Пути улучшения показателей по труду и заработной плате




Кадровая политика Минской области направлена на плановое обеспечение органов управления, различных отраслей экономики и социальной сферы квалифицированными кадрами.Для этого кадрами области решается задача по созданию нового механизма управления кадровым потенциалом, сочетающего методы государственного регулирования и использования современных организационных, информационных, социальных и политических технологий, повышается эффективность управленческих решений, совершенствуются формы работы с кадрами.[18] Важная роль в совершенствовании труда, улучшении подбора и расстановки кадров отводится формированию резерва руководящих кадров, должности которых включены в кадровый реестр облисполкома (далее - резерв руководящих кадров), и работе с ним. На основании Положения о резерве руководящих кадров, должности которых включены в кадровый реестр Минского областного исполнительного комитета, утвержденного решением Минского областного исполнительного комитета от 21 декабря 2004 г. № 1212, в облисполкоме и райгорисполкомах сформирован резерв руководящих кадров.Повышены требования за нарушение Положения о порядке рассмотрения кадровых вопросов.Особое внимание уделяется вопросам повышения профессионального и образовательного уровня руководящих кадров области. Стало носить более прикладной, дифференцированный характер обучение руководящих кадров, имеется большая практика организации краткосрочного повышения квалификации работников.[19]

Важным этапом аналитической работы на предприятии является поиск путей для повышения производительности труда,которыесвязаны с улучшением качества продукции. Высокое качество способствует снижению издержек за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата и переделки некачественных изделий.

Эти пути повышения производительности труда можно классифицировать следующим образом:

· повышение технического уровня обслуживания в результате механизации и автоматизации технологических процессов; внедрения новых видов оборудования и технологических процессов; увеличение ассортимента продукции;

· улучшение организации реализации и труда путем повышения норм труда и расширения зон обслуживания; уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы; упрощение структуры управления; механизация учетных и вычислительных работ; повышение уровня специализации продаж;

· структурные изменения в товарообороте вследствие изменения удельных весов отдельных видов продукции; трудоемкости производственной программы; доли покупных полуфабрикатов и сопутствующих изделий; удельного веса новой продукции и продукции с большей рентабельностью;

· привлечение и стимулирование молодых специалистов, с дальнейшей поддержкой в плане инициативности и стремления к улучшению и росту производительности труда работников и коллективов в целом.

Дальнейший рост благосостояния белорусского народа обеспечивается устойчивым развитием экономики республики, внедрением достижений науки и техники, более рациональным использованием производственного и трудового потенциалов государства, экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы. При решении данной задачи важная роль принадлежит нормированию труда, которое является действенным средством повышения эффективности производства и мобилизации резервов роста производительности труда, обеспечения соответствия размеров заработной платы трудовому вкладу работников в конечные результаты труда.

Совершенствование труда в республике осуществляется по следующим основным направлениям:

· обновление нормативной базы по труду;

· тарифное нормирование;

· межобластное сотрудничество в области организации и стимулирования труда.

Для улучшения положения дел в области организации труда Правительством Республики Беларусь был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на активизацию работы по совершенствованию труда, замене устаревших норм трудовых затрат на прогрессивные.

Принятыми решениями Правительства Республики Беларусь государственным органам было поручено принять меры по качественному улучшению организации труда в подчиненных им организациях, направленного на обеспечение опережающего роста производительности труда над ростом заработной платы. При этом было введено стимулирование высокопроизводительного и качественного труда в виде повышение тарифных ставок, должностных окладов и сдельных расценок.

Считаем, что важным решением, направленным на активизацию работы по совершенствованию организации труда явилось введение ограничения перевыполнения норм труда (не более 200 процентов) при включении сдельного заработка в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

С введением данной нормы нанимателям стало не выгодно допускать перевыполнение норм труда рабочими свыше 200 процентов, поскольку в данном случае сдельный заработок уже полностью не будет включаться в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и надо платить из прибыли.

Координация работы по совершенствованию организации и стимулирования труда в республике была возложена на Министерство труда и социальной защиты.

В целях упорядочения работы по совершенствованию труда в республике в отраслях реального сектора экономики с участием Министерства труда и социальной защиты были разработаны и приняты отраслевые Программы по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных материалов по труду на 1999-2003 гг. и 2004-2007 гг., которые явились основой при создании аналогичных республиканских программ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С переходом к рыночным отношениям требуется принципи­ально новая организация оплаты труда. И это не самоцель, а реальная необходимость замены устаревшей, низко эффективной модели оплаты труда, которая в значительной мере сдерживает реализацию потенциала работников и их коллективов, тормозит развитие экономики. Организация заработной платы, основанная на использовании ее традиционных элементов в виде тарифных ставок и окладов, разного вида премии, доплат и надбавок, слабо восприимчива к научно-техническому прогрессу, повышению качества продукции, эконо­мии ресурсов. Всевозможные премии, доплаты и надбавки утра­тили стимулирующую роль и превратились по сути в механиче­скую прибавку к тарифным ставкам и должностным окладам, как правило, не связанную с результатами труда. Более того, они настолько усложняют организацию заработной платы, что она становится недоступной для понимания. Можно было бы и даль­ше перечислять то, к чему существующая система оплаты труда не восприимчива, в чем она не заинтересовывает, к чему не по­буждает и т. д., и т.п.

Какие же первоочередные преобразования в организации оплаты труда следует провести, чтобы она соответствовала современным условиям хозяйствования? Прежде всего надо окончательно отказаться от использования гарантированных тарифных ставок и должностных окладов. Именно они выступают главным ограничителем и шлагбаумом размеров заработной платы и заинтересованности персонала в развитии и реализации имеющихся способностей. Что послужило основанием для такого негативного отношения к ставкам и окладам? Ведь они многие десятилетия доминировали в сфере материального стиму­лирования. Выделим в этом плане несколько аспектов.

Дело в том, что превышение меры труда, за которую выпла­чивается ставка или оклад, либо не предполагает увеличения и не сопровождается ростом его оплаты, либо это увеличение не­значительно и слабо ощутимо для трудящихся. Поэтому тариф­ные ставки и должностные оклады работники традиционно свя­зывают с тем предельным уровнем количества и качества труда, превышение которого материально не выгодно для них. При этом часто срабатывает принцип: зачем работать больше и лучше, если все равно получишь не больше установленной ставки или оклада.

Действующий сегодня порядок начисления ставок и окладов, при котором мера оплаты опережает меру труда (сначала уста­навливаем гарантированный размер ставки или оклада, а уж затем «под него» ждем адекватного трудового вклада), допускает возможность их выплаты без достижения работниками соответ­ствующих результатов. Здесь несколько иная логика: стоит ли достигать требуемых результатов, определенных тарифной системой, ведь и без этого получишь, как минимум, гарантированную ставку или оклад. Такой механизм организации н выплаты ста­вок и окладов, естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, думается, что с учетом сказанного, он не во всем соответствует экономическому закону распределе­ния по труду в его классическом понимании и принципу соци­альной справедливости, поскольку допускает равное вознагражде­ние за неравный труд.

Именно в этом видится одна из основных причин сознательно­го недоиспользования трудящимися своих физических н интеллек­туальных способностей. Достаточно большое количество работников не уверены, что если они будут работать больше и лучше, то увеличится их заработок.

Установление тарифных ставок и должностных окладов в большей мере соответствует не экономическим, а командно-ад­министративным методам хозяйствования, когда средства, пред­назначенные на оплату труда, централизованно выдаются «свер­ху» чаще без учета связи их размеров с конечными результатами работы предприятий и трудовым вкладом конкретных работни­ков. Это не способствует углублению демократизации распределительных отношении, расширению прав и самостоятельности трудовых коллективов в решении экономических проблем.

Наконец, гарантированные ставки и оклады в большей сте­пени отвечали лишь первой, «отмирающей» модели хозрасчета, поскольку только она предполагала гарантированный фонд за­работной платы (ФЗП). Другим, более прогрессивным моделям хозяйствования и тем более рыночным отношениям они не толь­ко не соответствуют, но и противоречат, ибо в этих условиях размеры заработной платы работников полностью зависят от ито­гов хозяйственной деятельности предприятий, спроса потребителя на продукцию, размеров заработанных средств на оплату труда (ФОТ). В данном случае уже нет экономической основы для то­го, чтобы заранее, до получения трудовым коллективом конкретных конечных результатов, устанавливать гарантированные та­рифные ставки и оклады, которые затем могут быть не выпла­чены работникам из-за недостаточных размеров заработанного ФОТ. Не логично распределять не гарантированный, динамичный ФОТ между работниками по гарантированным стабильным став­кам и окладам. Это равносильно попытке преждевременно точно распределить еще не созданный продукт. Приведенные аргументы убеждают в неэффективности тарифных ставок и должностных окладов, нецелесообразности их применения в условиях рыночных отношений. Однако, чем можно заменить данный элемент организации оплаты труда? Если не по тарифу, то, как распределять заработанные средства между работниками?

Что же нужно делать, отказавшись от использования гарантированных ставок и окладов в практике организации оп­латы труда? Внедрять бестарифную систему заработной платы. Как уже было показано в дипломной работе такие модели разработаны и довольно успешно применялись на ряде предприятий. Они во многом схожи и основаны на до­левом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от различных критериев.

 

Подводя итог, следует отметить, что в процессе написания данной дипломной работы цель написания работы достигнута – на примере Смолевичского райпо.

Обеспеченность предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема реализации продукции и повышения эффективности труда.

Повышение производительности труда является наиболее актуальной проблемой, от которой зависит полное удовлетворение потребностей населения в товарах.

Количественно оценить эффективность использования трудового потенциала практически не возможно, поэтому особую актуальность приобретает комплексный подход к изучению тенденций в использовании трудовых ресурсов как носителя трудового потенциала, выявление резервов повышения его эффективности и путей их мобилизации.

Таким образом, целью анализа труда является выявление резервов и неиспользованных возможностей на предприятии, разработка мероприятий по приведе­нию их в действие.

В условиях белорусской экономики, фактическая потребность предприятия в персонале определенных категорий непрерывно меняется под воздействием внутренних и внешних факторов. Подобные изменения не всегда означают увеличение или сохранение потребности в рабочей силе. Внедрение новых технологий, освоение производства конкурентоспособной продукции, сокращение рыночного спроса на производимые товары и услуги может привести к уменьшению численности персонала, как по отдельным категориям, так и по всему составу. Поэтому определение реальной потребности в рабочей силе и прогноз ее изменения должны стать основой совершенствования управления персоналом на предприятиях.

Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно исполь­зовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких усло­виях создаются возможности для наращивания темпов расши­ренного воспроизводства.

Фонд оплаты труда выражает суммарные расходы предприятия на оплату труда работников. Особенность формирования средств на оплату труда и социальные выплаты в современных условиях состоит в том, что предприятия самостоятельно устанавливают размер данного фонда, учитывая состояние рынка, необходимость обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности продукции и другие факторы. Определяются эти средства, исходя из количества персонала, работающего по найму, условий их оплаты в соответствии с законодательством, коллективными и трудовыми договорами и результатами труда работающих по найму работников. Анализ средств на оплату труда должен подтвердить или опровергнуть рациональность расходования средств, исходя из критериев оценки работы предприятия. В качестве критериев могут быть использованы: динамика прибыли в связи с рациональным использованием средств на оплату труда; уровень экономического потенциала и финансового состояния за счет более эффективного использования средств на оплату труда; фактор снижения цен на продукцию, связанный со снижением затрат на оплату труда и социальные выплаты. Методика анализа расходов на оплату труда и социальных выплат в традиционном виде заключается в определении абсолютного и относительного их изменения.

 

 

Список использованных источников:

 

Правовые источники

 

1. Закон Республики Беларусь от 23 февраля 2002 г. № 93-3 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь, с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2007 года № 299-3 (НРПА РБ, 2008 г, №3, 2/1396)

2. Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. №231-3 «О торговле», с изменениями и дополнениями от 20 июля 2006 г. №162-3 (НРПА РБ, 2006г., №122, 2/1259)

3. Закон Президентом Республики Беларусь20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь»

4. Конституция Республики Беларусь от 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах
24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (pravo.kulichki.com)

5. О совершенствовании оплаты труда работников потребительской кооперации Республики Беларусь: постановление от 20 мая 2005г., № 224/8 РБ, Правление Белкоопсоюза.- Мн.., 2005.- 5с.

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 264 от 27 марта 1997г. "О дальнейшем совершенствовании механизма оплаты труда в отраслях экономики"

7. Постановление Совета Министров Республики от 31 августа 2004 г. №1038 «О программе совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 г.»

8. Положения о резерве руководящих кадров, утвержденное решением Минского областного исполнительного комитета от 21 декабря 2004 г. № 1212

9. Решение Минского областного Совета Депутатов от 28 декабря 2005 г. №179 «Об утверждении областной программы «Кадры 2006-2010 гг.»

10. Трудовой Кодекс Республики Беларусь (pravo.kulichki.com)

11. Указ Президента Республики Беларусь 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении ПРОГРАММЫСОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ на 2006- 2010 г.»

Литература:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: