Из новой редакции ст. 32 Закона о некоммерческих организациях (действует с 01.01.2011) следует, что учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином;
7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
|
Таким образам, благодаря положениям Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений деятельность бюджетных учреждений станет "прозрачной".
Распоряжение имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением
Согласно ст. 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Эта касается и недвижимого имущества (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Остальным находящимся у него на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. 13 и 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях (п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Об использовании закрепленного за бюджетным учреждением имущества с 1 января 2012 года оно будет составлять отчет. Порядок составления и утверждения отчета приведен в Приказе Минфина РФ от 30.09.2010 N 114н (на момент подготовки книги в печать приказ находился на регистрации в Минюсте).
|
Крупная сделка
Пунктом 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях введено понятие "крупная сделка". Крупные сделки могут быть совершены бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя. Крупной сделкой признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей данного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением данных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований, установленных к ней данным пунктом, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Заметим, что руководитель также несет ответственность за просроченную кредиторскую задолженность. Согласно п. 27 ст. 30 Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Приказом Минфина РФ от 30.08.2010 N 98н, вступающим в силу со следующего года, установлено предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Минфину, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя.
|