О совершении молитвы при трудностях и страхе




Поистине, пятикратная обязательная молитва является наиважнейшей связью между человеком и его Господом. Это величайшее поклонение тела, являющееся причиной избавления от печалей, трудностей и невзгод мира этого, а также причиной спасения от наказания и приобретения великой награды в мире вечном.

Всевышний Аллах говорит, обращаясь к верующим: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (Коран, 2: 153).

Имам ат-Табари в толковании этого аята сказал: «Всевышний Аллах велел в случае бедствий обращаться к терпению и молитве». (См. “Тафсир ат-Табари” 1/610).

Имам аль-Багъаӯи в его толковании сказал: «Т.е. обратитесь к Аллаху за защитой посредством терпения и молитвы против различных бедствий, или же в случае желания мира вечного». (См. “Тафсир аль-Багъауи” 1/89).

Хафиз Ибн Касир сказал: «Аллаху ведомо лучше, но словно смысл этого аята в том, что когда испытания в отношении Мусы и его народа усилились со стороны фараона и его сторонников, им стало невыносимо, и тогда им было велено часто совершать молитвы». (См. «Тафсир Ибн Касир» 4/298).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда пророки испытывали страх, они прибегали к совершению молитвы». (Ахмад 4/332, аль-Баззар 2089, аль-Байхакъи 9/53, Ибн Наср в “ас-Саля” 2/35. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мухтара” 51, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1061, “аль-Джами’ ас-Сахих” 6/52, “Тахридж аль-Муснад” 18937).

Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди относительно этого сказал: «Обычаем пророков было то, что они прибегали к совершению молитвы во время трудностей». (См. “Хашия ‘аля Муснад аль-имам Ахмад” 11/234).

Также передаётся, что Хузейфа t сказал: «Когда Посланника Аллахачто-то тревожило, он совершал молитву». (Ахмад 5/388, Абу Дауд 1319. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 3/172, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1192).

В другой версии этого хадиса сказано, что Хузейфа t сказал: «Когда я вернулся (из разведки) в ночь перед битвой у Рва к Посланнику Аллаха, я обнаружил его закутанным в свой плащ и совершающим молитву. Когда его что-то тревожило, он совершал молитву». (Ибн Наср аль-Маруази в “Та’зыму къадри-ссаля” 1/231. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность хадиса. См. «‘Умда ат-тафсир» 1/143).

Хафиз Бадруддин аль-‘Айни в комментарии к этому хадису сказал: «Из этого хадиса извлекается желательность совершения молитвы человеком, которого постигло тяжёлое положение». (См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 5/226).

Имам ас-Сан‘ани в комментарии к этому хадису сказал: «Пророксовершал молитву во время печали или трудности по той причине, что молитва оказывает помощь и отражает различные бедствия и печали. Ведь молитва – это обращение только к Всевышнему Аллаху, отказавшись от всего иного, ибо только Аллах является избавляющим от всякой трудности и всякой печали». (См. “ат-Тануир” 8/368).

‘Абдуллах ибн Салям t рассказывал: «Если в семье Посланника Аллахаслучалась беда или проблема, он повелевал членам своей семьи совершение молитвы, и читал следующий аят: «Вели своей семье совершать молитву, и сам терпеливо совершай её» (Коран, 20: 132)». (ат-Табарани в “аль-Аусат” 890, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2911. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надёжными, а хафиз ас-Суюты назвал его иснад достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” 7/67, “ад-Дурр аль-мансур” 5/613).

Также это было обычаем и сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Сообщается, что однажды, когда Ибн ‘Аббас t был в пути, ему сообщили о том, что его брат Къусам скончался. Тогда он повернул обратно, а по пути свернул с дороги, слез с верхового животного и совершил молитву в два ракаата, удлинив в них сидение. Затем он встал и, возвращаясь к своему животному, произнёс аят: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (Коран, 2: 45). (Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунан” 331, ат-Табари в “ат-Тафсир” 1/620, аль-Хаким 3067. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 3/172).

Также Ибн Наср сказал: «И не переставали верующие во время важного дела, связанного с миром этим или миром вечным, обращаться к своему Господу в молитве, и так поступал Адам, мир ему, и другие пророки». (См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/235).

Шейхуль-Ислям Ибн Теймия сказал: «Молитва по причине страха совершается при любых знамениях, как затмение, землетрясение, сильный ветер и тому подобное». (См. “Минхадж ас-Сунна” 5/445, “аль-Фатауа аль-кубра” 5/358).

Ибн Муфлих привёл слова имама аль-Аджурри и других учёных, которые говорили относительного того, кого постигло какое-то горе: «Следует совершить два ракаата». А затем привёл хадис: «Когда Посланника Аллахачто-то тревожило, он совершал молитву». А также привёл поступок Ибн ‘Аббаса k, который в таких случаях совершал молитву, опираясь на аят: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (Коран, 2: 45). (См. «аль-Фуру’» 3/396).

Ибн аль-Къайим сказал: «Молитва становится причиной увеличения удела, она оберегает здоровье, устраняет беды, исцеляет от болезней, укрепляет сердце, принося радость душе. Она также избавляет от лени, придаёт активность телу, делает грудь просторной, является подпиткой для души, освещает сердце, осветляет лик, сохраняет и оберегает приобретённую милость, становится причиной приобретения благодати, отдаляет от шайтана и приближает к Милостивому Аллаху. Одним словом, молитва оказывает сильное воздействие на сохранение здоровья тела и души, их укрепление и отвращение от них вреда. И если два человека будут испытаны порчей, болезнью, испытанием и бедствиями, то доля молящегося в этом будет меньше, а исход его будет безопасней. Также молитва содержит в себе удивительное воздействие в отражении вреда мира этого, в частности, если молящийся будет отдавать должное своей молитве, исполняя её наилучшим образом внутренне и внешне. Тайна всего этого в том, что молитва является связью между человеком и Всевышним Аллахом, и в соответствии со степенью связи раба с его Господом, ему будут открываться двери блага». (См. “Задуль-ма’ад” 4/489-490).

Всё сказанное прекрасно проясняет нам причину того, почему молитва занимала величайшее место в жизни нашего Пророка ﷺ и почему она была усладой его очей и причиной его отдохновения, как об этом говорится в хадисе со слов аль-Мугъиры ибн Шу’бы t, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Молитва была сделана усладой моих очей». (ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/420, аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 14/189. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 3098).

Также эти доводы ясно указывают на то, что является правомочным совершение молитвы при страхе, бедствиях, трудностях, тревоге, болезнях, печали и т.п. Но к великому сожалению, для многих мусульман, кроме тех, кого помиловал Аллах, молитва не является причиной отдохновения, а скорее наоборот, ибо их утруждает даже пятикратная обязательная молитва, не говоря уже о добровольных молитвах. Истину сказал Всевышний Аллах: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве, поистине, она обременительна для всех, кроме смиренных» (Коран, 2: 45).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: