Величина награды соответствует величине испытаний




От Анаса t сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний. И поистине, если Аллах любит какой-либо народ, Он посылает на них испытания, и кто проявит довольство, то и для него довольство Аллаха, а кто гневается – тому гнев Аллаха». (ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджа 4031. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 146).

Имам Ахмад приводит другой похожий хадис от Махмуда ибн Лябида t о том, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания. Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, а кто не проявит терпения, то и для него не будет терпения». (Ахмад 5/428, аль-Байхакъи в «Шу‘аб аль-иман» 9784. Хафиз аль-Мунзири и хафиз Ибн Хаджар сказали, что все передатчики достойны доверия. А Ибн Хаджар аль-Хайтами назвал хадис достоверным. См. «ат-Таргъиб уа ат-Тархиб» 4/124, «Фатхуль-Бари» 10/108, «аз-Зауаджир» 1/315).

‘Абдуллах ибн Мас‘уд t рассказывал: «Однажды я зашёл к Пророку, страдавшему от сильного жара, и сказал ему: «Какой у тебя сильный жар!», затем спросил: «Это потому, что тебе предназначена двойная награда?» Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от бремени его грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев» ». (аль-Бухари 5647).

Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах сказал: «Так как пророки будут теми, кто более других будет вознаграждён, то они больше остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, где говорится о том, что он зашёл к Пророкуи спросил: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Он ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своей верой), затем те, кто был ближе к этим. И человек испытывается в соответствии со степенью своей веры. Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать человека лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов». (ат-Тирмизи 2/64, Ибн Маджа 4023, Ибн Хиббан 2901. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 143).

Некоторые учёные сказали, что слова «Величина награды соответствует величине испытаний и бед», указывают на то, что за беды и болезни человек получает вознаграждение без того, чтобы они стирали грехи. Однако Ибн аль-Къайим и другие учёные сказали, что наградой за болезни и беды является прощение грехов, кроме тех случаев, когда они (болезни и беды) становятся причиной для благих дел, как покаяние и мольбы о прощении, как проявление терпения и довольство предопределением. Поистине, в этом случае они будут вознаграждены за то, что зародилось и произошло по причине постигших их бед и болезней, как на это указывает хадис Пророка ﷺ: «Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестаёт испытывать его тем, что ему неприятно до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения». (Абу Я’ля 4/1447, Ибн Хиббан 693. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2599).

Некоторые из обладателей знания говорили: «И действительно, бывает так, что человек иногда просит у Аллаха наивысшую степень в Раю, а это аль-Фирдаус, и вместе с тем не совершает благих дел, чтобы получить эту степень. Однако Аллах отвечает на его мольбу и даёт ему это высокое положение. Но так как человек не стремится совершать соответствующие благие дела, Аллах посылает на него испытания и беды, даруя вместе с ними и необходимое терпение». (Сл. «Кираа уа та‘лик ‘аля тайсириль-‘Азизиль-Хамид»).

Шейх Сулейман продолжает: «Учёные же отвечают на первое мнение (заключающееся в том, что под словами Пророкане имеется в виду прощение грехов, однако возвеличивается его степень) тем, что в хадисе: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед» – имеется в виду, что степень его возвышается только тогда, когда он терпит и надеется на награду Аллаха.

И так как пророки, мир им, были самыми лучшими из тех, кого любит Аллах, то они и были теми, кто более остальных подвергался испытаниям, и их постигло то, что не претерпел ради Аллаха никто, кроме них. И это для того, чтобы они достигли посредством этого великой награды и наивысшего довольства. Также это для того, чтобы впоследствии люди брали с них пример и знали, что они тоже являлись людьми, и их постигало то же, что постигает остальных людей из испытаний, бед и лишений, и чтобы, зная всё это, люди не поклонялись им, а поклонялись только одному Аллаху.

Кто-то может спросить: «Как может Аллах посылать беды и испытания тем, кого любит?!»

Ответом на это является то, что если принять во внимание, что никто из людей не защищён от грехов, то беды и несчастья в виде испытаний очищают от этих грехов, как на это указывают достоверные хадисы, а также божественные слова: «Буду испытывать их бедами, дабы очистить их от грехов». (См. «Калиматуль-ихляс» 46, «Мадаридж ас-саликин» 1/194, «аль-‘Укъуд ад-дуррийя» 343).

Также следствием перенесённых испытаний для стойкого в терпении верующего является возвышение его степени в Раю, как об этом сказано в хадисе: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которое он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребёнке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик». (Ахмад 5/272, Абу Дауд 3090. Достоверность хадиса подтвердили, аль-Мунауи и аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1599, 2599).

Также потому, что это ведёт к покаянию. Ведь поистине, Аллах в этом мире испытывает человека бедами, чтобы он покаялся за свои грехи, как об этом сказал Всевышний: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (Коран, 30: 41).

И если Аллах наделит кого-то покаянием посредством беды, постигшей его, то это станет для него одним из самых больших благ, дарованных Аллахом. Потому что вследствие этого человек начинает взывать к Аллаху с мольбами и становится смиренным и покорным Ему. Поэтому Аллах порицает тех, кто не обращается с мольбами к своему Господу и не принимает смиренно постигшее его горе, как об этом поведал Аллах: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним» (Коран, 23: 76).

Мольба, обращённая к Аллаху, и смирение перед Ним являются одним из самых больших благ. Эти две вещи, а также то, что им предшествовало из испытаний, являются одним из величайших признаков правильного исповедания религии, так как правильность религии в том, чтобы поклоняться Аллаху и уповать на Него и чтобы не взывать в мольбах наряду с Аллахом к другим божествам, будь то мольба-поклонение или же мольба-просьба.

И если Аллах привёл тебя к покаянию, включающему в себя поклонение Ему одному и подчинение Его пророкам в выполнении обязательного и в отстранении от запретного, то ты из числа истинно поклоняющихся Аллаху. Ты взываешь к Нему, что выражается в просьбах, обращённых к Аллаху о своих нуждах, и просишь то, в чём видишь пользу для себя, и ищешь защиты у Него от того, в чём видишь вред для себя. Это становится одним из величайших благ, которыми Аллах наделил тебя. А такое чаще всего случается, когда человека постигают беды. И если эти блага человек получает во время лишений и бед, то их в большей степени достойны те, кого любит Аллах больше остальных. И поэтому те, кого постигло что-либо из тягот, должны благодарить за это Аллаха». (См. «Тайсируль-‘Азизиль-Хамид» 1034-1037. Эти слова, изначально принадлежавшие Ибн Теймии, шейх Сулейман процитировал в сокращённом виде, взяв с «Маджму’уль-фатауа» 11/259-260).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: