Упражнения на коммуникативные навыки




В упражнениях этой группы отрабатываются на­выки коммуникации — умение слушать, убеждать, выступать перед аудиторией и т. д. Эти упражне­ния и сами по себе принесут пользу участникам, желающим потренировать свое умение общаться, тем, кто теряется в общении и хотел бы приобрес­ти «хорошо подвешенный язык». Но максималь­ная польза будет, если сопроводить их материа­лом о различных коммуникативных приемах и ме­тодах, которые могут быть полезны в конкретной рабочей или жизненной ситуации участников тре­нинга. Упражнения, построенные на историях и сказках, хорошо стимулируют творческую актив­ность участников в ситуации переговоров, умение придумать что-то новое, что поможет усилить их позицию, умение преподнести аргументы партне­ру по общению. Поэтому хорошо сопровождать эти упражнения ролевыми играми, построенными уже на реальном материале конкретной компании. На­пример, попросить участников придумать аргумен­ты в пользу приобретения товара у их компании, сыграть уже не героев волшебной сказки, а кли­ента и поставщика и т. д.

 

Умение слушать

Цели и возможности применения. Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу.

Время. 15 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1.Участники делятся на пары. •

2. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную тренером тему (откуда ро­дом, про свою семью, о своем хобби, о последнем про­смотренном фильме, о последней прочитанной книге и т. д.).

3. (Об этом задании не говорится заранее.) Тренер объ­единяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.

4. Проводится обсуждение: всё ли рассказали или были потери информации?

Варианты. Можно представить группе техники активного слушания и обратить их внимание на то, как улучшается процесс слушания, если, использовать эти техники.

Расскажите историю

Цели и возможности применения. Упражнение показыва­ет, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразования.

Время. 10-15 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1.Тренер или группа пишут на доске:

♦ Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.

♦ Название любого предмета, который можно подарить на день рождения маме.

♦ Любой вид спорта.

♦ Любую еду.

♦ Имя любой знаменитости.

♦ Любое преступление.

♦ Любую профессию.

2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет приду­мать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды яобнаружил совершенно не­обычную вещь...» Следующий в группе продолжает исто­рию. Каждый должен говорить по одному предложению ивключать в рассказ действующих лиц ипредметы, написанные на доске.

Вывод. Для эффективного общения в группе необходимо уметь пере­давать инициативу и давать каждому высказаться. После этого уп­ражнения можно обсудить, насколько эффективно происходит пере­дача инициативы вданной команде.

 

Такси

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение убеждать, а также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.

Время. 10 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

Участники разбиваются на пары и получают следующую ин­струкцию: «Вы выходите поздно вечером из кинотеатра и вам абсолютно необходимо как можно быстрее уехать. Вы видите, как в нескольких метрах от вас останавливается такси и водитель приоткрывает дверцу, чтобы пригласить пассажира. Вы подходите к такси одновременно с другим человеком (это ваш партнер по игре). Ему тоже срочно нужно ехать, но в другую сторону. Вам нужно решить, кто из вас поедет на этом такси. У вас есть 5 минут, чтобы убедить партнера, что вам такси нужнее».

Вопросы для обсуждения

1.Кто победил в вашей паре?

2. Как победителю удалось убедить партнера, что такси нужнее именно ему?

3. Можно ли обобщить этот опыт? Какие методы убеждения были ис­пользованы?

Знаменитости

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, не­вербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

Участники распределяются по парам. Каждому на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (пев­ца, политика и т. д.). После этого группа получает следую­щую инструкцию: «У вас на спине прикреплен листок бума­ги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не чи­тая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сде­лать ваш партнер. Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", например "Это женщина?", "Это политик?" и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить "да" и "нет"».

Обсуждение. Не требуется.

Варианты

1. Втренинге невербальной коммуникации или артистизма можно попросить группу угадывать без слов, партнер может только пока­зывать жестами что-то, что связано с угадываемой фигурой.

2. В начале тренинга на этапе знакомства можно поставить усло­вие — участники могут задать одному партнеру не больше трех воп­росов (в этом случае группа не разбивается на пары). Дальше они должны найти следующего партнера. Те, кто уже угадал «свое имя», помогают остальным.

3. Вместо знаменитостей можно использовать типажи, связанные с темой тренинга. Например, командные роли или «агрессивный продавец», «нерешительный клиент» и т. д.

 

Выйди из скорлупы

Цели и возможности применения. Упражнение помогает? участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает вгруппе позитивную и веселую атмосферу.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. 10-20 человек.

Процедура:

1.На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 м. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.

2. После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из, круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания

и т. д.

3. После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были исполь­зованы.

Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего про­смотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убежда­ла стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.

Передать одним словом

Цели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуника­ции. Оно особенно полезно в тренинге телефонного обще­ния, также может применяться в любых коммуникативных тренингах.

Необходимые материалы. Карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций (см. приложение).

Размер группы. 5-20 человек.

Время. 5-10 минут.

Процедура:

1.Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим уча­стникам.

2. Далее тренер просит произнести «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.

3. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобра­зить участник.

Вопросы для обсуждения

1.Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении ваш со­беседник?

3. Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации пер­вых слов понимали, что вам здесь не рады?

4. Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?

Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уро­нили мишку на пол».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: