Круг – треугольник – квадрат - спираль




Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельнос­ти своей команды.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 12-20 человек.

Процедура:

1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, тре­угольник и спираль. Каждого участника он просит вы­брать фигуру, которая ему больше всего нравится.

2. После этого участники объединяются в мини-группы со­гласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

♦ Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумы­вает, что можно сделать для того, чтобы внутри команды все­гда были хорошие отношения, чтобы эмоциональная атмосфе­ра всегда было позитивной, а команда — сплоченной.

♦ Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют под­держивать порядок и структуру, для них важным является вы­полнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

♦ Любители треугольников обычно люди, хорошо знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участ­ников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задач.

♦ Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие нату­ры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реаги­рующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творчес­кой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рас­сказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

♦ Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.

♦ Треугольник — что помогает достигать результатов.

♦ Круг — что помогает команде поддерживать хорошие челове­ческие отношения.

♦ Спираль — что помогает быть творческими и создавать новые идеи.

 

Остров

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также можно использо­вать его в конце тренинга командообразования для эффект­ного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы. По листу бумаги формата A3 на, каждую подгруппу из 3-6 человек.

Время. 1 5-20 минут.

Размер группы. 12-20 человек.

Процедура:

1.Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата A3.

2. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом ос­трове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы это­го добьетесь — ваше дело! Нельзя использовать допол­нительные предметы, такие как столы, стулья и т. д.».

Обсуждение. Не требуется.

Плот

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности и работает на сплочение участников.

Время. 10~1 5 минут.

Размер группы. 10-20 человек.

Процедура:

1.В круг ставятся стулья по количеству участников, и участ­ники встают на стулья. Эти стулья символизируют плот, на котором нужно удержаться всей команде. Тренер объясняет участникам, что, когда зазвучит музыка, им нужно будет по кругу двигаться по стульям и при этом им нельзя сходить со стульев на пол.

2. Тренер включает музыку с элементами звуков воды и объявляет, что плавание началось.

3. Во время движения участников тренер аккуратно изы­мает стулья изкруга, объясняя, что плот ломается, но участникам все равно нужно удержаться иуместиться на оставшихся стульях.

4. Уменьшение количества стульев происходит до того мо­мента, пока их не станет примерно в три раза меньше, чем в начале, ивсе участники не разместятся на остав­шихся стульях.

Обсуждение. Не обязательно. В тренинге по командообразованию можно провести обсуждение того, как группа координировала свою деятельность.

Вариант. Можно завязать нескольким участникам глаза иобъяснить команде, что им так следует координировать свои усилия, чтобы эти люди тоже участвовали в движении плота. В этом случае упражнение становится достаточно сложным и может использоваться как упраж­нение на формирование команды.

 

Переправа

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, по­могает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать со­вместных результатов. Также упражнение хорошо исполь­зовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метров каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

Время: от 20 минут до часа, в зависимости от того, на­сколько «сработана» и эффективна в совместной деятель­ности данная команда.

Размер группы. 12-20 человек.

Процедура:

1. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4— 5 метров. Вся группа становится за одну из веревок (не между ними).

2. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой кос­мический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между ве­ревками — опасная область, которую вам нужно преодо­леть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдетвся команда

Упражнения на формирование команды

возвращается на линию старта. Также вы не можете ис­пользовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы и т. п.».

Вопросы для обсуждения

1. Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?

2. Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?

3. Лидерства и инициативы было слишком много (у всех была своя точка зрения на то, что следует делать, и много времени было по­трачено на споры) или слишком мало (все стояли и не знали, что делать)?

4. Что помогало и что мешало эффективной деятельности команды?

5. Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в бу­дущем действовать более эффективно?

 

Уменьшающаяся газета

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффектного и пози­тивного его завершения.

Необходимые материалы. По 1 газетному листу на каж­дую подгруппу.

Время. 10 минут.

Размер группы. 10-20 человек.

Процедура:

1.Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

2. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать "Мы — одна команда!"»

3. После того как это будет сделано, тренер складывает га­зету пополам и повторяет задание.

4. После того как это будет сделано, тренер еще раз скла­дывает газету пополам и снова повторяет задание. За­дача группы — разместиться на наименьшем возмож­ном кусочке бумаги на время, достаточное для того, что­бы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Обсуждение. Не требуется.

Шарики

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды, также его мож­но использовать в любом тренинге для того, чтобы активи­зировать и развеселить участников.

Необходимые материалы. Воздушные шарики (количество шариков примерно равно количеству членов команды).

Время. 10-12 минут.

Размер группы. 5-20 человек.

Процедура:

1.Все участники стоят в общем кругу. Тренер просит каж­дого надуть по шарику и отпустить в центр круга.

2. После того как это будет сделано, тренер просит всех взяться за руки и, не разжимая рук, лопнуть все шарики, не давая ни одному шарику выскользнуть из круга.

Вопросы для обсуждения

1. Как команде удалось справиться с заданием, что было сложно, а что легко?

2. Кто наиболее активно участвовал в лопании шариков, кто прини­мал на себя лидерскую роль, пытался организовать других?

3. Вся ли команда работала слаженно или иногда усилия участников мешали друг другу и шарики выскользали за круг?

Вариант. Можно лопать шарики в мини-группах по 3-4 человека на время, после чего провести обсуждение того, почему одни мини-группы были слаженнее и эффективнее других.

 

Издание анекдотов

Цели и возможности применения. Упражнение помогает уча­стникам скоординировать свои усилия, можно также исполь­зовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.

Необходимые материалы. Смешные истории, анекдоты илипритчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны иразложены по конвертам (по одной истории на конверт).

Время. 10-12 минут.

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура:

1. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.

2. Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша коман­да — это одна семья, которая унаследовала от дальнего род­ственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родствен­ник был очень рассеян ивсе истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».

Вопросы для обсуждения

1.Как команда справилась с заданием?

2. Что было сложно?

3. Почему победители победили?

Варианты

1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один кон­верт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каж­дый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.

2. Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким обра­зом собрать поздравления или пожелания.

Синергия

Цели и возможности применения. Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши.

Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины пред­ставляемого теоретического материала.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к те­ме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например: покупатель, мерчендайзинг.)

2. Тренер раздает каждому по листу бумаги и просит каж­дого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.

3. После 5 минут индивидуальной работы тренер объеди­няет участников в мини-группы по 3-4 человека, раз­дает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.

4. После 5 минут работы в мини-группах тренер объеди­няет всех участников в одну группу, выдает им лист и про­сит создать список, общий для всей группы.

Обсуждение

1. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них по­чти всегда положительные.

2. Были ли во время группового обсуждения добавлены новые слова, которых не было ни у кого из индивидуальных участников — появи­лись ли новые идеи во время составления общего списка?

3. В реальной жизни — когда командная деятельность приносит ре­зультат больший, чем просто сумма результатов работы всех ее участников?

Варианты

1. Можно использовать в упражнении само слово «Синергия» — название демонстрируемого эффекта от командной деятельности.

2. Вместо упражнения с буквами можно использовать задания для моз­гового штурма, например придумать максимум способов того, как использовать скрепку. В таких задачках, как правило, тоже вариан­тов становится тем больше, чем больше участников в группе, что хорошо иллюстрирует необходимость помощи и вклада каждого.

3. Можно использовать задания, имеющие отношение к тематике тре­нинга, например для тренинга по продажам — перечислить все кон­курентные преимущества продаваемого продукта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: