1.Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько снесут три курицы за четыре дня? (Ответ: восемь.)
2. Однажды царь решил проверить мудрость своего придворного советника. Он запер его в темнице, из которой было два выхода, ипоставил возле каждого выхода по воину. Одному из воинов он приказал говорить правду, а другому — ложь. Одному приказал выпустить советника, если тот решит выйти через его выход, а другому — убить. Советник не знал, кто из воинов может его выпустить, и кто говорит правду, а кто ложь. Царь разрешил ему задать каждому из воинов по одному вопросу, на который можно ответить «да» или «нет». Какой вопрос должен задать советник, чтобы выйти живым? (Ответ: один из возможных вариантов вопроса: «Меня приказано выпустить тому, кто говорит правду?» На этот вопрос воин, который может выпустить советника, ответит: «Да», а тот, которому приказано его убить, скажет: «Нет».)
Игра в лото
Цели и возможности применения. Разогрев группы, собравшейся на тренинг, знакомство участников. Для выполнения этого упражнения участники должны интенсивно взаимодействовать между собой, узнавать новое друг о друге, что способствует созданию позитивной атмосферы.
Необходимые материалы
1. Каждый участник тренинга получает таблицу, расчерченную на листе бумаги форматом А4, в каждой клетке таблицы написана какая-то информация о человеке (примерный список утверждений см. в приложении).
2. Небольшие призы для победителей.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 6—20 человек.;
Процедура:
1. Каждый участник получает таблицу.
2. Тренер объясняет правила игры. Участникам нужно вписать в клетки имена людей, характеристики которых соответствуют написанным утверждениям, при этом нельзя дважды указывать имя одного и того же человека. Каждому игроку необходимо заполнить пять клеток в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Игра начинается по сигналу тренера, через 5 минут останавливается и подводятся итоги.
|
Приложение. Примерный список утверждений для знакомства группы
♦ Самый младший ребенок в семье.
♦ Любит джаз.
♦ Любит апельсины.
♦ Одет в синее.
♦ Носит длинные волосы.
♦Носит очки.
♦ Имеет одну сестру.
♦ Одет в белое.
♦ Одет в джинсы.
♦ Одет в костюм.
♦ Любит жареную картошку.
♦ Имеет двух братьев.
♦ Ни разу не летал на самолете.
♦ Его имя начинается с Н.
♦ Его имя начинается с А.
♦ Любит читать.
♦ Имеет рыжие волосы.
И так далее.
Вариант. Можно написать в клетках таблицы что-то связанное с темой тренинга. Например, для тренинга по презентациям можно использовать такой список утверждений:
♦ Легко находит контакт с любой аудиторией.
♦ Считает себя очень артистичным.
♦ Хорошо умеет использовать проектор
♦ Часто выступает перед большими аудиториями.
♦ Выступает каждый день.
♦ Все еще испытывает волнение перед выступлениями.
♦ Никогда не прописывает свои выступления заранее.
♦ Не любит свой голос. И так далее.
Я надеюсь - я опасаюсь
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам точнее сформулировать свои ожидания от предстоящего тренинга, а также способствует тому, чтобы участники максимально открыто делились своими мыслями, чувствами, опасениями и т. д.
|
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 5-15 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1.Тренер раздает участникам бумагу и просит написать их надежды и опасения, связанные с предстоящим тренингом. Например: «Я надеюсь, что тренинг поможет мне разрешить проблему с моим другом, я опасаюсь, что тренинг будет скучным». Подписывать записки не нужно.
2. Все записки сдаются тренеру.
3. Тренер зачитывает записки по одной, и группа обсуждает, что нужно сделать для того, чтобы эти надежды оправдались, аопасения остались лишь опасениями.
Угадай, кто
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам лучше познакомиться друг с другом. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы и т. д.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 3-10 минут, в зависимости от размера группы. I
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1.Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию: «Каждый из нас — уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете написать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живут восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо».
|
2. Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.
3. Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.
Обсуждение. Не требуется.
Варианты ответов
1.Любимая еда, животное, цвет, фильм, кинозвезда, вид спорта. (Не один из этих фактов, авесь набор, так как на основании одного ответа угадать, о ком идет речь, будет довольно сложно.)
2. Продолжение фразы «Когда я учился в школе, после уроков меня чаще всего можно было найти...» (Написать, где и за каким занятием, например: «В библиотеке читающим Вальтера Скотта» или «Во дворе со своей компанией».)
Две правды и ложь
Цели и возможности применения, упражнение помогает участникам познакомиться. Также его хорошо использовать в коммуникативном тренинге, когда рассматривается вопрос о том, как определить, искренне ли говорит собеседник.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 3-10 минут взависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-15 человек.
Процедура:
1. Каждый участник записывает три факта о себе, два из которых должны быть правдой, а третий — правдоподобной ложью. Факты можно записывать в любом порядке, то есть ложь может быть как на первом, так и на втором или третьем месте. Например: «Я работаю втелекоммуникационной компании, люблю итальянскую кухню и у меня три собаки». (При этом у участника действительно три собаки и он действительно любит итальянскую кухню, но работает он на радио.)
2. Участники по очереди зачитывают то, что они написали. Группа должна угадать, какой из трех фактов — ложь.
Обсуждение. Не требуется.
Дополнение. Если упражнение используется в связи с темой определения искренности собеседника, с группой можно обсудить:
1. Каким образом группа угадывала, правду ли говорит участник?
2- Какие невербальные характеристики говорили о том, что говорящий сообщает ложную информацию?
Венские диаграммы
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам узнать что-то новое друг о друге.
Необходимые материалы. Бумага формата A3, фломастеры.
Время. 15-25 минут.
Размер группы. 6-18 человек.
Процедура:
1. Тренер объясняет, что следующее упражнение поможет участникам познакомиться и лучше узнать друг друга.
2. Участники разбиваются на тройки. Каждая тройка получает лист бумаги, где участники рисуют три пересекающиеся окружности и в каждой из них пишут имя одного из участников.
3. Тренер просит за 2 минуты на пересечении первых двух окружностей написать максимум черт характера, деталей биографии, увлечений, достоинств и недостатков, которые есть и у первого, и у второго участников. Важно подчеркнуть, что не стоит упоминать общеизвестные сведения, верные для любого человека («Я человек», «У меня две ноги»), а следует найти что-то, что объединяет именно этих двоих.
4. Еще 2 минуты дается на выполнение того же задания вторым и третьим участниками.
5. Еще 2 минуты дается на выполнение того же задания первым и третьим участниками.
6. Представитель каждой тройки выступает ирассказывает о своей группе по получившейся диаграмме.
Обсуждение. Не требуется.
Варианты
1. Если это упражнение предваряет тренинг по эффективной презентации, можно попросить участников предоставлять обратную связь выступающим либо можно записывать выступления на видео для последующего разбора.
2. Можно попросить участников привязать свои идеи к теме тренинга: например попросить их найти свои общие черты как менеджеров по продажам и т. д.
Как мы похожи!
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, а также позволяет обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с собеседником, покупателем, клиентом и т. д.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши, призы.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.
2. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.
3. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.
4. Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.
Обсуждение. Есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объединяет, и смогут построить на этом контакт. К каждому клиенту можно и нужно найти свой ключик.
Какая наша команда?
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и создать в группе творческую | атмосферу. Можно перейти от него к совместному решению любой проблемы либо, если это тренинг командообразования, к более серьезному обсуждению того, что объединяет всю команду в единое целое. 1
Необходимые материалы. Бумага, карандаши. |
Время. 3-5 минут.;
Размер группы. Любой.
Процедура:
1.Тренер делит группу на тройки.
2. За 3 минуты каждая тройка должна написать максимум ответов на вопрос: «Какие мы?» (Это должны быть прилагательные.) Например, «молодые», «красивые» ит. д.
Обсуждение. Не требуется.
Дополнение. Данное упражнение можно использовать для того, чтобы быстро создать в группе позитивную атмосферу, так как обычно участникам очень нравится писать про себя, какие они «яркие», «динамичные», «интеллектуальные» и т. д.
Вариант. Можно использовать это упражнение как разогрев перед любым мозговым штурмом — после того как участники быстро генерировали приятные определения для себя, они гораздо более охотно и продуктивно придумывают решения проблемы, конкурентные преимущества своего продукта и т. д.
Волк в овечьей шкуре
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и узнать что-то новое друг о друге.
Необходимые материалы. Бумага для записей.
Время. 10 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
Тренер раздает участникам листочки. Все листочки пустые, за исключением одного, на котором написано «Волк в овечьей шкуре». Участники должны вычислить, кто из них волк. Для этого они хаотично движутся по комнате, задавая друг другу вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет» или «я не хочу отвечать на этот вопрос». При этом волк вответ на все вопросы говорит неправду. Нельзя задавать вопросы, ответы накоторые очевидны, например: «Ты — женщина?» или «Сейчас лето?» Нельзя спрашивать «Ты — волк?» Это задание выполняется в течение 5 минут. Если группе за отведенное время не удастся найти волка, то дается еще 5 минут нато, чтобы участники совместными усилиями определили, кто же является волком вовечьей шкуре.
Обсуждение. Не обязательно. В тренинге коммуникаций можно спросить участников, по каким признакам они определяли «волка». В тренинге по планированию или принятию решений можно спросить, была ли у кого-то из участников стратегия вычисления «волка».
Кроссворд о партнере
Цели и возможности применения. Упражнение позволяет участникам лучше познакомиться, а также дает возможность каждому потренировать свои презентационные навыки.
Необходимые материалы. Флипчарт, фломастеры, ручки, бумага формата А4.
Время. 30 минут.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Тренер просит группу разделиться на пары и дает участникам 10 минут для того, чтобы провести интервью друг с другом и узнать друг о друге максимум всевозможных фактов. Можно написать на флипчарте список тем или вопросов в помощь участникам, например: хобби партнера, любимая страна, любимая еда, любимый цвет, самое захватывающее приключение, то качество в самом себе, которое ему больше всего нравится, и т. д.
2. После выполнения задания каждый участник должен представить группе того, с кем он беседовал, составив небольшой кроссворд об этом человеке. Чтобы сделать это, нужно придумать на каждую букву имени человека ключевое слово, которое так или иначе связано с его хобби, жизненным опытом и т. д. Например, Максим = Митинг, Англия, Коньки, Системный администратор, Искренность, Музыка.
3. Группе дается'5 минут на подготовку кроссвордов, после чего каждый изображает на флипчарте свой кроссворд, рассказывая, почему выбрано то или иное ключевое слово и давая свои комментарии.
Обсуждение. Не требуется.
Найди такого же
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, а после него можно перейти к более серьезному обсуждению того, что объединяет данную группу участников.
Необходимые материалы. Бумага для записей, ручки. Время. 10-15 минут.,
Размер группы. 5-20 человек.
Процедура:
1.Тренер просит каждого участника записать на листочке бумаги:
♦ Любимый вид спорта.
♦ Любимую кинозвезду.
♦ Любимый цвет.
♦ Любимую еду.
♦ Хобби.
♦ Страну, в которую хотелось бы поехать.
♦ Количество братьев или сестер.
♦ Количество лет (месяцев) на последнем месте работы. И так далее.
2. После того как эта информация записана, каждому из участников нужно найти в группе одного или нескольких участников, с которыми у него совпадает хотя бы один из перечисленных пунктов, и таким образом объединиться в группы или в пары.
Обсуждение. Не обязательно. Можно кратко подвести итоги, попросив сложившиеся группы высказаться по поводу того, что их объединило, и сделать вывод о тех увлечениях, которые популярны в данной группе. Если кто-то остался невключенным ни в одну из групп, нужно похвалить его за оригинальность.
Алфавит предпочтений
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам узнать что-то новое друг о друге, включает их в активную совместную деятельность.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата A3, карандаши или фломастеры.
Время. 10-30 минут в зависимости от размера группы.
Размер группы. 8-20 человек.
Процедура:
1.Тренер делит группу на мини-группы по 3-4 участника и дает каждой тройке лист бумаги и фломастеры.
2. Каждая тройка должна как можно быстрее придумать на каждую букву (кроме «ъ», «ы», «ь») что-то, что нравится всем участникам: например, «А» — апельсины, «Б» — бежевый цвет и т. д. После этого группа изображает на листе буквы алфавита, схематические рисунки, иллюстрирующие предпочтения группы, и презентует свою работу всем остальным.
Обсуждение. Не требуется.
Вариант. Можно записывать на каждую букву алфавита не те предпочтения, которые есть у всех членов группы, а те, которые есть хотя бы у одного. В этом случае можно сопроводить упражнение выводом о том, что все мы разные, имеем много личных предпочтений и особенностей, и мини-лекцией о том, как найти подход к разным типам клиентов.