Пояснительная записка
Чуть выше отмеченные нами свойства говорит о том, что большая часть дошкольников не готовы к благополучному использованию падежных конфигураций и имеют необходимость в коррекционной помощи.
Методические советы согласно развитию использования падежных конфигураций с нарушением речи, необходима для дошкольников старшего возраста с нарушением речи, обучающихся на логопедическом пункте детского сада.
Развитие способностей словоизменения у ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи 3 - го уровня осуществляется с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в формировании лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В ходе коррекционно-логопедической деятельности со временем усложняются формы речи, речевой материал и так же задания.
Цель: обучение употреблению падежных форм детей дошкольного возраста с нарушением речи
Задачи: - изучить методическое обеспечениепо программе употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи;
- составить тематический план занятий;
- представить игры и упражнения по формированию употребления падежных форм для детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: правильное употребление падежных форм в активной речи.
Методическое обеспечение: Методика логопедической работы по употреблению падежных форм представлена у различных авторов: Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой [24].
Структура методических рекомендаций:
1. Тематическое планирование.
2. Подборка дидактических материалов по темам.
3. Примерные конспекты занятий и дидактических игр по формированию употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи.
|
Коррекционно – логопедическую работу по употреблению падежных форм с дошкольниками необходимо вести в соответствии с тематическим планированием.
Представляем тематическое планирование в таблице 4.
Таблица 4
Тематическое планирование по употреблению падежных форм для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Неделя | Темы занятий |
Ноябрь | 1. | Игра «Что в магазине?» |
2. | Игра «Один и много» | |
3. | Игра «Живые – неживые слова» | |
4. | Игра «Будь внимателен» Игра «Кто? Что?» | |
Декабрь | 1. | Игра «Кто подберет больше слов?» |
2. | Игра «Охотник и пастух» | |
3. | Игра «Чего много в корзинке» | |
4. | Игра «Кто кем был?» | |
Январь | 1. | Игра «Кому что дадим?» |
2. | Игра «Угадай, кому нужны эти предметы?» | |
3. | Игра «Угости зверей» | |
4. | Игра «Кто чем управляет?» | |
Февраль | 1. | Игра «Кто чем работает?» |
2. | Игра в лото «Два и пять» | |
Март | 1. | Игра «Кого мы видели?» |
2. | Игра «Животные жарких стран» | |
Апрель | 1. | Игра «Солнечный зайчик»; |
2. | Игра «Где, что растет?; | |
3. | Игра «Кто, где живет?». |
Таким образом, в первоначальном стадии работы нами – повсюду ведется нормирование словоизменения в диалогической речи (в степени сочетания слов, предложения), затем - закрепление использования падежных форм в связной речи.
Дифференциация любой грамматической формы, в особенности в первоначальном стадии, подразумевает последующую очередность работы:
1.сопоставление объектов, свойств, действий согласно иллюстрациям в реальной ситуации и акцентирование различий.
2. Акцентирование единого грамматического значимости ряда словоформ в импрессивной речи:
|
- Фонематический анализ назначенной флексии;
- Сопоставление выделенной значимости с флексией;
- Закрепление формы словоизменения в предложениях и в понятной речи.
- Закрепление взаимосвязи грамматической значимости и флексии в словосочетаниях;
Продемонстрируем данное на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в падеже именительном.
1. Сначала дошкольникам выкладываются иллюстрации с рисунком 1- го и многих предметов беспорядочно. Предоставляется задание подобрать рисунки, в каких нарисовано несколько предметов. Иллюстраций делились в 2 ряда: в 1 - м ряду – рисунки с изображением 1- го предмета, во 2 - ом ряду рисунки с изображением многих предметов. Ребята уточняли, чем различаются серии рисунков.
2. Ребята именуют рисунки 2 - го ряда. К примеру столы, слоны, шарфы, шкафы...) и рассказывают, что эти слова означают ряд предметов.
3. Уже после вторичного называния ребенком слов 2 - го ряда задается вопрос: «Что слышится в окончании данных слов?» или «Какой одинаковый звук слышится в окончании этих слов?» (Звук ы.)
Сравнивается 2 - е пары слов: стол - столы... Обуславливается их отличие согласно семантике (стол - 1 предмет, столы - несколько предметов) и согласно звучанию. Был выполнен заключение: в окончании слов, означающих несколько предметов, слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т.д.).
4-5. Звучание звука ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставлялась приблизительно около серии рисунков, изображающих ряд предметов.
6-7. Дошкольникам предполагается прочие рисунки, в каких был представлен 1 предмет, либо несколько предметов. Называется слово в множественном и единственном числах, ребята демонстрируют соответствующую изображение. С целью укрепления верной словоформы в экспрессивной речи показывается изображение, и они называют слово во множественном и единственном числах.
|
В последующем ведется упражнения согласно закреплению формы множественного числа в сочетаниях слов, связной речи., предложениях.
Нами был применен отбор методик: Р.И. Лалаевой, О.Е. Грибовой, Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой.
Основные направления логопедической работы:
1.Дифференциация существительных в И.П. множественного и единственного числа.
2.Развитие в речи беспредложных форм множественного и единственного числа в последующей очередности: винительный падеж(нулевоеокончание, окончания -у, -а, -я), родительный падеж, дательный и творительный падеж.
При определении установления очередности работы над любой грамматической формой предусматривается совокупность последующих условий: эффективность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), присутствие либо отсутствие перемен в базе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).
В первоначальном стадии деятельности отрабатывается формы с результативными флексиями под ударением или же без изменений звуко - слоговой структуры основы слова при формообразовании.
Дифференциация существительных именительного падежа множественного и единственного числа .
С учетом назначенных лингвистических условий дифференциация множественного и единственного числа существительных, и, в первую очередь в целом закрепление формы множественного числа, ведется в последующей последовательности:
- Формы мн.ч. с окончанием –ы. Например:слон - слоны.
- Формы мн.ч. с окончанием –и. Например:грач- грачи.
- Формы мн.ч. с окончанием -а. Например: дом - дома.
- Формы мн.ч. с окончанием –ja. Например:стул - стулья.
В ходе работы над грамматической конфигураций с этой либо другой флексией соблюдается кроме того конкретная очередность. Проанализируем данную очередность в случае формы мн.ч. с окончанием - ы:
а)слово в форме с ударным окончанием, с равной звуковой структуры основы конфигураций слова. Например: стол- столы, кот-коты;
б)модель множественного числа с безударным окончанием и с одинаковой звуковой структурой основы. Пример: слива-сливы;
в)модель множественного числа с ударным окончанием, но измененной звуковой структурой основы. Чередование звуков, различение суффиксов и т.д. К примеру: сон - сны; лев - львы,
г)слово с безударным окончанием и с модифицированной звуковой структуры в основе слова. Например: дятел - дятлы, перец - перцы;
д)дифференциация грамматических конфигураций с разными флексиями.
С целью закрепления и дифференциации существительных в именительном падеже множественного и единственного числа.
Применяются разнообразные игры или упражнения, к примеру:
Игра «Что в магазине?»