Социокультурная ситуация ‒ это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Включает в себя социокультурную среду и сферы жизнедеятельности.
Социокультурная среда отражает сущностные связи человека с социокультурным окружением, включающим историческую, художественную, социально-психологическую, политическую, духовно-нравственную, экологическую среды его обитания; является предметом деятельности и сферой активности человека.
К основным компонентам социокультурной среды ‒ полям жизнедеятельности – относятся следующие:
1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);
2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;
3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей – их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);
4. Духовно-нравственная средаобитания (в форме общественной морали и как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
|
Каждый компонент социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
· предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;
· информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
· ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Основными сферами жизнедеятельности человека, где он тратит свои фундаментальные ресурсы (время и энергию):
· производственная (виды производственных структур, условия профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности);
· образовательная (учреждения системы образования);
· досугово-рекреационная (досуговые и туристско-экскур-сионные учреждения);
· физкультурно-оздоровительная (учреждения спорта и здравоохранения);
· информационная (библиотеки, средства массовой информации).
Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними определяет образ жизни.
Образ жизни рассматривается как совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.
Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации.
|
Факторы и особенности современной
социокультурной ситуации в России
Социокультурная ситуация (лат. socialis – общественный, и cultura – возделывание, воспитание) ‒ совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.
Социокультурная ситуация в России развивается под влиянием следующих групп факторов, а именно:
· влияние глобальных процессов;
· исторические факторы (национальные особенности культуры, в контексте которых проходило становление нынешних поколений);
· факторы внутреннего порядка (социальная динамика, экономическая модель развития, изменения в политическом режиме, государственном устройстве и т. п.).
В исследованиях особенностей социокультурной ситуации в современной России (прежде всего социологических) выявлены позитивные и негативные тенденции ее развития, которые необходимо учитывать в проектировании развития образования.
Позитивные тенденции развития социокультурной ситуации связаны с расширением возможностей социокультурной жизни. Выделяются такие позитивные тенденции развития социокультурной ситуации:
· Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры ‒ философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;
· Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований;
|
· Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России;
· Наблюдается активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций;
· Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст большое количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром;
· Бурно развивается индустрия культуры и досуга.
Негативные тенденции развития социокультурной ситуации тормозят возможности реализации потенциала культурной среды. Негативные тенденции развития социокультурной ситуации проявляются в следующем:
· Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоенияи использования в повседневной социокультурной практике;
· Все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус (интенсивные миграционные процессы, этническое расслоение и рост межэтнической напряженности);
· Происходит значительная переориентация общественного сознания ‒ с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма;
· Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов; коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам;
· Снижаются показатели духовной жизни общества, снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения;
· Происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно - досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли; художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим;
· Изменение общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития; «духовный середняк», руководствующийся в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.
Анализируя позитивные и негативные тенденции развития социокультурной ситуации в России и их соотношение, специалисты делают следующие выводы:
1. Наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально - культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.
2. На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России.
3. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы; культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности.
Выводы:
1. Социокультурная ситуация ‒ это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает совокупность условий его жизнедеятельности. Включает социокультурную среду и сферы жизнедеятельности.
2. Социокультурная среда ‒ это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.
3. Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними определяет образ жизни.
4. Социокультурная ситуация характеризуется совокупностью тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.
5. Социокультурная ситуация в современной России характеризуется дисбалансом между позитивными и негативными тенденциями в сторону последних.
6. Социокультурная среда поддается изменениям, обоснованное ее проектирование оказывает влияние на изменения образа жизни людей.
7. Сфера образования – составляющая социокультурной среды, одна из сфер жизнедеятельности и один из рычагов влияния на социокультурную среду.