенденции развития социокультурной ситуации связаны с расширением возможностей социокультурной жизни. Выделяются такие позитивные тенденции развития социокультурной ситуации:

· Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры ‒ философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;

· Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований;

· Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России;

· Наблюдается активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций;

· Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст большое количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром;

· Бурно развивается индустрия культуры и досуга.

Негативные тенденции развития социокультурной ситуации тормозят возможности реализации потенциала культурной среды. Негативные тенденции развития социокультурной ситуации проявляются в следующем:

· Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоенияи использования в повседневной социокультурной практике;

· Все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус (интенсивные миграционные процессы, этническое расслоение и рост межэтнической напряженности);

· Происходит значительная переориентация общественного сознанияс духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма;

· Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов; коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам;

· Снижаются показатели духовной жизни общества, снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения;

· Происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно - досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли; художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим;

· Изменение общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития; «духовный середняк», руководствующийся в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.

Анализируя позитивные и негативные тенденции развития социокультурной ситуации в России и их соотношение, специалисты делают следующие выводы:

1. Наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально - культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.

2. На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России.

3. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы; культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности.

Выводы:

1. Социокультурная ситуация ‒ это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает совокупность условий его жизнедеятельности. Включает социокультурную среду и сферы жизнедеятельности.

2. Социокультурная среда ‒ это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.

3. Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними определяет образ жизни.

4. Социокультурная ситуация характеризуется совокупностью тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.

5. Социокультурная ситуация в современной России характеризуется дисбалансом между позитивными и негативными тенденциями в сторону последних.

6. Социокультурная среда поддается изменениям, обоснованное ее проектирование оказывает влияние на изменения образа жизни людей.

7. Сфера образования – составляющая социокультурной среды, одна из сфер жизнедеятельности и один из рычагов влияния на социокультурную среду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: