Уровни смертности и рождаемости в Англии




Обе кривые

построены

в соответствии

с заслуживающими

доверия оценками,

хотя и разными

у разных авторов. Их

расхождение

подчеркивает

стремительный

подъем численности

населения Англии

начиная с 30-х годов

XVIII в. (По данным

кн.: Trevelyan G. М.

English Social History.

1942, p. 361.)


гариата. Так же было и в Ливерпуле, где Токвиль отмечает на­личие «шестидесяти тысяч ирландцев-католиков». И добав­ляет: «Нищета почти столь же велика, как и в Манчестере, но она прячется». И так во всех этих городах, порождении промы­шленности; роста английского населения никогда не будет хва­тать, чтобы обеспечить массу необходимых работников. На выручку пришла иммиграция—из Уэльса, Шотландии, а еще больше из Ирландии. А так как механизация умножала потреб­ности в неспециализированном труде, во всех этих горячих точ­ках промышленного развития прибегали к труду женщин и де­тей—рабочей силе покорной и плохо оплачиваемой, как и к иммигрантской рабочей силе.

Следовательно, промышленная революция объединила все нужные ей кадры. Рабочих, а также уже и работников «третич­ного сектора», в котором новые времена создавали рабочие ме­ста. К тому же, как говорит Эрнест Лабрус93, всякая промы­шленность, добившаяся успеха, бюрократизируется, и так и об­стояло дело в Англии. И дополнительный признак обилия ра­бочей силы: избыточная прислуга. Ситуация, несомненно, ста­ринная, но которую промышленная революция не сгладила, даже наоборот. В начале XIX в. больше 15% лондонского насе­ления составляли слуги.

Итак, после 1750 г. Англия довольно быстро наполнилась людьми, не зная, что с ними делать. Были они тогда тяготой, помехой? Или движущей силой? Или причиной? Или след­ствием? Нет нужды говорить, что они были полезны, необходи­мы: они были необходимым человеческим измерением промы­шленной революции. Без этих тысяч, этих миллионов людей ничто не было бы возможным. Но не в этом проблема, пробле­мой представляется корреляция. Движение демографическое и движение промышленности были двумя громадными процес­сами, они шли вместе. Определял ли один из них другой? Беда в том, что как один, так и другой плохо вписываются в доку­менты, имеющиеся в нашем распоряжении. Демографическая история Англии устанавливается по неполным документам за-

На тысячу жителей


Промышленная революция и экономический рост



Английская революция сектор за сектором



 


94 Deane P. Op. cit., р. 34.


писи гражданского состояния. Все, что мы предполагаем, ну­ждается в подтверждении и завтра будет вновь подвергнуто рассмотрению в исследованиях, если они займутся огромной работой по подсчету и верификации. Точно так же можно ли претендовать на то, чтобы точно проследить за индустриали­зацией, т.е. в общем—за кривой производства? «Разумно предположить,— пишет Филлис Дин,— что без подъема произ­водства начиная с 1740 г. сопровождавший его рост населения был бы блокирован повышением уровня смертности, которое явилось бы следствием снижения жизненного стандарта» 94. На представленном выше графике 1740 год является моментом «расхождения» между уровнем рождаемости и уровнем смерт­ности: тогда жизнь одерживала верх. Если это простейшее ут­верждение справедливо, то оно уже само по себе доказатель­ство того, что демографическая революция следовала за про­мышленным развитием. По крайней мере в значительной части она была «индуктирована».

ТЕХНИКА—УСЛОВИЕ НЕОБХОДИМОЕ, НО, ВНЕ СОМНЕНИЯ, НЕДОСТАТОЧНОЕ

Если и есть какой-то фактор, утративший часть своего пре­стижа в качестве главной пружины промышленной революции, так это техника. Маркс верил в ее примат; историография по­следних лет располагает солидными аргументами для того, чтобы перестать видеть в ней первичный двигатель (primum mo­bile) или даже затравку, если говорить словами Поля Бэроша. Однако же, изобретение в общем-то опережает способности промышленности; но в силу самого этого факта оно часто па­дает в пустоту. Эффективное техническое применение, по суще­ству, запаздывает по сравнению с общим развитием экономи­ческой жизни; оно должно дожидаться, чтобы включиться в нее, его следует добиваться—и скорее дважды, чем едино­жды,—четко и настойчиво.

Так, для текстильного производства двумя великими опера­циями служат прядение и ткачество. Ткацкий станок требовал в XVII в. для своего непрерывного питания продукции семи-восьми прядильщиков или, скорее, прях.. Логически говоря, технические новшества должны были быть направлены на опе­рацию, требовавшую больше всего рабочей силы. Однако в 1730 г. именно ткацкий станок был усовершенствован посред­ством самолётного челнока Кея. Это простейшее изобретение (запускаемый в движение пружиной челнок управляется вруч­ную), которое ускоряло темп тканья, распространится, однако, лишь после 1760 г. Может быть, потому, что как раз в этот са­мый момент были введены три новшества, на сей раз ускоряв­шие прядение и очень быстро распространившиеся: прядильная маитва.-дженни (spinning jenny —около 1765 г.), простые моде­ли которой были доступны семейной мастерской; гидравличе­ская машина Аркрайта (около 1769 г.); затем, десять лет спустя (в 1779 г.),—Кромптонова «мюль-машина», прозванная так потому, что соединила в себе характеристики обеих предыду-


95 Hobsbawm E. Op. cit.,
р. 42.

96 A History of
Technology.
Ed. C. Singer,
E. J. Holmyard,

A. R. Halt, T. L. Williams, 1958, IV, p. 301—303.

97 Bairoch P. Op. cit.,
p. 20.

98 Chaudhuri K. N. The
Trading World of Asia and
the English East India
Company 1660—1760,

p. 273 f.


щих машин95. С этого времени мы видим удесятеренный вы­пуск пряжи и возрастание импорта хлопка-сырца с Антильских островов, из Ост-Индии, а вскоре и с Юга английских колоний в Америке. Но тем не менее хромающее соотношение между скоростями изготовления пряжи и ткани удержится чуть ли не до 40-х годов XIX в. Даже когда паровая машина около 1800 г. механизирует прядение, традиционному ручному ткачеству удалось выдержать темп, число ткачей выросло, а равным образом—и их заработки. В конечном счете ручной стан будет ниспровергнут лишь после наполеоновских войн, и медленно, невзирая на усовершенствования, внесенные около 1825 г. ма­шинами Робертса. Дело в том, что вплоть до 1840 г. не было ни необходимо, ни даже выгодно (принимая во внимание сильное падение заработной платы ткачей, вызванное конкуренцией ма­шин и безработицей) заменять его механическим станком96.

Значит, Поль Бэрош прав: «В течение первых десятилетий промышленной революции техника гораздо более была факто­ром, определяемым экономикой, нежели фактором, определяв­шим экономику». Совершенно очевидно, новшества зависели от действия рынка: они лишь отвечали на настойчивый спрос потребителя. Что до внутреннего английского рынка, то годо­вое потребление хлопка за период с 1737 по 1740 г. составило в среднем 1700 тыс. фунтов, в 1741—1749 гг.— 2100 тыс. фун­тов, 2800 тыс. фунтов—в 1751—1760 гг., 3 млн. фунтов — в 1761—1770 гг. «Речь идет тут о количествах... незначительных в сравнении с теми, какие Англия будет потреблять двадцать лет спустя»; в 1769 г. (до начала механизации) потребление со­ставило 300 граммов хлопка на человека, что «позволяло про­извести одну рубашку на жителя в год» 97. Но здесь-то, возмо­жно, и находился порог, поскольку в 1804—1807 гг., когда та­кой же уровень был достигнут во Франции, там началась меха­низация в хлопчатобумажной промышленности.

Тем не менее, если спрос создавал инновацию, сама она за­висела от уровня цен. Англия с начала XVIII в. вполне распола­гала народным рынком, совершенно готовым поглотить нема­лое количество индийских хлопчатыхтканей, потому что они были дешевы. Дефо, когда он насмехается над модой на набив­ные ткани в Лондоне, определенно указывает, что именно гор­ничные раньше своих хозяек стали носить эти импортные хлоп­чатые ткани. Несомненно, этот английский рынок сузился, ког­да мода привела к росту цен на набивные ткани, но главным образом он был задушен авторитарно (дополнительное дока­зательство его силы), когда английское правительство запрети­ло ввоз индийских хлопковых тканей в Великобританию, разве что в целях их реэкспорта. В таких условиях, возможно, не столько давление английского спроса, сколько, как полагает К. Н. Чаудхури, конкуренция низких индийских цен подстег­нула английское изобретательство, к тому же, что показатель­но, в области хлопчатобумажного производства, а не в нацио­нальной промышленности, [работавшей] на крупное потребле­ние и на большой спрос, какой была шерстяная и даже льняная. Шерстяную промышленность механизация затронет лишь нам­ного позднее.


Промышленная революция и экономический рост



Английская революция сектор за сектором


.587


 


                                   
   
     
 
   
         
     
 
 
 
     
 
     
 


90 В 1791 г.—только 10%; ср.: Hyde Ch. Op. cit., p. 66.

100 Bairoch P Op. dt..
p. 249.

101 Hyde С Op. cit.,
p. 219.

102 Ibid., p. 47—51.

103 Ibid., p. 37-40.

104 Ibid., p. 57, 79.


Точно так же выглядело дело в английской металлургии: воздействие цены на новшество было таким же, а может быть, и более сильным, чем воздействие спроса самого по себе. Мы видели, что плавка на коксе, разработанная Абрахамом Дерби, применялась им в доменных печах Колбрукдейла, в Шропши­ре, с 1709 г., но никакой другой предприниматель не последо­вал за ним по этому пути до середины столетия. Еще в 1775 г. 45% производства штыкового чугуна приходилось на домны, работавшие на древесном угле ". П. Бэрош связывает запозда­лый успех этого [технологического] процесса с возросшим дав­лением спроса, которое не вызывает сомнения100. Но Чарлз Хайд ясно растолковал обстоятельства запоздания с приня­тием плавки на коксе. Почему ею пренебрегали до 1750 г., на протяжении 40 лет, на тех 70 доменных печах, что работали тогда в Англии? Почему с 1720 по 1750 г. было построено по меньшей мере 18 новых домен с использованием старого про­цесса?101 Да просто потому, что, с одной стороны, предприя­тия эти были весьма доходными: их высокая себестоимость бы­ла защищена высокими налогами на импортное шведское же­лезо, отсутствием конкуренции между регионами, порожден^-ным крайне высокими ценами на перевозку и процветавшим экспортом готовых металлургических продуктов 102. С другой же стороны, потому, что издержки производства в результате применения кокса определенно возрастали (примерно на 2 фун­та стерлингов на тонну), а произведенный чугун, более труд­ный для передела, вряд ли мог соблазнить хозяев передельных производств, если его цена не была ниже рыночной103.

Так почему же тогда обстоятельства переменились после 1750 г. без вмешательства какого бы то ни было технического новшества, когда за двадцать лет было построено 27 домен на коксе и закрыто 25 старых доменных печей? И почему хозяева железоделательных заводов все больше и больше перерабаты­вали чушки, выплавленные на коксе? Дело в том, что возрос­ший спрос на черный металл очень сильно поднял цену древес­ного угля (а ведь она составляла примерно половину стоимо­сти штыка чугуна)104. Тогда как с 30-х годов XVIII в. плавке на коксе благоприятствовало падение цены на уголь. Ситуация, таким образом, изменилась на противоположную: к 1760 г. из­держки производства при плавке на древесном угле больше чем на два фунта на тонну превышали себестоимость в соперни­чающем процессе. Но в таких условиях еще раз задаешься во­просом, почему старый процесс сохранялся так долго, обеспе­чивая еще в 1775 г. почти половину производства? Вне сомне­ния, по причине очень быстро возраставшего спроса, который парадоксальным образом защитил «хромую утку». Такого спроса, что цены оставались очень высокими, а производители, использовавшие кокс, не старались достаточно снизить свои тарифы, чтобы устранить конкурентов. И так вплоть до 1775 г., после чего с увеличением разрыва в цене между двумя сортами чугуна отказ от древесного угля быстро сделался всеобщим явлением.

Следовательно, не введение пара и машины Болтона и Уатта привело к принятию кокса в качестве доменного топлива. Игра


105 Hyde С. Op. cit.,
р. 71.

106 Hyde С. Op. cit.,
р. 93.

107 Ibid., p. 83—94.

Доменные печи Колбрукдейла в Шропшире, где А. Дерби впервые в Англии использовал в 1709 г. кокс в качестве топлива. Заметьте, однако, справа на этой гравюре 1758 г. размещенные на берегу реки Северн четыре кучи дров, в которых выжигался древесный уголь. На переднем плане — конная упряжка перевозит большой металлический цилиндр,

изготовленный на месте. Гравюра Перри и Смита, 1758 г.


была сделана до того, как оно вмешалось: кокс выиграл бы партию, с паром или без него 105. Это не противоречит роли па­ра в предстоящем расширении английской металлургии: с од­ной стороны, с введением в действие мощных дутьевых устройств, он позволил значительно увеличить размеры домен­ных печей; с другой же стороны, освободив металлургическую промышленность от обязательного соседства с водными пото­ками, он открыл для металлургии новые регионы, в особенно­сти Черную Страну (Black Country) в Стаффордшире, области, богатой железной рудой и каменным углем, но бедной водны­ми артериями с быстрым течением.

Передел чугуна избавился от рабской зависимости и от вы­соких цен на древесный уголь приблизительно в то же время, что и плавка. В то время как около 1760 г. уголь на железодела­тельных заводах применялся лишь в конце процесса, для нагре­ва и ковки уже очищенного железа, практика литья в тигли (potting) к 1780 г. ввела каменный уголь на всех стадиях очист­ки металла. Национальное производство железных слитков разом возросло на 70% 106. Но и здесь Чарлз Хайд ниспровер­гает общепринятую версию: не пудлингование, разработанное по истечении нескольких трудных лет (1784—1795 гг.), изгнало с железоделательных заводов древесный уголь. Это уже про­изошло107. Однако пудлингование было решающим прогрес­сом в английской металлургии, революцией одновременно в качестве и в количестве, которая единым махом вывела на первое место в мире, и притом на целое столетие, английскую


Промышленная революция и экономический рост



Английская резолюция сектор за сектором



 


           
   
   


I.


108 Klingender F. К. Art
and the Industrial
Revolution.
1968,

p. 9—10.

109 Histoire generate des
techniques.
Sous la
direction de M. Daumas,
1962, Ш, p. 59.

110 Ibid., p. 13.

111 Landes D. S. L Europe
technicienne.
1969, p. 127.

112 Levasseur E. La
Population francaise.
1889—1892, Ш, p. 74.


продукцию, до того относившуюся к числу самых заурядных в смысле качества и даже количества.

Впрочем, разве не новому качеству металла обязано фанта­стическое торжество машины во всей повседневной жизни, как и на заводе? С этой точки зрения поразительно интересно про­следить в истории техники разные этапы развития паровой ма­шины. Поначалу—дерево, кирпич, тяжелая арматура, несколь­ко металлических труб; с 1820 г.—лес труб. Во времена первых паровых машин котел и различные элементы, работавшие под давлением, ставили немало проблем. Уже Ньюкомен построил свою машину, чтобы устранить недостатки более ранней ма­шины Севери, шарнирные соединения которой рвались под давлением пара. Но могучая машина Ньюкомена была по­строена на столбах и с топкой из каменной кладки, с деревян­ным коромыслом, медным котлом, латунным цилиндром, свинцовыми трубами... Эти дорогостоящие материалы мед­ленно и с трудом удастся заменить чугуном или железом. Са­мому Уатту не удалось построить герметичный цилиндр на же­лезоделательных заводах Каррона в Шотландии. Проблему эту уладил для него Уилкинсон благодаря изобретенной им сверлильной машине108.

Все эти проблемы, по-видимому, отошли в сторону в пер­вые десятилетия XIX в., одновременно с исчезновением дерева из механических конструкций и тогда, когда начали изготов­лять множество мелких металлических элементов самых раз­ных типов, которые позволили «смягчить традиционные фор­мы машины» 109. В 1769 г. Джон Смитон построил для железо­делательных заводов Каррона первое гидравлическое колесо с осью из чугуна. Оно оказалось неудачным: пористый чугун не выдержал мороза. Колеса большого диаметра, введенные в действие в предшествующем, 1768 г. на Лондонском мосту, были еще деревянными. Но в 1817 г. их заменили на железные колеса110.

Следовательно, будучи решающей в долгосрочном пла­не, металлургия в XVIII в. не играла первых ролей. «Железо­делательная промышленность,—пишет Давид Ланд,— пользовалась большим вниманием [со стороны историков], чем она того заслуживала в генезисе промышленной револю­ции»111. Вне всякого сомнения, если буквально придержи­ваться хронологии. Но промышленная революция была непре­рывным процессом, который должен был изобретаться в каж­дый момент своего протекания, бывшего как бы ожиданием новшества, которое наступает, которое придет. Счет все время следовало дополнять. И именно позднейший прогресс оправ­дывает, придает смысл тем этапам, какие ему предшествовали. Каменный уголь, кокс, чугун, железо, сталь были весьма круп­ными персонами. Но в конце концов их в некотором роде оправдал пар,— пар, так долго искавший свое место, пока не нашел его в ротационном двигателе Уатта, дождавшись появ­ления железных дорог. Для 1840 г., когда закончилось первое действие промышленной революции, Эмиль Левассёр подсчи­тал112, что одна паровая лошадиная сила была эквивалентна силе 21 человека и что Франция имела в этом смысле один мил-


В Англии начиная с последних лет XVIII в. железо начинает замещать дерево. Мост на реке Уир около Сандерленда, построенный в 1796 г. Британский музей.

113 Wrigley E. A. The Supply of Raw Material in the Industrial Revolution.«The Economic History Review», P- 13.


лион рабов особого рода—итог, призванный нарастать по экспоненте: в 1880 г. он поднимется до 98 млн., стало быть, в два с половиной раза превысит население Франции. Что же говорить об Англии!

НЕ СЛЕДУЕТ «НЕДООЦЕНИВАТЬ»

РЕВОЛЮЦИЮ В ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Хлопковый бум, сценический пролог английской промы­шленной революции, был для историков излюбленным сюже­том. Но то было в недавнем прошлом. А моды проходят. В све­те новых исследований хлопок поблек": Ныне наблюдается тен­денция считать его слишком незначительной особой: в конеч­ном счете общая масса продукции хлопчатобумажной промы­шленности измерялась миллионами фунтов, а каменного угля — миллионами тонн. В 1800 г. количество переработанно­го в Англии хлопка-сырца впервые превысило 50 млн. фунтов, т. е. примерно 23 тыс. тонн; это был, как пишет Э. А. Ригли, вес почти «годовой продукции 150 горняков в угольной шахте» 113. С другой же стороны, поскольку инновации в хлопчатобума­жной промышленности укладываются в длинный ряд отдель­ных изменений в старинных отраслях текстильной промышлен­ности (шерстяной, хлопковой, шелковой, льняной), пришедших в движение еще до XVI в., все заставляет думать, что хлопчато­бумажная промышленность принадлежала к Старому порядку или что она, как говорит Джон Хикс, была скорее «последней главой эволюции старинной промышленности, нежели нача­лом новой, как это обычно изображают». Разве нельзя было бы в крайнем случае вообразить себе сходный успех во Флоренции


Промышленная революция и экономический рост



Английская революция сектор за сектором



 


114 Hicks J. Op. cit., 2d
ed., 1973, p. 147.

115 См.: Labrousse E.
— в: L'Industrialisation

de VEurope аи XIX' siecle, p. 590.

II • Deane P. Op. cit.,
p. 90—91.

III Hobsbawm E. Industry
and Empire,
p. 51.


XV в.?114 Примерно в таком вот духе Эрнест Лабрус оценивал во время Лионского симпозиума (октябрь 1970 г.) драгоценный челнок Кея (которым в свое время так восхищались) как «дет­скую механическую игрушку»11S, Следовательно, революция без крупных современных средств. Легкость и относительная ценность хлопка позволяли ему даже использовать перевозки такие, какие они были, и скромную силу водяных колес в до­линах Пеннинских гор и в других местностях. Лишь к кон­цу своего расцвета хлопчатобумажная промышленность, что­бы избежать непостоянства и редкости доступных ей водопа­дов, прибегла к паровой машине, но изобретена последняя бы­ла не ради нее. Наконец, текстильная промышленность всегда требовала больше рабочей силы, чем капиталов 1гб,

Значит, следует принять ярлык Д. Хикса: революция Ста­рого порядка? И все же революция в хлопчатобумажной про­мышленности отличалась от более ранних революций решаю­щим фактом: она удалась; она не погибла в каком-либо воз­врате к стагнации экономики; она положила начало продолжи­тельному росту, который в конечном счете станет «непрерыв­ным ростом». И «в первой фазе британской индустриализации ни одна отрасль промышленности не имела сопоставимого с нею значения»117.

Истинная опасность заключалась бы в «принижении» этой революции. Конечно, она медленно высвобождалась из го­раздо более продолжительных предварительных стадий, кото­рые обычно не отмечают, коль скоро хлопок в Европе перера­батывали с XII в. Но та нить, что извлекали из кип, импортиро­ванных с Леванта, оказывалась непрочной, поскольку была до­вольно тонкой. И значит, не употреблялась в чистом виде, а только в качестве простой уточной нити в сочетании с льняной основой. Этой «метисной» тканью была бумазея, Barchent не­мецких городов, английская Fustian — бедная родственница, грубая на вид, однако довольно дорогая и вдобавок негодная в стирке. Как следствие, когда в XVII в. торговцы стали вво­зить в Европу уже не только сырье, но и полотна и набивные ткани Индии, чудесные, целиком хлопковые ткани умеренной стоимости, зачастую с красивой цветной набивкой, которые, в противоположность европейским, выдерживали стирку, это явилось настоящим открытием. А вскоре наступило и массиро­ванное завоевание Европы, средством которого были корабли Индийских компаний и пособницей которого сделалась мода. Чтобы защитить свою текстильную промышленность, еще бо­лее шерстяные сукна, чем бумазею, Англия в 1700 и 1720 гг., а Франция с 1686 г. запретили на своей национальной террито­рии продажу индийского полотна. Однако же, последнее про­должало прибывать, в принципе—для реэкспорта, но, по­скольку контрабанда наслаждалась этим вволю, такие ткани были повсюду, радуя взор и угождая упрямой моде, которая смеялась над запретами, полицейскими облавами и арестами товаров.

Хлопковая революция в Англии, а затем очень скоро и в общеевропейском масштабе в действительности была понача­лу подражанием, потом—реваншем, ликвидацией отставания


118 Mathias P. Op. cit.,
р. 250.

119 Hobsbawm E. L'Ere
des revolutions.
1969, p. 54
et note.

120 Ibid., p. 52.

121 Ibid., p. 58.

122 Hobsbawm E. Op.
cit.,
p. 55.

123 Clapham J. H. An
Economic History of
Modern Britain.
1926,
p. 441—442.

124 Цит. по: Hobsbawm E.
Industry and Empire,

p. 40.


от индийской промышленности и обгоном последней. Речь шла о том, чтобы делать так же хорошо и менее дорого. Менее до­рого — это было возможно только с помощью машины, кото­рая одна была способна составить конкуренцию индийскому ремесленнику. Но успех пришел не сразу. Пришлось дожидать­ся машин Аркрайта и Кромптона (около 1775—1780 гг.), что­бы получить хлопковую нить, одновременно тонкую и проч­ную, наподобие индийской пряжи, и такую, чтобы ее можно было использовать для тканья целиком из хлопка. С этого вре­мени рынок индийских тканей будет встречать конкуренцию со стороны новой английской промышленности, а именно: гро­мадный рынок Англии и Британских островов, рынок Европы (который, однако, станут оспаривать национальные промы­шленности), рынок африканского побережья, где черный не­вольник обменивался на штуки полотна, и огромный рынок колониальной Америки, не говоря уже о Турции, о Леванте и о самой Индии. Хлопок всегда был в первую очередь экспорт­ным товаром: в 1800 г. он представлял четвертую часть британс­кого экспорта, в 1850 г.— половину его118.

Все эти внешние рынки, завоевывавшиеся один за другим, добавлявшиеся друг к другу или друг друга заменявшие по во­ле обстоятельств, объясняют фантастический рост производ­ства: 40 млн. ярдов в 1785 г., 2025 млн. ярдов в 1850 г.!119 В то же время цена готового продукта снижалась с индекса 550 в 1800 г. до индекса 100 в 1850-м, в то время как пшеница и боль­шая часть пищевых продуктов за этот же промежуток време­ни уменьшились в цене едва на треть. Уровень прибыли, пона­чалу фантастический («...не 5%, не 10%, но сотни и тысячи про­центов дохода»,— скажет позднее один английский поли­тик) 12°, очень резко упал. Тем не менее мировые рынки были наводнены настолько, что это компенсировало уменьшив­шуюся норму прибыли. «Прибыли еще достаточны, чтобы бы­ло возможно крупное накопление капитала в мануфактуре»,— писал один современник в 1835 г.121

Если после 1787 г. наблюдался «взлет» (take off), то ответ­ственность за него нес, конечно, хлопок. Эрик ХоТ5сбоум даже заметил, что ритм его экспансии довольно последовательно от­меривает ритм всей британской экономики в целом. Другие от­расли промышленности поднимались одновременно с ним и следовали за его падением. И так было до XX в.122 Впрочем, у всех современников английская хлопковая промышленность вызывала ощущение беспрецедентной мощи. Около 1820 г., когда машины были готовы вот-вот завоевать также и тканье, хлопок уже был по преимуществу паровой промышленностью (steam industry), великим потребителем пара. К 1835 г. он ис­пользовал по меньшей мере 30 тыс. л. с, обеспечиваемых па­ром, против 10 тыс. л. с, полученных за счет энергии воды123. Разве недостаточно для того, чтобы измерить силу новопри­бывшего, рассмотреть громадное развитие Манчестера, совре­менного города с его «сотнями пяти-, шестиэтажных [и более] фабрик, увенчанных каждая огромной трубой и султаном чер­ного дыма»124, подчинявшего своей верховной власти сосед­ние города, включая и порт Ливерпуль, еще накануне бывший


Промышленная революция и экономический рост



Английская революция сектор за сектором



 


       
   
 
 


125 Simond L. Op. cit., I,
p. 330; первая кипа
американского хлопка
прибыла около 1791 г.

126 цит у ф дин:

Deane P. Op. cit., p. 87.

127 После 1820 г. для
хлопка, после 1850 г.
—для шерсти. Ср.:
Pollard S., Crossley D. W.
Op. cit., p. 197.

Хлопкопрядильня Роберта Оуэна в Нью-Ланарке, к юго-востоку от Эдинбурга, конец XVIII—начало XIX в. Шотландия вплотную следовала за индустриализацией Англии. Документ Смаута.


главным работорговым портом Англии и ставший главным портом ввоза хлопка-сырца, прежде всего хлопка Соединенных Штатов?125

Для сравнения: старая и прославленная шерстяная промы­шленность долгое время сохраняла нечто архаическое. Обра­щаясь в 1828 г. к старым воспоминаниям, английский мануфак­турщик напоминал о временах, когда появление дженни в семьях прядильщиков отправило на чердак старые прялки и обратило к 1780 г. в «хлопковую веру» всю рабочую силу: «Прядение шерсти полностью исчезло и почти так же — льнопрядение; материалом, применяемым почти везде, стал хлопок, хлопок, хлопок»126. Дженни впоследствии приспосо­били к шерстяной промышленности, но полная механизация последней совершится с опозданием на три десятка лет против промышленности хлопчатобумажной127. Прядение (но, конеч­но, не ткачество) начнет механизироваться как раз в Лидсе (сме­нившем Норидж в качестве шерстяной столицы), но в 1811 г. эта промышленность была еще ремесленной и деревенской. «Суконный рынок [в Лидсе]—это большое сооружение, боль­шой квадратный рынок, расположенный вокруг двора и защи­щенный от огня, так как стены кирпичные, а полы — железные,—сообщает Луи Симон.— Две тысячи шестьсот де­ревенских производителей, наполовину земледельцев, наполо­вину ткачей, ведут здесь торговлю дважды в неделю и каждый раз только в течение одного часа. У каждого из них есть своя лавчонка у стены длинной галереи... Штуки сукна уложены штабелями позади них, и они держат их образцы в руках. Поку­патели обходят эту двойную линию, сравнивая образцы, и так как курс цен устанавливается почти единообразный, сделки


128 Simond L. р. 102—103. |2!) Mathias P. р. 270.


Op. cit. II, Op. cit.,


вскоре заключаются. В немногих словах и не теряя времени, обе стороны совершают много дел»128. Нет никакого сомне­ния: мы находимся еще в эпохе предпромышленности. Хозяи­ном игры выступает покупатель, купец. Значит, шерсть не по­следовала за хлопковой промышленной революцией. Точно так же ножевой или скобяной промыслы в Шеффилде и в Бир­мингеме оставались связаны с многочисленными мелкими ма­стерскими. И это — не считая бесчисленных архаичных видов деятельности, из которых иные доживут до XX в.!29

После хлопковой революции, долгое время бывшей во главе движения, придет революция железа. Но Англия железных до­рог, пароходов, разнообразного оборудования, которая потре­бует громадных капиталовложений в сочетании с низкой при­былью,—разве же эта Англия не выросла из денег, в больших массах накопленных в стране? Следовательно, даже если хло­пок и не играл непосредственно слишком большой роли в ма­шинном взрыве и в развитии большой металлургии, первые счета, вне сомнения, оплачивались прибылями от хлопка. Один цикл подталкивал другой.

ПОБЕДА ТОРГОВЛИ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ

Не будет преувеличением говорить в применении к Англии XVIII в. о торговой революции, о настоящем торговом взрыве. На протяжении этого столетия индекс роста производства тех отраслей промышленности, что работали единственно на вну­тренний рынок, увеличился со 100 до 150; у тех же, что работа­ли на экспорт, индекс вырос со 100 до 550. Ясно, что внешняя торговля намного обгоняла других «бегунов». Вполне очевид­но, что такую «революцию» саму по себе следует объяснить, а объяснение это подразумевает никак не меньше, чем мир в его целостности. Что же касается ее связи с революцией промы­шленной, то связи эти были тесными и взаимными: обе рево­люции оказывали одна другой мощную поддержку.

Английский успех за пределами острова заключался в обра­зовании весьма обширной торговой империи, т. е. в открытии британской экономики в сторону самой крупной зоны обмена, какая только была в мире,— от моря вокруг Антильских остро­вов до Индии, Китая и африканских берегов... Если разделить это огромное пространство надвое—с одной стороны Европа, с другой — заморские страны,—то есть шанс лучше ухватить генезис судьбы, необычной, несмотря ни на что.

В самом деле, в период, предшествовавший 1760 г. и сле­дующий после него, в то время как британская и мировая тор­говля, практически и та и другая, непрестанно росли, те обмены, что питали Англию, относительно уменьшились в направлении близлежащей Европы и увеличились на уровне заморских тор­говых операций. Если подсчитать британскую торговлю с Европой по трем статьям — импорта, экспорта и реэкспор­та,— то констатируешь, что лишь в последней статье, в реэкспорте, доля, отведенная Европе, оставалась преобла­дающей и почти стабильной на протяжении XVIII в. (1700—


Промышленная революция и ■экономический рост



Английская революция сектор за сектором



 


                   
   
 
       
 
 



более 260 от 200 до 260 01 150 до 200 от 100 до 150 от 50 до 100 менее 50

Две Англии в 1700 г.

Разделение по численности населения и богатству наблюдалось по линии, проходившей от Глостера на нижнем течении р. Северн до Бостона на берегу залива Уош. (По данным: Darby Н.С. Op. cit., p. 524.)


Новое членение пространства Англии в 1800 г.

Быстрый демографический подъем в бедной части Англии, становящейся Англией современной промышленности. (По данным: Darby H. С. Op. cit., p. 525.)


 


130 Deane P. Op. cit.,
р. 56.

131 Accarias de Serionne J.
La Richesse de la
Hollcmde
1778.


1701 гг.—85%, 1750—1751 гг.—79, 1772—1773 гг.—82, 1797— 1798 гг.—88%). Не так обстояло дело с европейским импортом в Англию, доля которого постоянно снижалась (66, 55, 45 и 43% на те же даты); доля же экспорта британских изделий на континент упала еще больше (85, 77, 49, ЗО%)130.

Это двойное отступление показательно; центр тяжести ан­глийской торговли проявлял тенденцию в некотором роде от­далиться от Европы, тогда как ее торговые операции с амери­канскими колониями (а вскоре—США) и с Индией (особенно после Плесси) нарастали. И это сходится с довольно прони­цательным замечанием автора «Богатства Голландии» (1778 г.) 13\ которое рискует стать хорошим объяснением. В са­мом деле, по мнению Аккариаса де Серионна, стесненная ро­стом своих внутренних цен и стоимости своей рабочей силы, который делал из нее самую дорогую страну Европы, Англия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: