♦ Радость.
♦ Удивление.
♦ Сожаление.
♦ Разочарование.
♦ Подозрительность.
♦ Грусть.
♦ Веселье.
♦ Холодное равнодушие.
♦ Спокойствие.
♦ Заинтересованность.
♦ Уверенность.
♦ Желание помочь.
♦ Усталость.
♦ Волнение.
♦ Энтузиазм.
Интонации
Цели и возможности применения. Упражнение помогает отработать умение пользоваться различными интонациями.
Необходимые материалы. Список эмоций (см. упражнение «Передать одним словом») на каждого участника.
Размер группы. 5-20 человек. Время. 5-10 минут.
Процедура:
Каждый участник, получив список эмоций, должен произнести эмоционально нейтральное слово (здравствуйте, добрый день, до свидания, хорошая погода, спагетти и т. д.) с каждой из интонаций. После этого упражнение повторяет следующий участник и т. д.
Обсуждение. Можно обсудить, насколько трудно было произносить слова с различными интонациями, что получалось, а что нет.
Дополнение. Упражнение хорошо использовать после предыдущего («Передать одним словом») — после того, как участники осознали значимость интонаций, они отрабатывают навык их использования.
Одноминутная речь \
Цели и возможности применения. Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.
Необходимые материалы. Список вопросов для обсуждения, секундомер.
Подготовка. Тренер заранее готовит список вопросов для выступлений на определенную тему. (Пример списка вопросов см. в приложении.)
Время. В зависимости от размера группы 10-25 минут.
Размер группы. 6-15 человек.
Процедура:
|
1. Тренер объясняет, что каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем.
2. Тренер зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты.
3. Тренер называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.
4. После завершения выступлений тренер просит группу дать обратную связь всем участникам.
Обсуждение
1.Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?
2. Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками?
3. Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?
4. Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?
Приложение. Возможный список вопросов для выступления
♦ Как вы заработали первые деньги?
♦ Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?
♦ Самая смешная история, которая с вами происходила?
♦ Лучший отпуск, который вы провели?
♦ Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?
♦ Что лучше — дипломатичность или прямолинейность?
♦ Манипуляции — это хорошо или плохо?
♦ С каких фраз начать знакомство в метро?
♦ Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?
Семь богатырей
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы впользу своей позиции, презентационные навыки.
Время. 20-25 минут.
Размер группы. 10-15 человек
Процедура:
1.Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны.
|
2. Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж иостаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея иостаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к «царевне» со своими аргументами.
4. После выступлений «царевна» говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор презентационных навыков.
Леопольд
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти подход к каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 7-15 человек.
Процедура:
1.Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».
2. Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных — прочими кошачьими именами, например Василием, Муркой и т. д. При этом Леопольдом или Леопольдиной может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.
|
3. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему всевозможные пакости.
4. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд (или Леопольдина) и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты — опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота — убедить мышь, что именно он — безобидный Леопольд. Задача мыши — определить настоящего Леопольда.
5. «Котам» дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Вопросы для обсуждения
1.Что делает наши презентации заслуживающими доверие?
2. Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому? '
3. Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
Коллекция аргументов
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы впользу своей позиции, приходит понимание того, что у любого предложения много плюсов.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 7-15 человек.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека.
2. Тренер дает командам следующие задания. Первая команда должна придумать максимум оправданий, которые можно использовать при опоздании на работу. Вторая группа придумывает максимум оправданий, которые может выдать сотруднику ГАИ водитель, превысивший скорость. Третья группа — оправдания для любовника, которого застал муж. При этом группы не должны критиковать то, что говорится, а просто накидывают приходящие идеи.
3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы презентует всей группе то, что было придумано.
Вопросы для обсуждения.
1.Какие из представленных версий были бы жизнеспособны в реальной жизни?
2. Почему за несколько минут мы смогли придумать столько идей?
3. Почему в реальной жизни мы чаще теряемся и не знаем, что сказать?
Вариант. После этого мозгового штурма можно попросить участников придумать аргументы, которые они могли бы использовать в своей ситуации, — например, типичные ответы на возражения.
Витязь на распутье
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 10-15 человек.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
2. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.
Билет на Гавайи
Цели и возможности применения. В упражнении отрабатывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции. Также упражнение хорошо оживляет участников и настраивает их на активную работу.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».
2. Группы совещаются в течение 5 минут, после чего рассказывают всем о своем решении.
Обсуждение. Можно обсудить, какие приемы и методы убеждения использованы.
Пять минут славы
Цели и возможности применения. Упражнение направлено на развитие творчества в общении, умение находить новые идеи и аргументы в свою пользу, умение вести дискуссию.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 8-20 человек.
Процедура:
1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция: «Ваша группа — команда авторов. Вы получите возможность составить сообщение, которое прочитает каждый человек на планете. Донесение информации гарантируется ООН и рядом крупных информационных агентств. Кто-то получит ее в виде брошюры, кто-то прочитает как статью в газете, кто-то увидит как программу по телевидению или выступление оратора в его городе. Ваша задача — решить, какая информация достаточно важна для того, чтобы презентовать ее всем людям».
2. Группам дается 10 минут на обсуждение, после чего каждая группа презентует всем свой вариант.
Вариант. Можно после того, как все группы выступят, попросить каждую группу подготовить выступление на тему того, почему их вариант лучше, чем остальные.
Завтрак с героем
Цели и возможности применения. Упражнение дает возможность потренировать умение убеждать, также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 8-20 человек.
Процедура:
1.Ведущий просит группу представить себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел впечатление на участника в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
2. После того как каждый участник записал свой вариант, вся группа делится на пары, которым нужно решить, с кем из двоих героев участники будут встречаться. Парам дается 5 минут на дискуссию.
3. После того как каждая пара выбрала героя, пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя.
4. Далее четверки объединяются между собой и так далее, пока не останется только один герой всей команды.
Обсуждение. Если это актуально, можно провести дискуссию о ценностях команды, о том, почему были выбраны определенные люди, что важно для нас, кто является нашими ролевыми моделями, людьми, которые нам интересны. Также возможно оставить акцент на коммуникативных приемах, обсудив, какие методы убеждения были использованы участниками для того, чтобы продвигать свою точку зрения.
Кот в мешке
Цели и возможности применения. Упражнение направлено на развитие навыков коммуникации, умение быстро реагировать на ситуацию, быстро находить аргументы в свою пользу, понимание того, какие потребности стоят за принятием решения о покупке.
Необходимые материалы. Непрозрачный пакет, в котором находятся любые небольшие предметы по количеству членов группы. (Например: мягкая игрушка, небольшая книга, спичечный коробок, блок бумаги для записей, дискета, шоколадный батончик и т. д.).
Время. 5-10 минут.
Размер группы. 8-15 человек.
Процедура:
1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет. Каждый участник должен не глядя вынуть из пакета любой предмет и «продать» его другим участникам, произнеся двух- или трехминутную речь в пользу многочисленных достоинств этого предмета.
2. После того как каждый участник выскажется, можно попросить участников подвести итоги. Для этого каждый пишет на бумаге для записей название предмета, который он готов приобрести, и сдает свой листочек тренеру, который и подводит итоги.
Обсуждение. Можно провести дискуссию на тему того, почему тот или иной предмет был приобретен, как и почему мы принимаем решение о покупке.
Договориться
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует переговорные навыки, умение предлагать и обсуждать варианты проработки проблемной ситуации. Также упражнение демонстрирует плюсы стратегии «выиграть-выиграть», так как обычно участники теряют много времени из-за того, что стремятся превзойти остальных.
Необходимые материалы. 4 паззла (плотные листы бумаги с рисунком, разрезанные на неровные кусочки, которые нужно собрать). В принципе, вместо паззлов подойдут любые головоломки, игрушки и т. д., состоящие из небольших деталей, которые можно собирать, например детали детского конструктора.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1.Все паззлы делятся на части и перемешиваются. Участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Каждая мини-группа получает часть всех паззлов.
2. Тренер дает следующую инструкцию: «Каждой команде нужно собрать один любой паззл. Каким образом вы получите от другой группы нужные вам элементы — дело ваше. Вы можете торговаться, договариваться, выменивать одни элементы на другие, предлагать деньги, какие-то дополнительные услуги, вещи, что-то обещать — главное, получить необходимые вам элементы паззла и составить из них единое целое».
3. После этого группам дается время на то, чтобы они продумали свою стратегию, посмотрели, каких деталей у них больше всего и решили, какой паззл они будут собирать и как получат от других необходимые для этого элементы.
4. Далее группы взаимодействуют между собой и собирают паззлы либо до тех пор, пока они не будут собраны, либо в течение ограниченного тренером отрезка времени (обычно 10 или 15 минут).,
Обсуждение. После того как задание выполнено, тренер может акцентировать внимание участников на том, что в задании не было сказано о том, что нужно сделать паззл быстрее и лучше всех остальных. В комнате было достаточно элементов для того, чтобы каждая команда смогла собрать свой собственный паззл, и наилучшей стратегией было бы объединить усилия и совместно разделить элементы по группам.