_. Преобладание (^Экспорт (Ш)\ экспорта |
По данным сводки английских статистических документов (А.Е., М. et D., Angleterre 10, Р130). Импорт превышает или не превышает экспорт в соответствии с тем, белым или черным цветом закрашены центральные части кругов, изображающих импорт (И) и экспорт (Э). Круги, представляющиеся пустыми, говорят о равновесии между И и Э: в Турции И = 290 559, Э = 273 715; в Италии соответственно 1009 тыс. и 963 263; в Ирландии—2 622 733 и 2370866.
Неуравновешенность к выгоде Англии: американские Штаты, Португалия—977 820 и 754612; Франция после договора Идена—717034 и
\ J Иностранныв.кояонтг в Америк |
1 221 666. Сводный
подсчет: для
Европы—11170860
и 12813435; для
Америки—5 603 947 и
8159 502; для Азии—
2 671547 и 2627 887;
для Африки — 82917 и
1367 539. в целом я бы без труда подписался, если допустить, что множествен-
1^529273 против ность капитализма—дело старинное, что финансовый капита-
положительноесальдо, лизм не был новорожденным 1900-х годов и что даже в прош-превышавшее 5 млн. лом, пусть только в Генуе или в Амстердаме, он уже умел (после сильного роста торгового капитализма и накопления капиталов, превышавшего нормальные инвестиционные возмож-229 См. выше, гл. 2 и з. ности229) овладевать рынком и какое-то время господствовать над всем деловым миром.
Что касается Англии, то очевидно, что весь спектр, включая и подъем «денежного капитализма», раскрылся задолго до начала XX в. Задолго до этой даты, в потоке революций, что пронизывали бурный рост Англии, была даже финансовая революция, протекавшая вперемешку с индустриализацией страны, которая если ее и не вызвала, то по меньшей мере сопровождала и даже сделала возможной. Часто утверждают, что английские банки не финансировали индустриализацию. Но новейшие исследования доказывают, что кредит, долгосрочный и кратко-
|
В экспорте доля «английских изделий» составила 18 509796, доля реэкспорта иностранных изделий—6568565. Эту английскую торговлю обеспечивали 15463 корабля, пришедших [в английские порты], и 15010 кораблей, вышедших [из них], т.е. 30470 кораблей, из которых 3 620 были иностранными. Среднее водоизмещение английских кораблей составляло 122 тонны; средняя численность команды—7 человек. Во франко-английской торговле — 3160 приходов и выходов судов, в т.ч. 430 иностранных. В торговле с Азией—28 выходов, 36 приходов, все корабли английские. Среднее их водоизмещение— 786 тонн, средняя численность команды—93 человека. «Ост-Индские корабли» (Indiamen) не выделяются, оставаясь на уровне средних показателей. Эта сводка не учитывает крупную прибрежную торговлю Англии (уголь).
230 Hilferding R. Op. cit.,
p. 175—177.
231 Crouzet F.
L'Economie de la
Grande-Bretagne
victorienne. 1978, p. 280.
232 Mathias P. Op. cit.,
p. 169.
233 В 1826 г. из 552-
банков 49 имели одного
владельца, 157—двоих,
108— четверых,
43— пятерых, 26—шестерых. А.Е., С. С, Londres, 21, f"' 168—177, 22 марта 1826 г.
234 «Банк графства»—
так иногда во француз
ской дипломатической
корреспонденции
переводили слово
сочетание Country Bank.
срочный, поддерживал предпринимательскую деятельность в XVIII и даже в XIX в.230
Английский банк, основанный в 1694 г., был^стержнем целой системы. Вокруг него, опираясь на него, располагались частные лондонские банки: в 1807 г. их было 73, в 20-е годы XIX в.—примерно сотня231. В провинции «сельские банки» {country banks), появившиеся самое малое с начала XVIII в., умножившиеся вослед Компании Южных морей, затем вовлеченные в ее банкротство (Sea Bubble), были в 1750 г. в числе всего одной дюжины, но в 1784 г. их стало 120, около 1797 г. —290, в 1800 г. —370 и по меньшей мере 650 к 1810 г.232 К этой же самой дате другой автор насчитывает их 900, вне сомнения учитывая отделения, которые иные из них содержали. Правда, что это внезапно возникшее поколение банков было торжеством лилипутов (банки не имели права насчитывать больше шести компаньонов233), и так же, как и спекуляция, которая не была привилегией Лондона, это поколение было порождено местными конъюнктурой и потребностями. «Банк графства»234 очень часто бывал всего лишь дополни-
|