Цель: закрепление формы творительного падежа существительных множественного числа.
Детям предлагается картинки с изображением людей различных профессий (парикмахеры, маляры, плотники, портнихи, дворники, садовники и др.). Нужно было детям ответить на вопрос: «Кто чем работает?»
Парикмахеры - ножницами,
Маляры - кистями,
Плотники - топорами,
Дворники - метлами, лесорубы - пилами, садовники - лопатами.
Родительный падеж
Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание - ос, характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужского рода на -а, -я в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется дополнительная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продуктивным является окончание - ей, которое характерно для существительных мужского и женского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).
С учетом продуктивности окончаний родительного падежа соблюдается последовательность в работе.
№ | Формы: | К примеру: |
1. | Формы с окончаниями - ов, -евсуществительных мужского рода с основой на твердый согласный | а) с ударным окончанием. Например: столов, шкафов, дубов, пауков, топоров, котов, домов, шаров и т.д. б) с безударным окончанием. Например: кленов, орехов, тигров, помидоров и т.д. |
2. | Формы существительных женского рода с нулевым окончанием | а) с сохранением звуковой структуры основы слова. К примеру: собак, книг, коров, коз, берез. б) с дополнительной гласной в основе слова. Например: ромашек, веток, белок, скамеек, масок, кукол, сумок, леек, сестер, курток, юбок, тропинок. |
3. | Формы с окончаниями -ов, -евсуществительных среднего рода на-ьяв именительном падеже множественного числа | Например: крыльев, деревьев, платьев. |
4. | Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание -ав именительном падеже множественного числа | а) с сохранением звуковой структуры основы слова. Например: колес, одеял, озер; б) с дополнительной гласной в основе слова. К примеру: ведер, писем, колец, блюдец, стекол, кон, кресел, полотенец, весел. |
5. | Формы с окончанием -ейсуществительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук | а) с ударным окончанием. Например: врачей, ножей, пней, шалашей, ежей, лосей, кирпичей, камней и т.д.; б) с безударным окончанием. К примеру: медведей, портфелей, |
6. | Формы с окончанием-ейсуществительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы | а) с ударным окончанием. Например: мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей и т.д.; б) с безударным окончанием. К примеру: елей, кроватей, медведей, тетрадей, и т.д. |
7. | Формы с окончанием -ейсуществительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы | Например: ружей, морей, ушей, полей. |
Игра в лото «Два и пять»
|
Цель: закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
Дошкольникам старшего возраста даются карточки лото с иллюстрациями 2- х и 5-ти предметов. К примеру, 2 помидора, 5 вишен, 2 огурца, 5 яблок и т.д. Называется предмет, ребята должны найти на карточке иллюстрацию предмета и сказать количество. Так же называть словосочетание числительного с существительным и закрыть картинку.
|
Винительный падеж
Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного числа.
Формы винительного падежа в связи от значений рода, одушевленности - неодушевленности схожи либо с именительным, либо с Р.П. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа мы опираемся на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности - и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Игра «Кого мы видели?»
Цель: закрепление правильного использования окончаний существительных В.П. множественного числа по теме «Животные жарких стран».
На доске иллюстраций с изображением разных животных. Малышам предоставляется задание выбрать только тех животных, которые проживают в жарких странах.
-А кто из сказочных героев приезжал в Африку лечить животных? (Айболит.) Предположим для себя, то что совместно с Айболитом отправились в Африку и увидели там много различных животных.
№ | Вопрос: | Например: |
1. | Мы видели много… | Обезьян, львов, кенгуру, тигров, верблюдов, бегемотов, леопардов, носорогов, слонов, крокодилов и т.д. |
Выводы по 2 главе
Во 2 главе выпускной квалификационной работе на формирующем этапе психолого – педагогического эксперимента была разработана и реализована методические рекомендации с целью развития употребления падежных форм у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
|
Нами было проведено обследование употребления падежных у дошкольников. В нашем исследовании участвовали 10 детей дошкольного возраста с ОНР.
Свою работу, по исследованию употребления падежных форм дошкольного возраста с нарушением речи, мы проводили с помощью методик, предполагающих изучение уровня детей по употреблению падежей: Родительного падежа, Дательного падежа, Винительного падежа, Творительного падежа.
В итоге, нами получены следующие результаты:
Как мы выяснили, основная проблема исследуемых дошкольников – недостаточный уровень знаний употребления падежных форм. Например, дети постоянно отвечали на наши вопросы, вместо винительного падежа, в именительном падеже. Затруднялись в заданиях в употреблении падежных форм множественного числа, например давали ответ в единственном числе, допускали ошибку в окончаниях или же вовсе заменяли. Но при этом значительные успехи были отмечены у некоторых детей.
Таким образом у детей с нарушением речи имеются нарушения в употреблении падежных форм.
Рекомендуем использовать в ходе коррекционной работы методики предложенные во второй главе работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы поставленная нами цель достигнута, путем решения задач. Гипотеза доказана.
У детей с недоразвитием речи, употребление падежных форм идет в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка и в искажении общей картины речевого развития, в этом заключается актуальность темы.
Проблему изучения употребление падежных форм в устной речи детей, представлены во многих работах авторов: Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены теоретические основы употребления падежных форм дошкольниками с нарушениями речи. В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка.
Изучили особенности использования падежных форм старшими дошкольниками с нарушениями речи. Для детей задержкой языкового развития характерны свои особенн ости нарушений употребления падежных форм. Эти особенности нужно учитывать при дифференциальной диагностике употребления падежных форм дошкольниками с нарушение речи.
Выяснили нарушения падежных форм. Проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена окончаний;
б) замена одной падежной формы другой;
в) неправильное употребление падежного окончания.
Во 2 главе нами было проведено обследование употребления падежных форм у дошкольников. В нашем исследовании участвовали 10 детей дошкольного возраста с ОНР.
Свою работу, по исследованию употребления падежных форм дошкольного возраста с нарушением речи, мы проводили с помощью методик, предполагающих изучение уровня детей по употреблению падежей: Родительного падежа, Дательного падежа, Винительного падежа, Творительного падежа.
Таким образом у детей с нарушением речи имеются нарушения в употреблении падежных форм.
Так же разработали методические рекомендации по употреблению падежных форм по методикам авторов: Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2012. — 136 с.
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи./Дошкольный возраст.№2,2004.
3. Бенилова С.Ю.,Давидович Л.Р., Руднева О.В. Эмоционально – поведенческие нарушения у детей с расстройствами развития речи.// Логпедия сегодня №3(25), 2011.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, с. 342.
5. Бондарко А. В.. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики(Текст. Структура и семантика. Т.1.-М.,2001.-С.4-14)
6. Борякова Н.Ю.,Матросова Т.А. Обогащение глагольной лексики детей с речевыми нарушениями в процессе предметно-практической деятельности/ Логопедия сегодня.№3(25),2009.
7. Валявко С.М. Почему дошкольники с общим недоразвитием речи резистентны к логопедическому воздействию?/Дефектология №2,2009.с59-65.
8. Велкова Д.П. Нарушения пространственного анализа и синтеза при локальных поражениях головного мозга: Авторферат... - М., 1990.
9. Интернет ресурс//Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня./ Новое в логопедии,№1,2004.
10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). — М.: Знание, 1984. — 80 с.
11. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В.,Зернова Л.П. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие (под ред. Волосовец Т.В.)
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. Гл. 7 (С. 284)..
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
15. Германская О.Б. Современные подходы к изучению сенсорно-перцептивной деятельности у детей с задержкой речевого развития на этапе предшкольной подготовки./Логопедия сегодня.№1(27),2013.
16. Глухов В.П. Интернет ресурс//Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология-№2-1994.с.56-73
17. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис-пресс, 2004.
18. Давидович Л.Р. Характеристика металингвистической готовности к обучению дошкольников с недоразвитием речи / Г.С. Гуменная // Практическая психология и логопедия / Ред. И.В. Прищепова. – М.: ИД «Образование плюс». 2007.
19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Владос, 2006
20. Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
21. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. — СПб, 2006.
22. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста./Логопедия сегодня./№2(28),2010.
23. Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В.. Современный русский литературный язык. Новое издание. М.2009. 766 с.
24. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в корр.классах. М.: Владос.2004. 224 с.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М.: "Азъ", 1992.
26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. 173с.
27. А. А. Леонтьев. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. - В сб.: "Вопросы порождения речи и обучения языку". М., 1967.
28. Леонтьев А.Н. ОБРАЗ МИРА Избр. психолог. произведения, М.: Педагогика, 1983.
29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
30. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд. испр. М.: Издательский центр Академия 2005.
31. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга) М.:Педагогика.- 1974.
32. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение.-1971.-415с.
33. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.:
34. Микляева Н.В., Микляева Ю.В.Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ: методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. - М. - 2008 г., 121с.
35. Миккоева Н.В. Возможности использования экспериментирования в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи./Логопедия сегодня.№4(26),2009,с.58-64.
36. Николаева Е.И.,Гудкова Т.В. Влияние социального окружения и латеральных признаков на выраженность речевых проблем у мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста./Дефектология.№2,2009,с.27-35.
37. Пелых Н.И. Обследование детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Дошкольный возраст-№2-2004.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
39. Рудакова Н. П. Особенности усвоения падежно-предложных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.//Новое в логопедии-№3-2004.
40. Рудакова Н. П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис.... канд. пед. наук. М., 2005.
41. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. М.: КАРО. 2009.
42. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. Учебное пособие для вузов. Гриф. 2004.
43. Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
44. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. Учебник. М.: Классик Стиль.2003.
45. Ткаченко Т.А. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. т
46. Томме Л.Е. Развитие математического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи./Логопедия сегодня. №2(28),2010.
47. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с
48. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997.
49. Чиркина Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушением речи.Архангельск,2009.
50. Чиркина Г.В., Черкасова Е.Л. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи./Дефектология,№1, 2012.,с.23-32.
51. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.