Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
♦ Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы внутри команды всегда были хорошие отношения, чтобы эмоциональная атмосфера всегда было позитивной, а команда — сплоченной.
♦ Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
♦ Любители треугольников обычно люди, хорошо знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задач.
♦ Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
|
3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
♦ Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.
♦ Треугольник — что помогает достигать результатов.
♦ Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
♦ Спираль — что помогает быть творческими и создавать новые идеи.
Остров
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффектного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы. По листу бумаги формата A3 на, каждую подгруппу из 3-6 человек.
Время. 1 5-20 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1.Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата A3.
2. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — ваше дело! Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т. д.».
|
Обсуждение. Не требуется.
Плот
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности и работает на сплочение участников.
Время. 10~1 5 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1.В круг ставятся стулья по количеству участников, и участники встают на стулья. Эти стулья символизируют плот, на котором нужно удержаться всей команде. Тренер объясняет участникам, что, когда зазвучит музыка, им нужно будет по кругу двигаться по стульям и при этом им нельзя сходить со стульев на пол.
2. Тренер включает музыку с элементами звуков воды и объявляет, что плавание началось.
3. Во время движения участников тренер аккуратно изымает стулья изкруга, объясняя, что плот ломается, но участникам все равно нужно удержаться иуместиться на оставшихся стульях.
4. Уменьшение количества стульев происходит до того момента, пока их не станет примерно в три раза меньше, чем в начале, ивсе участники не разместятся на оставшихся стульях.
Обсуждение. Не обязательно. В тренинге по командообразованию можно провести обсуждение того, как группа координировала свою деятельность.
Вариант. Можно завязать нескольким участникам глаза иобъяснить команде, что им так следует координировать свои усилия, чтобы эти люди тоже участвовали в движении плота. В этом случае упражнение становится достаточно сложным и может использоваться как упражнение на формирование команды.
Переправа
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.
|
Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метров каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.
Время: от 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна в совместной деятельности данная команда.
Размер группы. 12-20 человек.
Процедура:
1. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4— 5 метров. Вся группа становится за одну из веревок (не между ними).
2. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками — опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет — вся команда
Упражнения на формирование команды
возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы и т. п.».
Вопросы для обсуждения
1. Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
2. Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
3. Лидерства и инициативы было слишком много (у всех была своя точка зрения на то, что следует делать, и много времени было потрачено на споры) или слишком мало (все стояли и не знали, что делать)?
4. Что помогало и что мешало эффективной деятельности команды?
5. Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?
Уменьшающаяся газета
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффектного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы. По 1 газетному листу на каждую подгруппу.
Время. 10 минут.
Размер группы. 10-20 человек.
Процедура:
1.Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
2. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать "Мы — одна команда!"»
3. После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание.
4. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»
Обсуждение. Не требуется.
Шарики
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды, также его можно использовать в любом тренинге для того, чтобы активизировать и развеселить участников.
Необходимые материалы. Воздушные шарики (количество шариков примерно равно количеству членов команды).
Время. 10-12 минут.
Размер группы. 5-20 человек.
Процедура:
1.Все участники стоят в общем кругу. Тренер просит каждого надуть по шарику и отпустить в центр круга.
2. После того как это будет сделано, тренер просит всех взяться за руки и, не разжимая рук, лопнуть все шарики, не давая ни одному шарику выскользнуть из круга.
Вопросы для обсуждения
1. Как команде удалось справиться с заданием, что было сложно, а что легко?
2. Кто наиболее активно участвовал в лопании шариков, кто принимал на себя лидерскую роль, пытался организовать других?
3. Вся ли команда работала слаженно или иногда усилия участников мешали друг другу и шарики выскользали за круг?
Вариант. Можно лопать шарики в мини-группах по 3-4 человека на время, после чего провести обсуждение того, почему одни мини-группы были слаженнее и эффективнее других.
Издание анекдотов
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Смешные истории, анекдоты илипритчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны иразложены по конвертам (по одной истории на конверт).
Время. 10-12 минут.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.
2. Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это одна семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян ивсе истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения
1.Как команда справилась с заданием?
2. Что было сложно?
3. Почему победители победили?
Варианты
1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
2. Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.
Синергия
Цели и возможности применения. Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши.
Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например: покупатель, мерчендайзинг.)
2. Тренер раздает каждому по листу бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.
3. После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.
4. После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист и просит создать список, общий для всей группы.
Обсуждение
1. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них почти всегда положительные.
2. Были ли во время группового обсуждения добавлены новые слова, которых не было ни у кого из индивидуальных участников — появились ли новые идеи во время составления общего списка?
3. В реальной жизни — когда командная деятельность приносит результат больший, чем просто сумма результатов работы всех ее участников?
Варианты
1. Можно использовать в упражнении само слово «Синергия» — название демонстрируемого эффекта от командной деятельности.
2. Вместо упражнения с буквами можно использовать задания для мозгового штурма, например придумать максимум способов того, как использовать скрепку. В таких задачках, как правило, тоже вариантов становится тем больше, чем больше участников в группе, что хорошо иллюстрирует необходимость помощи и вклада каждого.
3. Можно использовать задания, имеющие отношение к тематике тренинга, например для тренинга по продажам — перечислить все конкурентные преимущества продаваемого продукта.