Композиция пассажирских составов – порядок размещения в определенной последовательности пассажирских вагонов разных типов и их количество. Она определяет, с одной стороны, уровень удобств, предоставляемых пассажирам, с другой – расчетную населенность поездов и их вес. Определяя композицию составов, необходимо учитывать характер, мощность и дальность следования пассажиропотоков, категорию поезда, а также характеристику пунктов, между которыми обращаются пассажирские поезда. Схема формирования составов указывается в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов.
В схемах формирования составов пассажирских поездов различают следующие типы пассажирских вагонов:
СВ - мягкие с двухместным купе;
К - купейные;
КБР - купейные с буфетом-рубкой;
КР - купейные с радиоузлом;
ПЛ - плацкартные;
О - с общими местами;
ОБЛ - межобластного типа с местами для сидения;
П - почтовые;
Б - багажные;
ПБ - почтово-багажные;
ВР - вагон-ресторан;
Пкх - передвижная камера хранения;
Р1, Р2 - вагоны габарита «РИЦ» международного сообщения I и
II класса.
Характеристика пассажирских вагонов представлена в приложении В.
Скорые поезда назначаются при устойчивом постоянном пассажиропотоке. В их схемы включают больше спальных вагонов (мягких и купейных).
Состав пассажирского поезда отличается от скорого меньшим числом купейных и большим количеством некупейных вагонов с общими плацкартными местами и вагонов для сидения. Для коротких расстояний с продолжительностью поездки 6-8 ч (при условии прокладки в дневное время) могут применяться составы из вагонов межобластного типа с креслами для сидения.
Целесообразность включения вагонов-ресторанов в составы пассажирских поездов устанавливается в зависимости от времени следования поездов между конечными пунктами и характеристики пассажиропотоков на данном направлении. Обычно, если пассажирские поезда следуют на направлении менее суток, то в их составе можно предусмотреть купейный вагон с буфет-рубкой.
|
Постановка в составах поездов почтовых и багажных вагонов обуславливается необходимостью своевременной перевозки багажа и почты, объемами этих перевозок, наличием в обращении на данном направлении почтово-багажных поездов и другими местными условиями. В составы скорых фирменных поездов могут быть включены передвижные камеры хранения (Пкх) ручной клади.
Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут располагаться как в головной так и в хвостовой части поезда. Вагоны-рестораны, купейные вагоны с радиоузлом и вагоны СВ обычно находятся в середине состава.
Спальные вагоны (СВ) в настоящее время меняют свое название на вагоны повышенной комфортности (ВПК). Предлагается введение разных классов обслуживания пассажиров: «люкс», «бизнес», «эконом», второй и третий классы. Класс зависит от типа вагона и качества предоставляемых услуг.
В штабных вагонах (Кр) выделяются места для сопровождения нарядов транспортной милиции, места для отдыха работников вагона ресторана.
Вагоны в составах пассажирских поездов располагаются в определенной последовательности и им присваивают порядковую нумерацию. Вагоны, в которых следуют пассажиры, нумеруются по порядку. Порядковый номер вагона устанавливается по схеме на весь путь следования. Почтовые, багажные, вагоны-рестораны, передвижные камеры хранения порядковых номеров не имеют.
|
В таблице 1.1 представлен пример разработки композиции составов пассажирских поездов, их вес и населенность по каждой категории поездов. Унифицированный вес пассажирских составов не должен превышать весовые нормы, приведенные в задании.
В курсовой работе рекомендуется принятую композицию составов по каждой категории поездов изобразить в виде схемы.
а) скорый поезд
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
б) пассажирский поезд дальнего сообщения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в) пассажирский поезд местного сообщения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Рисунок 1.2 - Композиция пассажирских поездов.
Таблица 1.1 - Схема формирования пассажирских составов | |||||||||
Категория поезда | Тип вагона | Условное обозначение вагона | Количество мест в вагоне | Вес вагона | Количество вагонов | Населенность, чел | Вес брутто, т | ||
тара | нетто | брутто | |||||||
Скорый | Багажный | Б | |||||||
Плацкартный | ПЛ | 52/4 | 260/20 | ||||||
Купейный | К | 34/4 | 238/28 | ||||||
Купейный с радиокупе | КР | 20/18 | 20/18 | ||||||
Спальный вагон | СВ | 18/2. | 36/4 | ||||||
Вагон-ресторан | ВР | ||||||||
Итого: | 554/70 | ||||||||
Пассажирский | Почтовый | П | |||||||
Багажный | Б | ||||||||
Плацкартный | ПЛ | 52/4 | 520/40 | ||||||
Купейный | К | 34/4 | 136/16 | ||||||
Купейный с радиокупе | КР | 20/18 | 20/18 | ||||||
Вагон-ресторан | ВР | ||||||||
Итого: | 676/74 | ||||||||
Местный | Почтовый | П | |||||||
Багажный | Б | ||||||||
Общий | О | 81/2 | 405/10 | ||||||
Купейный с буфетом-рубкой | КБР | 20/18 | 20/18 | ||||||
Межобластного типа с местами для сидения | ОБЛ | 68/1 | 544/7 | ||||||
Итого: | 969/35 |
|