► Со слов Са‘да t сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не сообщить ли мне вам о мольбе, которая избавит человека от горя или бедствия, которое может случиться с ним в этом мире? Это мольба Зу-Ннуна (пророка Юнуса) : «Нет истинного Бога, кроме Тебя. Преславен Ты! Поистине, я был из числа несправедливых» (Коран, 21: 87)». (аль-Хаким, Ибн Абу ад-Дунья, хадис достоверный. ас-Суюты в «аль-Джами‘ ас-сагъир» 2846, «Сахих аль-джами’» 2605).
لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
/Ля́ иля́ха илля Анта, субха́нака, инни́ кунту мина-зза́лими́н/.
Выдающийся ученный Ибн аль-Къайим сказал: «Ничто так не отталкивает земные беды от человека, как единобожие. И оно считалось мольбой от бедственного положения, как это произошло с пророком Юнусом, которого Аллах избавил от его бедственного положения, и это произошло не иначе, как через единобожие. И ничто так не приводит человека в великую горесть, как придание Аллаху сотоварищей, и нет спасения от этого, кроме как посредством единобожия. Это и есть убежище каждого, его приют, крепость и спасение. А помощь и содействие только от Аллаха!» («аль-Фаӯаид» 53).
► Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: «Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища», – то она (мольба) избавит его от всего этого». (ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6040).
اللهُ رَبِّي، لاَ شَرِيكَ لَهُ
|
/Алла́ху Рабби́, ля́ щари́ка лях/.
► От Ибн Мас‘уда t передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: «О Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, Твои решения относительно меня неотвратимы, а предопределённое Тобой для меня – справедливо. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворённых Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Самого Себя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!», – то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?» Пророк ﷺ ответил: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить». (Ахмад 1/391, Ибн Хиббан 3/972, ат-Табарани 10352. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аль-Багъаӯи, Шейхуль‑Ислям Ибн Теймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Хаджар и аль-Альбани).
اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
|
/Алла́хумма инни́ ‘абдука, ибну ‘абдика, ибну аматик. На́сыяти́ биядик, ма́дын фиййа хукмук, ‘адлюн фиййа къада́-ук, ас-алюка бикулли-смин хуа ляк, саммайта бихи нафсак, аӯ анзальтаху́ фи́ кита́бик, аӯ ‘аллямтаху́ ахадан мин халькъик, аӯ иста-сарта бихи́ фи́ ‘ильмиль-гъойби ‘индак, ан тадж'аляль-Къур-а́на раби́‘а къальби́, ӯа ну́ра садри́, ӯа джаля́-а хузни́, ӯа заха́ба хамми́/.
► От ‘Умара ибн аль-Хаттаба t сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит того, кого постигло что-либо из испытаний и скажет: «Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем испытал тебя, и сделал моё положение лучше положения многих из тех, кого Он создал», – того это испытание не постигнет». (ат-Тирмизи 3432, Ибн Маджа 3892. Хадис «хасан»).
|
Шейх аль-Мубаракфури сказал: «Имеется в виду, что его поразило что-то в его теле, как проказа, карликовость, чрезмерный рост, слепота, хромота, искривление рук и тому подобное. Либо его постигло что-то со стороны религии, как нечестие, несправедливость, нововведение, неверие и тому подобное». (См. “Тухфатуль-ахуази” 10/234).
Хафиз ан-Науауи сказал: «Эту мольбу желательно произносить так, чтобы тот не слышал, дабы это не ранило его сердце. Но если испытанием его являются грехи, нет проблем, чтобы он услышал». (См. “аль-Азкар” 368).
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّا ابْتَلَاكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
/Альхамду ли-Лля́хи-ллязи́ ‘а́фа́ни миммаб-таля́ка бихи, ӯа фаддаляни́ ‘аля́ каси́рин мимман халякъа тафды́ля́/.
► Сообщается от ‘Усмана ибн ‘Аффана t, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ничто не повредит тому рабу Аллаха, который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить: «С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он – Слышащий, Знающий!»» (ат-Тирмизи 3388, аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 660. Сахих аль-Джами‘ 6426).
بِاسْمِ اللهِ الَّذِي لَا يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأَرْضِ وَلَا فِي السَّمَاءِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
/Бисми-Лля́хи ллязи́ ля́ ядурру ма‘асмихи́ щей-ун филь-арды ӯа ля́ фи-ссама́и, ӯа хуа-Ссами́‘уль-‘Али́м/.
Абан (сын ‘Усмана ибн ‘Аффана), передавший этот хадис, сказал: «Я слышал, как ‘Усман говорил, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал…» – и привёл хадис.
Однако сам Абан ибн ‘Усман страдал параличом и один из присутствующих в собрании недоверчиво посмотрел на него. Тогда Абан сказал ему: «Что ты так смотришь на меня? Клянусь Аллахом, я не возвёл лжи на ‘Усмана и, клянусь Аллахом, ‘Усман не возводил лжи на Пророка ﷺ. Однако в тот день я был зол и не произнёс этих слов, и меня постигло то, что постигло». (См. Сахих сунан Аби Дауд 5088).
► Сообщается от Ибн ‘Умара k, что он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не оставлял эти мольбы, читая их каждое утро и каждый вечер: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в этом мире и в мире Вечном. О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении от всего дурного, что касается моей религии, моих мирских дел, моей семьи и моего имущества. О Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха. О Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю за защитой к Твоему величию от того, чтобы быть предательски убитым снизу»». (Ахмад 2/25, Абу Дауд 5074, Ибн Маджа 3871. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” 655).
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ العَفْوَ والْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي دِينِي وَدُنْيَايَ وَأَهْلِي وَمَالِي، اللَّهُمَّ استُرْ عَوْرَاتي وآمِنْ رَوْعَاتي، اللَّهمَّ احْفَظْنِي مِنْ بَينِ يَدَيَّ ومِنْ خَلْفي وَعن يَميني وعن شِمالي ومِن فَوْقِي وأعُوذُ بِعَظَمَتِكَ أنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحتي
/Алла́хумма, инни́ ас-алюка-ль‘афӯа ӯаль-‘а́фията фи-ддунйа́ ӯаль-а́хыра. Алла́хумма, инни́ ас-алюка-ль-‘афӯа ӯаль-‘а́фията фи ди́ни́ ӯа дунйа́-я ӯа ахли́ ӯа ма́ли! Алла́хумма-стур ‘аура́ти ӯа а́мин раӯ‘а́ти. Алла́хумма-хфазни́ мин байни ядаййа, ӯа мин хальфи́, ӯа ‘ан ями́ни, ӯа ‘ан шима́ли, ӯа мин фаукъи́, ӯа а‘у́зу би-‘азаматика ан угъта́ля мин тахти́/.
► Сообщается, что однажды ‘Усман ибн Абуль-‘Ас t пожаловался Посланнику Аллаха ﷺ на боль в теле и он сказал ему: «Положи руку на то место, которое болит, и трижды скажи: «С именем Аллаха!» - после чего скажи семь раз: «Прибегаю к Аллаху и Его могуществу от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!»» (Муслим 2202).
بِاسْمِ اللهِ – (ثَلَاثًا)، أَعُوذُ بِاللهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرِّ مَا أَجِدُ وَأُحَاذِرُ – (سَبْعَ مَرَّاتٍ)
/Бисми-Лля́х/ - три раза. /А‘у́зу би-Лля́хи ӯа къудратихи́ мин щарри ма́ аджиду ӯа уха́зир/ - семь раз.
► Передаётся от Абу Хурейры t, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обращайтесь к Аллаху за защитой от трудностей испытания, от бедственного положения и несчастья, от плохой судьбы и от злорадства врагов». (аль-Бухари 6616, Муслим 2707).
اللهمَّ إنِّي أعُوذُ بِكَ مِنْ جَهْدِ الْبَلَاءِ، وَدَرَكِ الشَّقَاءِ، وَسُوءِ الْقَضَاءِ، وَشَمَاتَةِ الْأَعْدَاءِ
/Алла́хумма, инни́ а‘у́зубика мин джахдиль-баля́, ӯа дараки-шшакъа́, ӯа су́-иль-къада́, ӯа щама́татиль-а‘да́/.
► Абу ‘Усман аль-Хинди рассказывал, как однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб t, плача совершал обход вокруг Каабы и говорил: «О Аллах, если Ты записал меня в числе счастливых, то укрепи меня среди них, а если Ты предопределил мне несчастье и грехи, то сотри это и укрепи меня в числе счастливых!» (ат-Табари в “ат-Тафсир” 13/167, аль-Байхакъи в “аль-Къада уаль-къадар” 189, аль-Факихи в “Ахбар Макка” 1/229. Достоверность подтвердили аль-Хайсами, Ибн Касир и аль-Альбани. См. “Маджма’у-ззауаид” 10/185, “Муснад Фарукъ” 841, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/763).
اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي فِي أَهْلِ السَّعَادَةِ فَأَثْبِتْنِي فِيهَا، وَإِنْ كُنْتَ كَتَبْتَ عَلَيَّ الذَّنْبَ وَالشِّقْوَةَ فَامْحُنِي وَأَثْبِتْنِي فِي أَهْلِ السَّعَادَة
/Алла́хумма ин кунта катабтани́ фи ахли-сса‘а́дати фа-асбитни фиха, ӯа ин кунта катабта ‘алеййа-ззанба ӯа-щщикъӯата фамхуни́ ӯа асбитни́ фи ахли-сса‘а́да/.
► Совершение, как можно большего количества благих поступков, на которые указывает Шариат.
От Анаса t сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Благие поступки отталкивают плохую кончину, болезни и опасности». (аль-Хаким 429. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 3795).
Ибн аль-Къайим сказал: «К числу самых больших причин излечения относится совершение благих поступков, хорошее отношение к людям, частое поминание Аллаха и мольбы, обращённые к Нему. Также к этому относится унижение перед Аллахом, смирение в мольбах и покаяние. Все эти вещи значительно влияют на исцеление и избавление от болезней. Они более значимы, чем лекарственные препараты, однако результат сильно зависит от состояния души самого человека, его принятия и убеждений в отношении этого и содержащейся в ней пользы». (См. «Задуль-Ма‘ад»).
► Также человек может взывать любыми другими мольбами, будь то на арабском или на своём языке.
Со слов Ибн ‘Умара k сообщается о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, мольба приносит пользу и в том, что постигло, и в том, что может постичь. Так обращайтесь же к Нему с мольбой, о рабы Аллаха!» (ат-Тирмизи 3548. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами‘» 3409).
В заключение, мы воздаём хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!
[1] Здесь и далее под словами Аллаха имеется в виду смысловой перевод слов Всевышнего, так как Коран, являющийся Речью Аллаха, был ниспослан на арабском языке.
[2] Здесь и далее после упоминания Пророка Мухаммада, будет приводиться мольба за него на арабском языке: ﷺ, которая означает: «Да благословит его Аллах и приветствует».
[3] После упоминания кого-либо из числа сподвижников, принято обращаться за него с мольбой и говорить: «Да будет доволен им Аллах», и эта мольба далее будет приводиться в виде уменьшенной надписи на арабском языке.