За два или три дня тренинга участники обычно получают много сконцентрированной информации, например различных приемов и методов коммуникации или идей, которые они могут использовать, вернувшись на свое рабочее место. Поэтому в завершающей части тренинга необходимо предложить участникам что-то, что поможет им разложить полученные знания по полочкам, еще раз вспомнить и объединить пройденное. Помимо этого, завершающая часть тренинга должна быть достаточно яркой и запоминающейся, так как часто именно она создает львиную долю того общего впечатления, которое остается у участников. Именно для решения этих задач и существуют следующие упражнения.
Сказать за 30 секунд
Цели и возможности применения. Упражнение можно использовать для динамичного подведения итогов тренинга.
Необходимые материалы. Карточки из плотной бумаги размером с визитку, секундомер, свисток.
Время. 5-15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1.Каждый участник пишет на карточке свое имя и несколькими словами самое главное, что он вынес из тренинга, либо какие действия по реализации полученных на тренинге знаний и навыков он предпримет в ближайшие дни исдает тренеру.
2. Тренер кладет карточки надписью на стол, перемешивает и объясняет, что каждому нужно будет сделать 30-секундную презентацию той идеи, которую они написали на своей карточке. Например, можно рассказать, как они поняли эту мысль, почему она им понравилась или не понравилась, как они собираются ее использовать в реальной работе.
3. Выбирается доброволец, роль которого — следить за временем и свистеть в свисток, когда оно истечет.
4. Тренер в произвольном порядке берет карточки; человек, имя которого названо, должен в течение 30 секунд пояснить то, что он написал.
|
Обсуждение. Не требуется.
Бесплатные советы
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата А4, карандаши.
Время. 10-30 минут (в зависимости от размера группы).
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху листа свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.
2. Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации, которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.
3. После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.
4. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.
Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, чтобы их не было видно.
Как использовать
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.
Необходимые материалы. Бумага, ручки.
Время. 15 минут.
Размер группы. 7-20 человек.
Процедура:
1.Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
|
2. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения сделать у себя на рабочем месте. Пожалуйста, в ваших мини-группах проговорите, какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».
3. Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.
Кроссворд
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга и позволяет участникам вспомнить и систематизировать полученную информацию.
Необходимые материалы. Заранее подготовленные тренером пустые схемы для кроссвордов — по 2 для каждой группы, бумага, карандаши.
Время. 30 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1.Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека и каждой мини-группе выдается по 2 схемы, бумага для записей формулировок и карандаши.
2. Группа получает следующую инструкцию: «Сейчас мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам вспомнить и уложить в голове все то, чему мы научились на этом тренинге. Чтобы сделать это, мы составим кроссворд по теме тренинга. Для этого возьмите одну из двух полученных схем и впишите в пустые клетки любые ключевые слова и понятия, которые могут быть связаны с темой тренинга. После того, как это будет сделано, напишите на чистом листе определения вписанных вами слов. Таким образом у вас получится кроссворд, посвященный нашему тренингу».
|
3. Группы работают над своими кроссвордами в течение 15 минут. После этого списки определений и вторые (пустые) кроссворды передаются в соседнюю группу, которая должна их решить.
Вариант. Чтобы стимулировать активность участников, можно предложить им список ключевых слов по теме тренинга. Например, список ключевых слов по теме «Командообразование» может быть следующим: команда, группа, синергия, роль, лидер, миссия, ценности, и т.д.
Найди свою пару
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в конце тренинга для того, чтобы подвести итоги, вспомнить то, что было изучено.
Необходимые материалы. Подготовленные тренером карточки размером с визитку, на половине карточек написаны вопросы по теме тренинга (по одному на карточку), а на второй половине — ответы на эти вопросы (также по одному).
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Каждому участнику выдается карточка — либо с вопросом, либо с ответом.
2. Каждый должен найти того, у кого есть ответ на его вопрос, или вопрос, соответствующий его ответу.
Вариант. В тренинге по коммуникативным навыкам, работе с возражениями и т. д., можно написать на одной карточке фразу, которую говорит партнер по переговорам или клиент, а на другой — возможный ответ.
Дерево терминов
Цели и возможности применения. Упражнение дает возможность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.
Необходимые материалы. Листы ватмана формата A3.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1.Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
2. Тренер объясняет, что один из способов объединить в единую систему какие-либо новые понятия — это организовать их через укрупнение-разукрупнение. Например, если мы говорим о столах, то можно вспомнить одеталях (ножки, столешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих понятий можно далее разделить на более частные (столешница — это лак, дерево и т. д.) либо объединить в более общие (мебель - это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче ит. д.).
3. Тренер предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (работа в команде, эффективные продажи и т. д.)., стволом которого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями — более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, достаточно изобразить дерево, а термины надписать словами.
4. Каждая группа получает лист ватмана, на котором за10 минут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.
Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения других тем, например можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение на рабочем месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями — конкретные шаги, которые будут для этого предприняты.
Вопросы и ответы
Цели и возможности применения. Упражнение используется в конце всего тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.
Необходимые материалы. Планшетки, клейкие листочки Post-it.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков Post-it.
2. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшетку.
3. После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы.
4. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили и какие ответы на них придумали.
Обсуждение. Тренер может дополнять прозвучавшие ответы.
Подведение итогов
Цели и возможности применения. Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата A3, карандаши, фломастеры.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1.Все участники делятся на три мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги A3 и свое задание.
2. Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни икак эти препятствия преодолеть.
3. Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи ипридумать, как презентовать их группе. Листы A3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки ит. д.
4. После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.
Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?
Препятствия
Цели и возможности применения. Упражнение используется для подведения итогов тренинга, дает возможность задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни, что может помешать этому и как преодолеть эти препятствия.
Необходимые материалы. Клейкие листочки Post-it, планшетки, карандаши.
Время. 20 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков Post-it. -
2. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать как можно больше препятствий, с которыми они могут столкнуться, когда будут применять полученные знания в реальной жизни, и написать по одному препятствию на одном листочке. После чего листочки наклеивают на планшетку и команды меняются планшетками.
3., Группам дается 5 минут на то, чтобы придумать вариант того, как. преодолеть эти препятствия, после чего один представитель от каждой группы презентует всем решения своей команды.
Три правды и ложь
Цели и возможности применения. Упражнение позволяет подвести итоги тренинга, дает возможность вспомнить изученный материал.
Необходимые материалы. Клейкие листочки Post-it, планшетки, карандаши.
Время. 15минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1.Каждый участник получает планшетку и 4 листочка Post-it. Задача участников — написать на каждом листочке какое-нибудь утверждение или факт по теме тренинга. При этом на трех листочках информация должна быть истинной и на одном — ложной.
2. Листочки зачитываются автором в свободном порядке, агруппа должна угадать, какое из утверждений ложное.
Обсуждение. Не требуется.
Изменения
Цели и возможности применения. Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания будут внедряться ими в реальную деятельность.
Необходимые материалы. Карточки из плотной бумаги размером с визитку, карандаши.
Время. 10 минут.
Размер группы. 6-30 человек.
Процедура:
1. Все участники тренинга поучают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».
2. Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.
3. Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.
Обсуждение. Не требуется.
Пока горит спичка
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам вспомнить идеи, полученные на тренинге. Также оно помогает завершить тренинг в активной динамичной манере.
Необходимые материалы. Коробок спичек.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1.Участники вместе с тренером стоят в общем кругу. Тренер зажигает спичку и передает ее своему соседу справа. Тому нужно за то время, пока горит спичка, вспомнить исформулировать одну из ключевых идей тренинга.
2. После того как это будет сделано, этот участник зажигает новую спичку и передает ее следующему, которому, в свою очередь, нужно, пока горит спичка, сформулировать одну из идей тренинга, и т. д.
Обсуждение. Не требуется.
Какой был тренинг
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления онем иполученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг в живой, активной, запоминающейся манере.
Необходимые материалы. Планшетки, бумага формата А4, карандаши. Время. 15 минут. Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу ипланшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т. д.
2. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.
Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.
Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.
Письмо самому себе
Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга и позволяет каждому участнику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей повседневной жизни.
Необходимые материалы. Листы бумаги формата А4.
Время. 30 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
1. Все участники сидят в общем кругу.
2. Тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути, и т. д.». Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел...», «Я думаю, что у тебя получилось...», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.
3. После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.
4. Тренер собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.
Обсуждение. Не требуется. Можно попросить участников по желанию поделиться теми изменениями, которые они запланировали и описали в письмах.
Достигнуты ли цели
Цели и возможности применения. Упражнение помогает вконце тренинга вернуться к тем целям, которые ставили себе участники, и посмотреть, насколько они выполнены. Чтобы провести это упражнение, в начале тренинга необходимо провести опрос участников по тем целям, с которыми они пришли на тренинг, и записать их на флипчарте.
Необходимые материалы. Флипчарт с записанными на нем целями участников.
Время. 5-10 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура:
Тренер оглашает каждую из записанных на флипчарте целей и спрашивает у участника, поставившего ее, насколько в процентном отношении была осуществлена эта цель, что еще можно сделать для того, чтобы они была реализована полнее.
Литература
1. Завьялова Ж. Путь Тренера. — СПб.: Речь, 2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Эффективная команда: шаги к созданию. — СПб.: Речь, 2003.
3. Киричук Н. Тренерский сундучок. — Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2001.
4. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб.: Питер, 2001.
5. Литягин А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. — М.: HRC, 2004.
6. Метафорическая деловая игра / Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб.: Речь, 2003.
7 Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. — СПб.: Питер, 2002.
8. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М., 2000.
9. Равикович Н. Тренинг командообразования. — М.: Генезис, 2003.;
10. Фопепь К. Создание команды. — М.: Генезис, 2003.
Текст распознан и вычитан LedyLu специально для Книжного трекера
https://www.book.libertorrent.com