Эластичность спроса от дохода характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Графическое изображение этой зависимости представлено кривыми Энгеля, а форма зависимости описывается уравнениями Тронквиста. Возможные такие ситуации:
· коэффициент эластичности меньше нуля – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);
· коэффициент эластичности равен нулю – с увеличением доходов спрос остается стабильным;
· коэффициент эластичности от нуля до единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);
· коэффициент эластичности больше единицы – темпы изменения спроса выше темпов изменения дохода.
Эластичность спроса по доходам существенно различается для разных категорий покупателей, поэтому коэффициентами эластичности следует пользоваться только в пределах одной доходной группы. Более точные модели учитывают различную эластичность спроса по доходам, выделяя различные категории по возрасту, полу, социальным характеристикам.
Нет четких границ для отнесения товаров к товарам необходимости и предметам роскоши. При этом эластичность спроса на товар может меняться в разные периоды.
По мере сближения степени дифференциации в уровне доходов происходит снижение различий в степени эластичности расходов на различные блага, т.е. выравнивается степень настоятельности потребности.
|
Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
Для принятия ценовых решений необходимо рассчитать перекрестные коэффициенты эластичности спроса от цен. Спрос на какой-либо товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары (в первую очередь заменяющие его). Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на один процент, при условии, что остальные цены и доход останутся неизменными.
(4) |
где KЭy/x – коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар у при изменении цены товара х;
p 1 x – начальный уровень цены товара х;
p 2 x – конечный уровень цены товара х;
q 1 y – начальный уровень объема спроса на товар у;
q 2 y – конечный уровень объема спроса на товар у.
Взаимодополняющие товары – коэффициент перекрестной эластичности отрицательный.
Взаимозаменяющие товары – коэффициент перекрестной эластичности положительный.
Независимые товары – коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
Учет перекрестной эластичности спроса по цене может существенно повлиять на принятие стратегических и тактических решений на конкурентном рынке.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
Чувствительность потребителей к ценам и их реакция определяются целым рядом психологических и экономических факторов, которые надо знать и учитывать предпринимателю.
Основные факторы, влияющие на эластичность спроса по цене, отражены в Таблице 2.1.
|
Таблица 2.1
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене [6]
Факторы, понижающие эластичность спроса по цене | Факторы, повышающие эластичность спроса по цене |
Уникальность товара, отсутствие аналогов | Существование множества товаров субститутов |
Потребителю не известны товары субституты | Потребителю хорошо известны товары субституты |
Потребителю сложно сравнить качество различных субститутов, цена выступает символом качества товара | Потребитель может легко сравнить качество различных субститутов |
Затраты потребителя на приобретение товара значительно меньше его дохода или совокупных расходов | Затраты потребителя на приобретение товара занимают значительную долю в его совокупных расходах |
Потребитель может разделить затраты на приобретение товара с кем-либо, товар приобретается для коллективного использования | Потребитель приобретает товар для индивидуального использования |
Товар поддерживает спрос на продукцию фирмы | Товар инициирует спрос на продукцию фирмы |
Предметы необходимости (настоятельность потребности в товаре) | Предметы роскоши |
Краткосрочная реакция (невозможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос) | Долгосрочная реакция (возможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос) |
Потребитель не имеет возможности долго хранить товар (скоропортящиеся товары) | Товар может храниться длительное время, не требует значительных дополнительных затрат на хранение |