Игра «Кто чем работает?»




Цель: закрепление формы творительного па­дежа существительных множественного числа.

Детям предлагается картинки с изображением людей различных профес­сий (парикмахеры, маляры, плотники, портнихи, дворники, садовники и др.). Нужно было детям ответить на вопрос: «Кто чем работает?»

Парикмахеры - ножницами,

Маляры - кистями,

Плотники - топорами,

Дворники - метлами, лесорубы - пилами, садовники - лопатами.

Родительный падеж

Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание - ос, характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужского рода на -а, -я в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется до­полнительная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продуктивным являет­ся окончание - ей, которое характерно для существительных мужского и жен­ского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).

С учетом продуктивности окончаний родительного падежа соблюдается последовательность в работе.

Формы: К примеру:
1. Формы с окончаниями - ов, -евсуществительных мужского рода с осно­вой на твердый согласный а) с ударным окончанием. Например: столов, шкафов, дубов, пауков, топоров, котов, домов, шаров и т.д. б) с безударным окончанием. Например: кленов, орехов, тигров, помидоров и т.д.
2. Формы существительных женского рода с нулевым окончанием а) с сохранением звуковой структуры основы слова. К примеру: собак, книг, коров, коз, берез. б) с дополнительной гласной в основе слова. Например: ромашек, веток, белок, скамеек, масок, кукол, сумок, леек, сестер, курток, юбок, тропинок.
3. Формы с окончаниями -ов, -евсуществительных среднего рода на-ьяв именительном падеже множественного числа Например: крыльев, деревьев, платьев.
4. Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание -ав именительном падеже множественного числа а) с сохранением звуковой структуры основы слова. Например: колес, одеял, озер; б) с дополнительной гласной в основе слова. К примеру: ведер, писем, колец, блюдец, стекол, кон, кресел, полотенец, весел.  
5. Формы с окончанием -ейсуществительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук а) с ударным окончанием. Например: врачей, ножей, пней, шалашей, ежей, лосей, кирпичей, камней и т.д.; б) с безударным окончанием. К примеру: медведей, портфелей,  
6. Формы с окончанием-ейсуществительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы а) с ударным окончанием. Например: мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей и т.д.; б) с безударным окончанием. К примеру: елей, кроватей, медведей, тетрадей, и т.д.
7. Формы с окончанием -ейсуществительных среднего рода с основой на мягкий или ши­пящий звук в основе начальной формы Например: ружей, морей, ушей, полей.

Игра в лото «Два и пять»

Цель: закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Дошкольникам старшего возраста даются карточки лото с иллюстрациями 2- х и 5-ти предметов. К ­примеру, 2 помидора, 5 вишен, 2 огурца, 5 яблок и т.д. Называется предмет, ребята должны найти на карточке иллюстрацию пред­мета и сказать количество. Так же называть словосочетание числительного с существительным и закрыть картинку.

 

Винительный падеж

Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного чис­ла.

Формы винительного падежа в связи от значений рода, одушевлен­ности - неодушевленности схожи либо с именительным, либо с Р.П. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа мы опираемся на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности - и на отработанные ранее формы именительного и ро­дительного падежей множественного числа.

 

Игра «Кого мы видели?»

Цель: закрепление правильного использования окончаний существительных В.П. множественного числа по теме «Животные жарких стран».

На доске иллюстраций с изображением разных животных. Малышам предоставляется задание выбрать только тех животных, которые проживают в жарких странах.

-А кто из сказочных героев приезжал в Африку лечить животных? (Айболит.) Предположим для себя, то что совместно с Айболитом отправились в Африку и увидели там много различных животных.

Вопрос: Например:
1. Мы видели много… Обезьян, львов, кенгуру, тигров, верблюдов, бегемотов, леопардов, носорогов, слонов, крокодилов и т.д.

 

Выводы по 2 главе

Во 2 главе выпускной квалификационной работе на формирующем этапе психолого – педагогического эксперимента была разработана и реализована методические рекомендации с целью развития употребления падежных форм у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Нами было проведено обследование употребления падежных у дошкольников. В нашем исследовании участвовали 10 детей дошкольного возраста с ОНР.

Свою работу, по исследованию употребления падежных форм дошкольного возраста с нарушением речи, мы проводили с помощью методик, предполагающих изучение уровня детей по употреблению падежей: Родительного падежа, Дательного падежа, Винительного падежа, Творительного падежа.

В итоге, нами получены следующие результаты:

Как мы выяснили, основная проблема исследуемых дошкольников – недостаточный уровень знаний употребления падежных форм. Например, дети постоянно отвечали на наши вопросы, вместо винительного падежа, в именительном падеже. Затруднялись в заданиях в употреблении падежных форм множественного числа, например давали ответ в единственном числе, допускали ошибку в окончаниях или же вовсе заменяли. Но при этом значительные успехи были отмечены у некоторых детей.

Таким образом у детей с нарушением речи имеются нарушения в употреблении падежных форм.

Рекомендуем использовать в ходе коррекционной работы методики предложенные во второй главе работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы поставленная нами цель достигнута, путем решения задач. Гипотеза доказана.

У детей с недоразвитием речи, употребление падежных форм идет в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка и в искажении общей картины речевого развития, в этом заключается актуальность темы.

Проблему изучения употребление падежных форм в устной речи детей, представлены во многих работах авторов: Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др.

В первой главе выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены теоретические основы употребления падежных форм дошкольниками с нарушениями речи. В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка.

Изучили особенности использования падежных форм старшими дошкольниками с нарушениями речи. Для детей задержкой языкового развития характерны свои особенн ости нарушений употребления падежных форм. Эти особенности нужно учитывать при дифференци­альной диагностике употребления падежных форм дошкольниками с нарушение речи.

Выяснили нарушения падежных форм. Проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена окончаний;

б) замена одной падежной формы другой;

в) неправильное употребление падежного окончания.

Во 2 главе нами было проведено обследование употребления падежных форм у дошкольников. В нашем исследовании участвовали 10 детей дошкольного возраста с ОНР.

Свою работу, по исследованию употребления падежных форм дошкольного возраста с нарушением речи, мы проводили с помощью методик, предполагающих изучение уровня детей по употреблению падежей: Родительного падежа, Дательного падежа, Винительного падежа, Творительного падежа.

Таким образом у детей с нарушением речи имеются нарушения в употреблении падежных форм.

Так же разработали методические рекомендации по употреблению падежных форм по методикам авторов: Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2012. — 136 с.

2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи./Дошкольный возраст.№2,2004.

3. Бенилова С.Ю.,Давидович Л.Р., Руднева О.В. Эмоционально – поведенческие нарушения у детей с расстройствами развития речи.// Логпедия сегодня №3(25), 2011.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, с. 342.

5. Бондарко А. В.. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики(Текст. Структура и семантика. Т.1.-М.,2001.-С.4-14)

6. Борякова Н.Ю.,Матросова Т.А. Обогащение глагольной лексики детей с речевыми нарушениями в процессе предметно-практической деятельности/ Логопедия сегодня.№3(25),2009.

7. Валявко С.М. Почему дошкольники с общим недоразвитием речи резистентны к логопедическому воздействию?/Дефектология №2,2009.с59-65.

8. Велкова Д.П. Нарушения пространственного анализа и синтеза при локальных поражениях головного мозга: Авторферат... - М., 1990.

9. Интернет ресурс//Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня./ Новое в логопедии,№1,2004.

10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). — М.: Знание, 1984. — 80 с.

11. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В.,Зернова Л.П. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие (под ред. Волосовец Т.В.)

12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.

13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. Гл. 7 (С. 284)..

14. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

15. Германская О.Б. Современные подходы к изучению сенсорно-перцептивной деятельности у детей с задержкой речевого развития на этапе предшкольной подготовки./Логопедия сегодня.№1(27),2013.

16. Глухов В.П. Интернет ресурс//Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология-№2-1994.с.56-73

17. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис-пресс, 2004.

18. Давидович Л.Р. Характеристика металингвистической готовности к обучению дошкольников с недоразвитием речи / Г.С. Гуменная // Практическая психология и логопедия / Ред. И.В. Прищепова. – М.: ИД «Образование плюс». 2007.

19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Владос, 2006

20. Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

21. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. — СПб, 2006.

22. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста./Логопедия сегодня./№2(28),2010.

23. Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В.. Современный русский литературный язык. Новое издание. М.2009. 766 с.

24. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в корр.классах. М.: Владос.2004. 224 с.

25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М.: "Азъ", 1992.

26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. 173с.

27. А. А. Леонтьев. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. - В сб.: "Вопросы порождения речи и обучения языку". М., 1967.

28. Леонтьев А.Н. ОБРАЗ МИРА Избр. психолог. произведения, М.: Педагогика, 1983.

29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

30. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд. испр. М.: Издательский центр Академия 2005.

31. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга) М.:Педагогика.- 1974.

32. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение.-1971.-415с.

33. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.:

34. Микляева Н.В., Микляева Ю.В.Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ: методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. - М. - 2008 г., 121с.

35. Миккоева Н.В. Возможности использования экспериментирования в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи./Логопедия сегодня.№4(26),2009,с.58-64.

36. Николаева Е.И.,Гудкова Т.В. Влияние социального окружения и латеральных признаков на выраженность речевых проблем у мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста./Дефектология.№2,2009,с.27-35.

37. Пелых Н.И. Обследование детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Дошкольный возраст-№2-2004.

38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с

39. Рудакова Н. П. Особенности усвоения падежно-предложных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.//Новое в логопедии-№3-2004.

40. Рудакова Н. П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис.... канд. пед. наук. М., 2005.

41. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. М.: КАРО. 2009.

42. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. Учебное пособие для вузов. Гриф. 2004.

43. Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

44. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. Учебник. М.: Классик Стиль.2003.

45. Ткаченко Т.А. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. т

46. Томме Л.Е. Развитие математического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи./Логопедия сегодня. №2(28),2010.

47. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с

48. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997.

49. Чиркина Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушением речи.Архангельск,2009.

50. Чиркина Г.В., Черкасова Е.Л. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи./Дефектология,№1, 2012.,с.23-32.

51. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: