Формирование падежных форм в онтогенезе




В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и в конечном счете зависит от последней. Естественный онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз. Для качественной диагностики нарушений речи или недоразвитие всех компонентов языковой системы нужно полное знание о закономерностях развития речи в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев под онтогенезом детской речи понимает сложное взаимодействие процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно развивающегося, усложняющегося, совершенствующегося, и специализированных функциональных систем, поэтапно формировавшихся и сменяющих друг друга в психике ребенка.

М. Ф. Фомичева указывает, что речь не врожденная способность человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

1-й этап - это морфологическое созревание центральной нервных элементов. Происходит миелинизация проводящих путей, которое заканчивается чаще всего в течение 2 - 3 лет.

2-й этап - это функциональное созревание и так же накопление работы координационных уровней. На этом этапе развитие речи моторика не всегда прогрессивные - в единичные этапы могут наблюдаться и временные задержки, даже регрессии.

Речевая деятельность детей формируется со временем и проходит несколько этапов развития. Развитие связной речи ребенка невозможно без овладения звуковой стороной русского языка, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов:

- процесс произношения звуков речи.

- процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха);

С 1- месяцев 2- го года жизни ребенок все чаще начинает самостоятельно употреблять слова, которые понимает. Особенно очень быстро пополняется словарь в последние месяцы 2 - го года жизни. Количество произносимых слов, которые употребляет малыш к концу 2 - го года, у разных детей достигает от 100- 300 слов [6].

Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от объяснения значения слов взрослыми, и то что взрослые чаще всего используют слова в своей речи, так как ребенок четко понимает, какие действия можно совершать с игрушками, предметами, признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).Чаще всего это существительные: предметы окружающего мира, названия игрушек, менее часто употребляемые глаголы, наречия. Из прилагательных детей употребляют слова, в основном указывающие на размер предмета: маленький, большой (только в конце 2 - го года).

На 3- ем году жизни детей, словарный запас ребенка увеличивается намного раз больше. То есть в основном знают названия тех предметов, которые окружают чаще всего ребенка. Дети знают названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда.

В этом возрасте ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе ребенка доминируют существительные (60%), потом глаголы (25-27%), а менее всего - всего 10-12% прилагательных [5]. Ребенок начинает полагаться на местоимения, предлоги. С прилагательными дети обозначают не только предметы, но чаще называют цвет, свойства, качества, формы.

 

 

Для наглядности представим данные в диаграмме. (Рис.1)

Рис. 1

Таким образом, в речи детей 3 - го года жизни есть почти все части речи, кроме числительных, причастий, деепричастий. В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, собирательные существительные пока не доступны. Многие названия предметов ребенок знает, что они находятся в его пассивном словаре, но в активной речи ребенок этого возраста пользуется не всегда. Все реже ребенок прибегает к легким словам.

Часто сам придумывает слова - это означает, что он начинает понимать звуковую сторону слова. Почти не называют части предметов и детали. В качественном отношении словарь ребенка с возрастом становится неравным, это зависит не только от условий воспитания, но и от местности, где проживает ребенок. Иногда ребенок еще продолжает путать схожие предметы, предназначенные для одной цели, например, обувь называют туфли, сандали – тапочки.

К концу 4 - го года жизни словарный запас малыша достигает приблизительно от 1500 до 2000 слов [6]. К концу года используют в своей речи притяжательные прилагательные и притяжательные местоимения, впрочем и сейчас в самостоятельной речи дети еще не пользуется собирательными существительными, например, обувь, одежда, фрукты, овощи и т.д. Он только перечисляет конкретные предметные вещи. Разнообразней становится словарь ребенка и в качественном отношении, в речи данного возраста, кроме существительных, глаголов, чаще встречаются и другие части речи: наречия, прилагательные, местоимения, так же появляются числительные (один, два, три), указывающие на отвлеченные признаки предметов.

Увеличение активного словаря (2500 - 3000 слов) к концу 5 - го года жизни, создает возможность для ребенка в полном объеме строить свои высказывания, конкретнее формулировать свои мысли[6].. Для определения так же цвета, но кроме основных. Появляются слова которые указывают на материал из которого сделан предмет. Все чаще ребенок использует личные местоимения; наречия, предлоги, возникают собирательные существительные, однако малыш их применяет редко. В речи ребенка данного возраста чаще всего появляется прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков, качеств предметов, отражения временных, пространственных отношений. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все равно еще мало. Собственное утверждение 4-х летний ребенок строит из 2- х или 3- х и наиболее обычных простых предложений.

Обогащение и расширение словарного запаса малыша 6 - го года жизни осуществляется не только за счет введения новых предметов, их свойств и качеств новых слов, которые обозначающими действие.

Но еще и за счет названий отдельных частей:

-деталей предметов;

- за счет использования новых суффиксов;

-приставок, которые дети начинают широко применять.

Нередко в самостоятельной речи у детей появляются обобщающие прилагательные, существительные обозначающие свойства, материал и состояние предметов [6]. За 1 год словарь почти увеличивается на 1000 до 1200 слов (согласно сопоставлению с предшествующим возрастом).

К концу 6 - го года жизни, дети менее точно дифференцирует обобщающие существительные. Например: не только называет слово животных, но и так же может объяснить, что медведь, заяц - дикие звери, а коза, собака - домашние животные. Словарный запас детей еще недостаточно богат наречиями, прилагательными, глаголами. Дети этого возраста подбирают еще мало слова схожие по смыслу. Ребенок употребляет в своей речи отвлеченные прилагательные; существительные; глаголы, многие слова из пассивного словарного запаса - переходят в активный словарь.

При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова; более четко отражать свои мысли, связывая различные факты воедино. На 7 - м году жизни в количественном и качественном отношении словарный запас детей достигает такого уровня, он свободно начинает общаться с ровесниками, может поддерживать разговор на свободную тему, легкодоступную для понимания в этом возрасте.

В активном словарном запасе дети все чаще встречают дифференцируемый подход к обозначению предметов. Дети чаще всего этого возраста начинают употреблять в своей речи сложные слова, отвлеченные понятия и т.д.Он все больше использует слова, указывающие на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия, которые используют взрослые в процессе труда, и качество их работы, употребляет в своей игре эти слова.

Из сорока семи различных форм, употребление которых было отмечено за весь период от 2 - 7 лет. К 3-м годам употребляется 39 форм, к 3-3,5 - еще 8 форм. По данным А.Н. Гвоздева [2], употребление падежных форм впервые упоминается в самом конце 2-го года жизни. В течении всего 3- го года, овладение различных падежных происходит в особенности стремительно. После 3,9 лет ничего новых падежных форм не появляется. Чаще всего правильно применяет родительный падеж существительных во множественном числе (ламп, ручек, домов).Последующее формирование заключается в овладении точными падежными формами, например: на 6-м году жизни дети изредка допускают ошибки в падежных окончаниях прилагательных и так же в окончаниях в существительных.

У дошкольников старшего возраста падежные формы полностью сформированы целиком по одному из типов склонений. Они уже полностью ориентируются на окончания в именительном падеже в зависимости от того, как дети его произносят. У дошкольников младшего возраста, бывают случаи двойного склонения одних и тех же слов. В зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже, малыш будет менять слова в других случаях. Если безударные окончания оценивалось и употреблялось детьми как -а-, то они применяют во всех падежах окончания 1-го склонения. Если же они использовали окончание за редуцированное -о-, то они употребляют во всех падежах окончания 1-го склонения.

А.Н. Гвоздев показывает, что развитие согласования в роде проходит длинный путь формирования и усваивается сравнительно запоздало. В начальном этапе формирования речи доминируют согласования в женском роде. А потом согласование в мужском роде.

Например если ребенок произносит слово «ограда», ребенок его изменяет по первому склонению, произносит его как слово «ограда», придает ему во всех падежных формах окончания 2-го склонения. У детей старшего дошкольного возраста уже не встречается случаи «двойного» склонения.

В первую очередь в целом появляется ориентирование в склонении существительных женского рода на -а и мужского на твердую основу, далее- на более мягкую основу. Падежи у существительных среднего рода с ударными окончаниями и продолжительное время - с безударными. Дошкольники младшего возраста при склонении существительных среднего рода редко определяются на их отношение в именительном падеже. Так же смешивая при склонении слов окончания 1- го и 2-го. Овладение склонений существительных среднего рода совершается ряд позже с большим трудом. Так же определено, что в отношении с развитием эти существительные очень четко делятся на 2-е группы: быстрее устанавливается правильное изменение [21].

У детей старшего дошкольного возраста падежные формы возникают полностью по 1 -му из типов склонений. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже в зависимости от того, как дети его произносят. Если безударное окончание воспринималось или произносилось ими как -а-, они употребляют во всех падежах окончания первого склонения, если же они принимали окончание за редуцированное -о-, то они воспроизводят во всех падежах окончания первого склонения. У младших дошкольников встречаются случаи двойного склонения одного и того же слова: в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже, ребенок будет изменять это слово по остальным падежам. Например, произнося слово «ограда», ребенок его изменяет по первому склонению, а произнося его как слово «оград», придает ему во всех падежах окончания 2-го склонения. У дошколят старшего возраста, не возникают случаи «2- го» склонения. Дети дошкольного возраста овладевают в большинство случаев суффиксами с целью обозначения пола, детенышей, в это время ребенок начинает трудно формировать слова и фразы. Изменяя их смысл добавляя различные суффиксы.

В дошкольном возрасте дети так же овладевают большинством суффиксов для обозначения пола и детенышей. В это время дети начинают необычайно легко образовывать слова, меняя их смысл, добавляя различные суффиксы.

Как уже упоминалось чуть выше, использование падежных форм впервые отмечается в конце 2 - го года жизни. На протяжении всего 3- го года овладение различными падежными формами совершается в особенности интенсивно.

Следующее описание показывает порядок формирования падежных форм.

Порядок формирования падежных форм

(по А. Н. Гвоздеву)

Возраст Падежные формы
1,10—2,0   1. Винительный падеж с предлогом для обозначения места, предлог в речи опускается; 2. Винительный падеж объекта; 3.Родительный падеж частичного объекта.
2,0—2,2 1. Дательный падеж с предлогом который обозначается лица, к которому направляется движение. Предлог опускается; 2. Дательный падеж, обозначения лица; 3. Творительный падеж с предлогом, для обозначения совместности. Предлог опускается; 4.Творительный падеж орудия действия; 5.Творительный падеж цели, предлог за; 6.Предложный падеж, который обозначает место.
2,2—2,4   1.Родительный падеж с предлогом, обозначение места. Так же подмечено употребление предлога у.
2,4—2,6 1.Винительный падеж с предлогом, обозначающий место. Подмечено использование предлогов на и в; 2.Родительный падеж с предлогом, обозначающий место. Подмечено использование предлогов из, у, с, от; 3.Дательный падеж так же с предлогом к. Обозначения лица, к которой направляется движение; 4.Творительный падеж с предлогом с, обозначающий совместности; 5.Творительный падеж с предлогом за; обозначающий цели; 6.Предложный падеж с предлогами в и на. Так же для обозначения места.
2,6—2,8   1.Винительный падеж с предлогом под. Обозначене места; 2.Родительный падеж - отрицании у глаголов; 3.Родительный падеж с предлогом у; Обозначения принадлежности; 4.Родительный падеж с предлогом без; обозначает лишения, отсутствие что-нибудь; 5.Дательный падеж без предлога. Обозначающий лица, в интересах которых что-то совершается; 6.Творительный падеж без предлога для обозначения материала, который используется при действии; 7.Творительный падеж без предлога, обозначающий объекты действие; 8.Творительный падеж. Для обозначения причины или источников явлений; 9.Творительный падеж с предлогом под. Обозначающий место.
2,8—2,10 1.Винительный падеж с предлогами про и об; обозначающий объект, о котором идет речь; 2.Родительный падеж с предлогом из. Обозначающий место; 3. Родительный падеж с предлогом от. Обозначает место; 4.Родительный падеж с предлогом о; так же обозначает место; 5.Родительный падеж с предлогом после; обозначающий время; 6.Творительный падеж без предлога. Обозначающий и время, и действия.
2,10—3,0 1.Винительный падеж без предлога, вместе с прилагательными, обозначает время; 2.Винительный падеж с предлогом за, обозначает прикосновения к части предмета; 3.Винительный падеж с предлогом через. Обозначающий предмет или пространство, которые полностью преодолевается; 4.Родительный падеж с предлогом у. Для обозначения лица или предмета, которому что- то принадлежит; 5.Родительный падеж с предлогом из. Обозначающий материал; 6.Родительный падеж с предлогом для. Обозначающий лица или предмета. В интересах которого совершается действие; 7.Творительный падеж без предлога. Обозначает субъект при страдательном причастии.
3,0—3,3 1.Винительный падеж с предлогом на, обладащий не местное значение; 2.Родительный падеж с предлогом до. Который обозначает предел; 3.Родительный падеж с предлогом с. Которые показывает положение; 4.Дательный падеж с предлогом по. Обозначающий распространение движений по поверхности.
3,3—3,6 1.Винительный падеж с предлогом про. Означает для; 2.Родительный падеж с предлогом от. Обозначающие причины; 3.Родительный падеж с предлогом вместо; 4.Дательный падеж с предлогом по. Так же обозначающий причины.
3,6—3,9 1.Ничто нового не возникает. Последующее формирование состоит в овладении четкими падежными конфигурациями.

В период с трех лет до трех лет шести мес., еще восемь форм, лет шесть мес. овладение новыми падежными формами не отмечается. Усвоение форм сложных предложений с союзами и усвоения различных падежных форм в предложных и в беспредложных, является тот фонд, который входит в состав интенсивно формирующийся связной речи [21].

Описание выше показывает, что уже к трем годам дети овладевают всеми главными падежными формами, как предложными и беспредложными. Из сорока семи разных форм, использование которых было подмечено за весь период от двух до семи лет, к трем годам отмечено использование в речи тридцать девять форм.

И так поэтому для практической дошкольной логопедии мы должны четко представлять весь путь последовательного формирования речи детей в норме. Все это важно для того чтобы понять патологию речи, выявить разнообразные нарушения, выбирать рациональные пути преодоления и предупреждения осложнений в развитии речи у детей дошкольного возраста. Знать закономерности этого процесса и условия, которые влияют на его успешный ход, надо четко знать, каждый этап речевого развития детей, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в процессе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: