Упражнения на формирование команды




Следующая группа упражнений посвящена развитию навыков командного взаимодей­ствия. В них стимулируется творческая дея­тельность участников, которые начинают ощу­щать себя единой командой за счет совмест­ного преодоления игровых препятствий или достижения общих целей. В этих упражнени­ях улучшаются отношения между участника­ми, они находят наиболее эффективные пути координации совместной деятельности. Эти упражнения могут быть использованы как сами по себе, в виде небольших командообразующих сессий, так и в полноценном тре­нинге командообразования, где их можно сопроводить теоретическими блоками.

 

Мост

Цели и возможности применения. В этом упражнении участ­ники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы. Скамейка или бревно, которые бу­дут имитировать мост.

Время. 10-30 минут.

Размер группы. 10-30 человек.

Процедура:

1.Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

2. Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с«моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвра­щаются на свои места иигра начинается снова.

Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о груп­повой сплоченности и том, насколько скоординировано работает груп­па. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди осту­пались.,

Башни

Цели и возможности применения. В упражнении тренируют­ся навыки взаимодействия в команде.

Необходимые материалы. Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников (одну иту же инструкцию можно использовать для более чем одной кар­точки). Инструкции, которые следует написать на карточках:

1. Башня должна иметь высоту в 10 уровней.

2. Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.

3. Башня должна быть не больше 15 уровней.

4. В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».

5. Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».

6. Каждый уровень должен быть единым по цвету.

7. Шестой уровень башни должен быть желтым.

8. Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся дру­гие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Время. 30 минут.

Размер группы. 12-30 человек.

Процедура:

1. Участники делятся на группы по 5-8 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.

2. Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.

Обсуждение

1. Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Ка­ким образом они разрешались?

2. Насколько быстро участники команды поняли, что для эффек­тивного взаимодействия необходимо понять цели каждого?

3. Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?

 

Волшебная бутылка

Цели и возможности применения. Упражнение позволяет уча­стникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга.

Необходимые материалы. Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Время. 10-30 минут в зависимости от размера команды и глубины обсуждений.

Размер группы. 10-20 человек.

Процедура:

1.Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инст­рукцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят ста­рую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабо­чей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих кол­лег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Обсуждение. Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произо­шли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения си­туации?

Вариант. После того как каждый написал свои 3 желания, каждая мини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, ко­торые эти три участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Да здравствует позитив!

Цели и возможности применения. Упражнение помогает под­черкнуть важность вклада каждого участника в совместную де­ятельность, также оно помогает создать позитивную атмосфе­ру в конфликтной или негативно настроенной группе.

Необходимые материалы. Маленькие листочки бумаги для за­писей, карандаши.

Время. 10-2О минут в зависимости от количества участников.

Размер группы. 8-30 человек.

Процедура: -

1. Участники получают листочки бумаги по количеству членов группы.

2. Каждый пишет на листочке имя другого участника и то, чем он особенно восхищается в этом человеке. На следующем листочке — имя следующего и так далее для каждого.

3. Затем листочки складывают, сверху надписывают имя по­лучателя (подписываться не нужно), сдают ведущему, кото­рый раздает их адресатам.

Обсуждение. Можно подчеркнуть важность поддержки и позитивной обратной связи для эффективной работы в команде.

 

Десять фактов о нас

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам ощутить себя единой командой, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.

Необходимые материалы. Листы формата А4, карандаши.

Время. 10-15 минут.

Размер группы. 12-30 человек.

Процедура:

1.Участники разбиваются на пары, тренер просит каждую пару найти и записать за 3 минуты 10 фактов, которые их объединяют. Например: «Мы оба из Воронежа», «Мы оба любим готовить» и т. д.

2. После этого пары объединяются в четверки, которым нужно найти 10 фактов, общих уже для всей четверки.

3. После того как эти факты записаны, вся команда объ­единяется вместе и находит 10 фактов, общих уже для всей команды.

Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в нас общего, подчерк­нуть, что в команде собрались не случайные люди, и все мы оказались здесь потому, что нас что-то объединяет. После этого упражнения мож­но перейти к обсуждению совместных убеждений и ценностей коман­ды или к формулированию ее миссии.

Воздушные замки

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно про­ходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволя­ет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эф­фектно и позитивно его завершить.

Необходимые материалы. Пачка бумаги формата А4.

Время. 25 минут.

Размер группы. 12-30 человек.

Процедура:

1. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек

2. В центр комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего, кроме бумаги, использовать нельзя. Башня дол­жна быть выше одного метра в высоту. Побеждает ко­манда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение. Если упражнение используется как завершающее тре­нинг командообразования, то обсуждения можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятель­ности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.

Вместе мы сильнее

Цели и возможности применения. Упражнение позволяет осознать, что возможности команды больше, чем сумма воз­можностей ее отдельных участников.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши.

Время. 15-20 минут.

Размер группы. 12-20 человек.

Процедура:

1. Каждый участник за 5 минут составляет список своих силь­ных и слабых сторон в своей сфере деятельности (как-то: продажи, подготовка семинаров, общение с клиентами по телефону и т. д.).

2. Далее в мини-группах (если группа больше 10-12 чело­век) или все участники тренинга составляют совместный список сильных и слабых сторон всей команды. При этом если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого человека, то этот недостаток можно вычеркнуть. (На­пример, в одной группе, где я проводила это упражнение, написала, что прямолинейность одной из участниц компен­сируется тактичностью другой и, с другой стороны, первая помогает второй отстаивать свои права с конфликтными клиентами.) Также если команда формулирует новые обще­командные недостатки и достоинства, то их следует допи­сать.

3. После этого представитель от каждой команды рассказы­вает о том, что изменилось в списках достоинств и недо­статков, после того как они были объединены.

Выводы. Возможности команды не равны простой сумме возможнос­тей отдельных индивидуумов. Как правило, в командном взаимодей­ствии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Мой вклад в команду

Цели и возможности применения. Упражнение помогает каж­дому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать раз­личные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важно­сти выполнения их функций.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 12-20 человек.

Процедура:

1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

2. Тренер просит каждого участника высказаться в рамках сво­ей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг прово­дится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется в виду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участву­ют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкла­де, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудня­ется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой вклад.

3. Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-груплы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы

1. Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально ис­пользуются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

2. Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-раз­ному — выполняя определенные профессиональные или организатор­ские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (все­ляя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т. д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению темы ролей в команде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: