Методические рекомендации по формированию употребления падежных форм у дошкольников с нарушением речи




Пояснительная записка

Чуть выше отмеченные нами свойства говорит о том, что большая часть дошкольников не готовы к благополучному использованию падежных конфигураций и имеют необходимость в коррекционной помощи.

Методические советы согласно развитию использования падежных конфигураций с нарушением речи, необходима для дошкольников старшего возраста с нарушением речи, обучающихся на логопедическом пункте детского сада.

Развитие способностей словоизменения у ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи 3 - го уровня осуществляется с учетом закономерностей онтогенеза взаи­модействия в формировании лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В ходе коррекционно-логопедической деятельности со временем усложня­ются формы речи, речевой материал и так же задания.

Цель: обучение употреблению падежных форм детей дошкольного возраста с нарушением речи

Задачи: - изучить методическое обеспечениепо программе употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи;

- составить тематический план занятий;

- представить игры и упражнения по формированию употребления падежных форм для детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: правильное употребление падежных форм в активной речи.

Методическое обеспечение: Методика логопедической работы по употреблению падежных форм представлена у различных авторов: Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой [24].

Структура методических рекомендаций:

1. Тематическое планирование.

2. Подборка дидактических материалов по темам.

3. Примерные конспекты занятий и дидактических игр по формированию употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи.

Коррекционно – логопедическую работу по употреблению падежных форм с дошкольниками необходимо вести в соответствии с тематическим планированием.

Представляем тематическое планирование в таблице 4.

Таблица 4

Тематическое планирование по употреблению падежных форм для детей старшего дошкольного возраста

Месяц Неделя Темы занятий
Ноябрь 1. Игра «Что в магазине?»
2. Игра «Один и много»
3. Игра «Живые – неживые слова»
4. Игра «Будь внимателен» Игра «Кто? Что?»
Декабрь 1. Игра «Кто подберет больше слов?»
2. Игра «Охотник и пастух»
3. Игра «Чего много в корзинке»
4. Игра «Кто кем был?»
Январь 1. Игра «Кому что дадим?»
2. Игра «Угадай, кому нужны эти предметы?»
3. Игра «Угости зверей»
4. Игра «Кто чем управляет?»
Февраль 1. Игра «Кто чем работает?»
  2. Игра в лото «Два и пять»
Март 1. Игра «Кого мы видели?»
2. Игра «Животные жарких стран»
Апрель 1. Игра «Солнечный зайчик»;
2. Игра «Где, что растет?;
3. Игра «Кто, где живет?».

 

Таким образом, в первоначальном стадии работы нами – повсюду ведется нормирование словоизмене­ния в диалогической речи (в степени сочетания слов, предложения), затем - закрепление использования падежных форм в связной речи.

Дифференциация любой грамматической формы, в особенности в первоначальном стадии, подразумевает последующую очередность работы:

1.сопоставление объектов, свойств, действий согласно иллюстрациям в реальной ситуации и акцентирование различий.

2. Акцентирование единого грамматического значимости ряда словоформ в импрессивной речи:

- Фонематический анализ назначенной флексии;

- Сопоставление выделенной значимости с флексией;

- Закрепление формы словоизменения в предложениях и в понятной речи.

- Закрепление взаимосвязи грамматической значимости и флексии в словосочета­ниях;

Продемонстрируем данное на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в падеже именительном.

1. Сначала дошкольникам выкладываются иллюстрации с рисунком 1- го и многих предметов беспорядочно. Предоставляется задание подобрать рисунки, в каких нарисовано несколько предметов. Иллюстраций делились в 2 ряда: в 1 - м ряду – рисунки с изображением 1- го предмета, во 2 - ом ряду рисунки с изображением многих предметов. Ребята уточняли, чем различаются серии рисунков.

2. Ребята именуют рисунки 2 - го ряда. К примеру столы, слоны, шарфы, шкафы...) и рассказывают, что эти слова означают ряд предметов.

3. Уже после вторичного называния ребенком слов 2 - го ряда задается вопрос: «Что слышится в окончании данных слов?» или «Какой одинаковый звук слышится в окончании этих слов?» (Звук ы.)

Сравнивается 2 - е пары слов: стол - столы... Обуславливается их отличие согласно семантике (стол - 1 предмет, столы - несколько предметов) и согласно звучанию. Был выполнен заключение: в окончании слов, означающих несколько предметов, слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т.д.).

4-5. Звучание звука ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставлялась приблизительно около серии рисунков, изображающих ряд предметов.

6-7. Дошкольникам предполагается прочие рисунки, в каких был представлен 1 предмет, либо несколько предметов. Называется слово в множественном и единственном числах, ребята демонстрируют соответствующую изображение. С целью укрепления верной словоформы в экспрессивной речи пока­зывается изображение, и они называют слово во множественном и единственном числах.

В последующем ведется упражнения согласно закрепле­нию формы множественного числа в сочетаниях слов, связной речи., предложениях.

Нами был применен отбор методик: Р.И. Лалаевой, О.Е. Грибовой, Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой.

Основные направления логопедической работы:

1.Дифференциация существительных в И.П. множественного и единственно­го числа.

2.Развитие в речи беспредложных форм множественного и единственного числа в последующей очередности: винительный падеж(нулевоеокончание, окончания -у, -а, -я), родительный падеж, дательный и творительный падеж.

При определении установления очередности работы над любой грамматической формой предусматривается совокупность последующих условий: эффективность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), присутствие либо отсутствие перемен в базе слова при фор­мообразовании (чередования, беглые гласные и др.).

В первоначальном стадии деятельности отрабатывается формы с результативными флек­сиями под ударением или же без изменений звуко - слоговой структуры основы слова при формообразовании.

Дифференциация существительных именительного падежа множественного и единственного числа .

С учетом назначенных лингвистических условий дифференциация множественного и един­ственного числа существительных, и, в первую очередь в целом закрепле­ние формы множественного числа, ведется в последующей последовательно­сти:

- Формы мн.ч. с окончанием –ы. Например:слон - слоны.

- Формы мн.ч. с окончанием –и. Например:грач- грачи.

- Формы мн.ч. с окончанием . Например: дом - дома.

- Формы мн.ч. с окончанием –ja. Например:стул - стулья.

В ходе работы над грамматической конфигураций с этой либо другой флексией соблюдается кроме того конкретная очередность. Проанализируем данную очередность в случае формы мн.ч. с окончанием - ы:

а)слово в форме с ударным окончанием, с равной звуковой структуры основы конфигураций слова. Например: стол- столы, кот-коты;

б)модель множественного числа с безударным окончанием и с одинаковой звуковой структурой основы. Пример: слива-сливы;

в)модель множественного числа с ударным окончанием, но измененной звуковой структурой основы. Чередование звуков, различение суффиксов и т.д. К примеру: сон - сны; лев - львы,

г)слово с безударным окончанием и с модифицированной звуковой структуры в основе слова. Например: дятел - дятлы, перец - перцы;

д)дифференциация грамматических конфигураций с разными флексиями.

С целью закрепления и дифференциации существительных в именительном падеже множественного и единственного числа.

Применяются разнообразные игры или упражнения, к примеру:

Игра «Что в магазине?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: