Завершение тренинга. Интеграция полученных знаний




За два или три дня тренинга участники обычно получают много сконцентрированной информа­ции, например различных приемов и методов коммуникации или идей, которые они могут ис­пользовать, вернувшись на свое рабочее мес­то. Поэтому в завершающей части тренинга не­обходимо предложить участникам что-то, что поможет им разложить полученные знания по полочкам, еще раз вспомнить и объединить пройденное. Помимо этого, завершающая часть тренинга должна быть достаточно яркой и за­поминающейся, так как часто именно она со­здает львиную долю того общего впечатления, которое остается у участников. Именно для ре­шения этих задач и существуют следующие упражнения.

 

Сказать за 30 секунд

Цели и возможности применения. Упражнение можно ис­пользовать для динамичного подведения итогов тренинга.

Необходимые материалы. Карточки из плотной бумаги размером с визитку, секундомер, свисток.

Время. 5-15 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1.Каждый участник пишет на карточке свое имя и несколь­кими словами самое главное, что он вынес из тренинга, либо какие действия по реализации полученных на тре­нинге знаний и навыков он предпримет в ближайшие дни исдает тренеру.

2. Тренер кладет карточки надписью на стол, перемешива­ет и объясняет, что каждому нужно будет сделать 30-секундную презентацию той идеи, которую они написали на своей карточке. Например, можно рассказать, как они поняли эту мысль, почему она им понравилась или не понравилась, как они собираются ее использовать в ре­альной работе.

3. Выбирается доброволец, роль которого — следить за вре­менем и свистеть в свисток, когда оно истечет.

4. Тренер в произвольном порядке берет карточки; чело­век, имя которого названо, должен в течение 30 секунд пояснить то, что он написал.

Обсуждение. Не требуется.

Бесплатные советы

Цели и возможности применения. Упражнение проводит­ся в завершающей части тренинга, в результате него каж­дый из участников получает индивидуальные рекоменда­ции по применению полученных знаний.

Необходимые материалы. Листы бумаги формата А4, ка­рандаши.

Время. 10-30 минут (в зависимости от размера группы).

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участ­ник пишет вверху листа свое имя, например «Иванов Ми­хаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

2. Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пи­шет рекомендации, которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.

3. После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои ре­комендации.

4. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации завора­чивать, чтобы их не было видно.

Как использовать

Цели и возможности применения. Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить получен­ные знания в своей повседневной жизни.

Необходимые материалы. Бумага, ручки.

Время. 15 минут.

Размер группы. 7-20 человек.

Процедура:

1.Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

2. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облег­чить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как исполь­зовать в реальной жизни и какие изменения сделать у себя на рабочем месте. Пожалуйста, в ваших мини-группах про­говорите, какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой ко­манды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».

3. Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рас­сказывает всей группе о том, что придумала его команда.

Кроссворд

Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга и позволяет участникам вспомнить и систематизировать полученную информацию.

Необходимые материалы. Заранее подготовленные трене­ром пустые схемы для кроссвордов — по 2 для каждой группы, бумага, карандаши.

Время. 30 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1.Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека и каждой мини-группе выдается по 2 схемы, бумага для записей формулировок и карандаши.

2. Группа получает следующую инструкцию: «Сейчас мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам вспомнить и уложить в голове все то, чему мы научились на этом тре­нинге. Чтобы сделать это, мы составим кроссворд по теме тренинга. Для этого возьмите одну из двух полученных схем и впишите в пустые клетки любые ключевые слова и поня­тия, которые могут быть связаны с темой тренинга. После того, как это будет сделано, напишите на чистом листе оп­ределения вписанных вами слов. Таким образом у вас по­лучится кроссворд, посвященный нашему тренингу».

3. Группы работают над своими кроссвордами в течение 15 минут. После этого списки определений и вторые (пус­тые) кроссворды передаются в соседнюю группу, которая должна их решить.

Вариант. Чтобы стимулировать активность участников, можно пред­ложить им список ключевых слов по теме тренинга. Например, список ключевых слов по теме «Командообразование» может быть следую­щим: команда, группа, синергия, роль, лидер, миссия, ценности, и т.д.

Найди свою пару

Цели и возможности применения. Упражнение проводится в конце тренинга для того, чтобы подвести итоги, вспомнить то, что было изучено.

Необходимые материалы. Подготовленные тренером карточки размером с визитку, на половине карточек написаны вопросы по теме тренинга (по одному на карточку), а на второй полови­не — ответы на эти вопросы (также по одному).

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Каждому участнику выдается карточка — либо с вопросом, либо с ответом.

2. Каждый должен найти того, у кого есть ответ на его вопрос, или вопрос, соответствующий его ответу.

Вариант. В тренинге по коммуникативным навыкам, работе с возра­жениями и т. д., можно написать на одной карточке фразу, которую говорит партнер по переговорам или клиент, а на другой — возможный ответ.

Дерево терминов

Цели и возможности применения. Упражнение дает возмож­ность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.

Необходимые материалы. Листы ватмана формата A3.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1.Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

2. Тренер объясняет, что один из способов объединить в еди­ную систему какие-либо новые понятия — это организовать их через укрупнение-разукрупнение. Например, если мы го­ворим о столах, то можно вспомнить одеталях (ножки, сто­лешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих поня­тий можно далее разделить на более частные (столешни­ца — это лак, дерево и т. д.) либо объединить в более общие (мебель - это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче ит. д.).

3. Тренер предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (ра­бота в команде, эффективные продажи и т. д.)., стволом ко­торого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями — более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, дос­таточно изобразить дерево, а термины надписать словами.

4. Каждая группа получает лист ватмана, на котором за10 ми­нут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.

Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения дру­гих тем, например можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение на рабочем месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями — конкретные шаги, кото­рые будут для этого предприняты.

 

Вопросы и ответы

Цели и возможности применения. Упражнение использу­ется в конце всего тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.

Необходимые материалы. Планшетки, клейкие листочки Post-it.

Время. 20 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 челове­ка, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков Post-it.

2. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут приду­мать максимум вопросов по теме тренинга, каждый воп­рос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшетку.

3. После этого мини-группы меняются планшетками и дол­жны ответить на полученные вопросы.

4. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили и какие ответы на них придумали.

Обсуждение. Тренер может дополнять прозвучавшие ответы.

Подведение итогов

Цели и возможности применения. Упражнение использу­ется для завершения тренинга, дает возможность вспом­нить изученное, задуматься над тем, как полученные зна­ния будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы. Листы бумаги формата A3, ка­рандаши, фломастеры.

Время. 20 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1.Все участники делятся на три мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги A3 и свое задание.

2. Первой группе нужно подготовить выступление, сумми­рующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть при­няты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, что­бы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при при­менении полученной информации в реальной жизни икак эти препятствия преодолеть.

3. Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи ипри­думать, как презентовать их группе. Листы A3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них ос­новные пункты, сделать схематические рисунки ит. д.

4. После этого один представитель от каждой группы пре­зентует всем соображения своей группы.

Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с каки­ми идеями участники согласны, а с какими — нет?

Препятствия

Цели и возможности применения. Упражнение использу­ется для подведения итогов тренинга, дает возможность задуматься над тем, как полученные знания будут приме­няться в реальной жизни, что может помешать этому и как преодолеть эти препятствия.

Необходимые материалы. Клейкие листочки Post-it, план­шетки, карандаши.

Время. 20 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 челове­ка, каждая мини-группа получает планшетку и набор ли­сточков Post-it. -

2. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут приду­мать как можно больше препятствий, с которыми они мо­гут столкнуться, когда будут применять полученные зна­ния в реальной жизни, и написать по одному препят­ствию на одном листочке. После чего листочки наклеивают на планшетку и команды меняются планшет­ками.

3., Группам дается 5 минут на то, чтобы придумать вариант того, как. преодолеть эти препятствия, после чего один представитель от каждой группы презентует всем решения своей команды.

Три правды и ложь

Цели и возможности применения. Упражнение позволяет подвести итоги тренинга, дает возможность вспомнить изу­ченный материал.

Необходимые материалы. Клейкие листочки Post-it, план­шетки, карандаши.

Время. 15минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1.Каждый участник получает планшетку и 4 листочка Post-it. Задача участников — написать на каждом лис­точке какое-нибудь утверждение или факт по теме тре­нинга. При этом на трех листочках информация должна быть истинной и на одном — ложной.

2. Листочки зачитываются автором в свободном порядке, агруппа должна угадать, какое из утверждений ложное.

Обсуждение. Не требуется.

 

Изменения

Цели и возможности применения. Упражнение использу­ется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные зна­ния будут внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы. Карточки из плотной бумаги размером с визитку, карандаши.

Время. 10 минут.

Размер группы. 6-30 человек.

Процедура:

1. Все участники тренинга поучают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — об­легчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, на­выки, полученные на тренинге, имеют тенденцию ухо­дить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реаль­ных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

2. Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

3. Участники в парах обмениваются карточками и догова­риваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли постав­ленные цели.

Обсуждение. Не требуется.

Пока горит спичка

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам вспомнить идеи, полученные на тренинге. Так­же оно помогает завершить тренинг в активной динамич­ной манере.

Необходимые материалы. Коробок спичек.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1.Участники вместе с тренером стоят в общем кругу. Тре­нер зажигает спичку и передает ее своему соседу справа. Тому нужно за то время, пока горит спичка, вспомнить исформулировать одну из ключевых идей тренинга.

2. После того как это будет сделано, этот участник зажига­ет новую спичку и передает ее следующему, которому, в свою очередь, нужно, пока горит спичка, сформулиро­вать одну из идей тренинга, и т. д.

Обсуждение. Не требуется.

Какой был тренинг

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, со­единить в единое целое свои впечатления онем иполучен­ную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг в живой, активной, запоминающейся манере.

Необходимые материалы. Планшетки, бумага формата А4, карандаши. Время. 15 минут. Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 челове­ка, каждая мини-группа получает бумагу ипланшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагатель­ных-определений, которые подходят к пройденному тре­нингу. Например, активный, информативный и т. д.

2. После чего они зачитывают полученный список прила­гательных.

Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокоммен­тировать интересные идеи, которые они выскажут.

Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.

Письмо самому себе

Цели и возможности применения. Упражнение проводится в завершающей части тренинга и позволяет каждому участ­нику задуматься над тем, как он собирается применить полу­ченные знания в своей повседневной жизни.

Необходимые материалы. Листы бумаги формата А4.

Время. 30 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Все участники сидят в общем кругу.

2. Тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который при­менил навыки, полученные на тренинге, и добился опре­деленных результатов. Может быть, есть какие-то вопро­сы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с труд­ностями, которые он мог встретить на своем пути, и т. д.». Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел...», «Я думаю, что у тебя получилось...», попросить перечис­лить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.

3. После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.

4. Тренер собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.

Обсуждение. Не требуется. Можно попросить участников по желанию поделиться теми изменениями, которые они запланировали и описали в письмах.

 

Достигнуты ли цели

Цели и возможности применения. Упражнение помогает вконце тренинга вернуться к тем целям, которые ставили себе участники, и посмотреть, насколько они выполнены. Чтобы провести это упражнение, в начале тренинга необ­ходимо провести опрос участников по тем целям, с которы­ми они пришли на тренинг, и записать их на флипчарте.

Необходимые материалы. Флипчарт с записанными на нем целями участников.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

Тренер оглашает каждую из записанных на флипчарте целей и спрашивает у участника, поставившего ее, насколь­ко в процентном отношении была осуществлена эта цель, что еще можно сделать для того, чтобы они была реализо­вана полнее.

Литература

1. Завьялова Ж. Путь Тренера. — СПб.: Речь, 2002.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Эффективная команда: шаги к созданию. — СПб.: Речь, 2003.

3. Киричук Н. Тренерский сундучок. — Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2001.

4. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб.: Питер, 2001.

5. Литягин А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. — М.: HRC, 2004.

6. Метафорическая деловая игра / Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб.: Речь, 2003.

7 Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. — СПб.: Питер, 2002.

8. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М., 2000.

9. Равикович Н. Тренинг командообразования. — М.: Генезис, 2003.;

10. Фопепь К. Создание команды. — М.: Генезис, 2003.

 

Текст распознан и вычитан LedyLu специально для Книжного трекера

https://www.book.libertorrent.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: