Пассажирских поездов
Для расчета необходимого количества поездов, выбора их назначений рекомендуется построить диаграмму пассажиропотоков на заданном направлении. Исходными данными для ее построения следует принять размеры отправляемых пассажиров со станций, представленные в задании. Пример построения диаграммы для корреспонденции пассажиропотоков, приведенной в таблице 1.2, представлен на рисунке 1.4.
Таблица 1.2 – Корреспонденция пассажиропотоков на направлении Е-Н
| На Из | Е | К | Л | М | Н | Всего |
| Е | ||||||
| К | - | |||||
| Л | - | - | ||||
| М | - | - | - | |||
| Н | - | - | - | - | - | |
| Итого |
Рисунок 1.3 – Диаграмма пассажиропотоков на направлении Е-Н
Выбор необходимого числа, назначений и маршрутов следования пассажирских поездов производится на основе расчета плана формирования.
Определение оптимального варианта плана формирования представляет собой сложную задачу, решение которой при курсовом проектировании ограничивается установлением пунктов формирования и назначения поездов каждой категории и расчетом их среднесуточных размеров движения.
Размеры движения по каждому назначению можно определить, приближенно используя формулу:
, (1.4)
где
– среднесуточный плановый пассажиропоток;
– вместимость поезда.
Рассмотрим пример определения числа и назначений пассажирских поездов на направлении Е-Н.
Участок Е-К. Скорые поезда. Дальний пассажиропоток рекомендуется охватывать скорыми поездами. Принимаем, что вместимость скорого поезда составляет 554 человека. Дальний поток с А до Д составляет 2180 пас (см.таблицу 1.2). Тогда

Принимается решение о назначении 3 скорых поездов, которыми будет перевезено 554 × 3 = 1662 чел. Остаются не перевезенными 2180 – 1662 = 518 чел., которые будут отправлены пассажирскими поездами.
Пассажирские поезда. Пассажирскими дальними поездами будет охвачен пассажиропоток назначением с Е до М равный 580 чел., с Е до Л равный 1380 чел, с Е до Н осталось не перевезенными 518 чел. Общий пассажиропоток который будет охвачен дальними пассажирскими поездами составляет 580+1380+518=2478 чел. Вместимость пассажирского поезда составляет
676 чел. Тогда

Назначается 4 пассажирских поезда, которыми будет перевезено 676×4=2704 чел. В пассажирских поездах остаются 226 свободных мест (2704-2478=226). Эти свободные места будут использованы для перевозки пассажиров назначением Е-К.
Местные поезда. Пассажиропоток с Е до К составляет 780 пасс. Пассажирскими поездами уже перевезено 226 пас., осталось перевести местными поездами 780 – 226 =554 пас. Вместимость пассажирского местного поезда – 969 пас. При назначении ежедневного местного пассажирского поезда в составах появляется большое количество свободных мест, что является не рентабельным. Для рационального использования вместимости местного поезда назначается местный пассажирский поезд курсирующий 4 раза в неделю (понедельник, среда, пятница, воскресенье). Результаты расчетов сведем в таблицу 1.2.
Таблица 1.3 - Размеры пассажирского движения на участке Е-К
| Категория поезда | Количество поездов | Назначение поезда | Периодичность курсирования | Суточное количество перевезенных пассажиров |
| Скорый | Е-Н | ежедневно | ||
| Пассажирский | Е-М | ежедневно | ||
| Е-Л | ежедневно | |||
| Местный | Е-К | понед,среда, пятница, воскр | ||
| Итого |
Участок К-Л. Густота движения на участке К-Л составляет 5590 пассажиров. Проходящие поезда перевозят (3ск.×554)+(4пасс.×676)=4366 чел. Осталось перевести 5590-4366=1224 чел. Назначается 1 скорый поезд вместимостью 554 пас., тогда осталось перевести 670. Вместимость местного поезда 969 мест. Для сокращения неиспользуемых свободных мест отцепим 2 факультативных вагона межобластного типа и 2 общих вагона. Населенность местного поезда составит (3×81/2)+(6×68/1)+(1×20/18) = 671/40 пас. Назначаем 1 местный поезд вместимостью 671 пас. Результаты расчетов сведем в таблицу 1.3.
Таблица 1.4 - Размеры пассажирского движения на участке К-Л
| Категория поезда | Количество поездов | Назначение поезда | Периодичность курсирования | Суточное количество перевезенных пассажиров, пасс |
| Транзитные | ||||
| Скорый | Е-Н | ежедневно | ||
| Пассажирский | Е-М | ежедневно | ||
| Е-Л | ежедневно | |||
Формируемые на станции К
| ||||
| Скорый | К-Н | ежедневно | ||
| Местный | К-Л | ежедневно | ||
| Итого: |
Участок Л-М. Густота движения на участке К-Л составляет 5060 пассажиров. Проходящие поезда перевозят (4ск×554)+(2пасс×676)=3568 чел. Осталось перевести 5060-3568=1492 чел. Назначаем 1 пассажирский поезд вместимостью 676 пас. и остается перевести 816 чел. Назначаем 1 местный поезд вместимостью 969 мест. Для оптимального использования вместимости местного поезда отцепим 1вагон межобластного типа и 1 общий вагон. Населенность местного поезда составит (4×81/2)+(7×68/1)+(1×20/18) = 820 мест. Результаты расчетов сведем в таблицу 1.4.
Таблица 1.5 - Размеры пассажирского движения на участке Л-М
| Категория поезда | Количество поездов | Назначение поезда | Периодичность курсирования | Суточное количество перевезенных пассажиров |
| Транзитные | ||||
| Скорый | Е-Н | ежедневно | ||
| Скорый | К-Н | ежедневно | ||
| Пассажирский | Е-М | ежедневно | ||
| Формируемые на станции Л | ||||
| Пассажирский | Л-Н | ежедневно | ||
| Местный | Л-М | ежедневно | ||
| Итого |
Участок М-Н. Густота движения на участке К-Л составляет 5280 пассажиров. Проходящие поезда перевозят (4ск×554)+(1пасс×676)=2892 чел. Осталось перевести 5280-2892=2388 чел. Назначаем 2 местный поезд ежедневного обращения вместимостью 969 пасс., которыми будет перевезено 1938 пассажира. Осталось перевести 2388 – 1938 = 450 чел. Для освоения оставшегося пассажиропотока назначается еще один местный поезд курсирующий через день. Для сокращения неиспользуемых мест отцепим 1 вагон межобластного типа и вместимость данного состава – 901 пас. Результаты расчетов сведем в таблицу 1.5.
Таблица 1.6 – Размеры пассажирского движения на участке М-Н
| Категория поезда | Количество поездов | Назначение поезда | Периодичность курсирования | Суточное количество перевезенных пассажиров |
| Транзитные | ||||
| Скорый | Е-Н | ежедневно | ||
| Скорый | К-Н | ежедневно | ||
| Пассажирский | Л-Н | ежедневно | ||
| Формируемые на станции М | ||||
| Местный | М-Н | ежедневно | ||
| Местный | М-Н | (пон,ср, пят, воск) | ||
| Итого |
План формирования пассажирских поездов представлен на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - План формирования пассажирских поездов на
направлении Е-Н
Пассажирским поездам присваиваются номера в соответствии с их назначением и категорией. Нумерация пассажирских поездов представлена в приложеним Б.
Результаты расчетов необходимо оформить в виде таблицы 1.7.
Таблица 1.7 - Размеры пассажирского движения на направлении Е-Н
| Назначение поезда | Категория поезда | Общее кол-во поездов | Номер поезда | Периодичность курсирования |
| Е-Н | скорый | едежневно | ||
| едежневно | ||||
| едежневно | ||||
| Е-М | пассажирский | едежневно | ||
| едежневно | ||||
| Е-Л | едежневно | |||
| едежневно | ||||
| Е-К | местный | через день | ||
| Итого с Е | ||||
| К-Н | скорый | едежневно | ||
| К-Л | местный | едежневно | ||
| Итого с К | ||||
| Л-Н | пассажирский | едежневно | ||
| Л-М | местный | едежневно | ||
| Итого сЛ | ||||
| М-Н | местный | едежневно | ||
| едежневно | ||||
| через день | ||||
| Итого с М | ||||
| Всего |
Пример построения диаграммы пассажирских поездопотоков представлен на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5- Диаграмма пассажирских поездопотоков на участке Е-Н

Формируемые на станции К