ИЗУЧЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
к.п.н., доцент В. Я. Саитханова
Дата защиты ___________
Оценка ___________
Уфа 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…………….……….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения употребления падежных форм дошкольникaми с нарушениями речи……………..…………..………7
1.1. Формирование падежных форм в онтогенезе…………………...…...….....7
1.2. Особенности использования падежных форм старшими дошкольниками с нарушениями речи……………..……………………………………..…18
1.3. Методические подходы обучения употреблению падежных форм дошкольников с нарушениями речи………………….…………………….......23
Выводы по первой главе…………..………………………………….......……..29
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи……………...…………………………30
2.1. Цель, задачи и методикa констатирующего экспериментa…………...….30
2.2. Обсуждение и анализ данных констатирующего экспериментa..……...38
2.3. Методические рекомендации по формированию употребления падежных форм у дошкольников с нарушением речи……………………...……………..50
Вывод по второй главе………………………………………….……………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………….……...…….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что у детей с недоразвитием речи, употребление падежных форм идет в медленном темпе усвоения. То есть, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка и в искажении общей картины речевого развития.
|
Важная психологическая функция каждого человека это речь. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит отношения со сверстниками и со взрослыми.
Своеобразие освоения грамматическим строем проявляется в медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины развития речи.
По мнению Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, грамматические формы словообразования, словоизменения появляются у ребенка с нарушениями речи, в той же последовательности, что и при онтогенезе развития речи.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема развития навыка использования падежных форм занимает важное место в современной логопедии. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых. Но проблема его исследования остается актуальной.Проблема коррекции нарушений падежных форм с учетом ведущего вида деятельности у детей – игры, но все же эта проблема остается нерешенной еще до конца.
Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста может варьироваться от полного отсутствия речи с выраженным проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития.
Несмотря на обширное использование различных дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении, еще не все возможности исследованы и не целиком реализуются.
|
Цель исследования: изучение употребление падежных форм дошкольниками с нарушениями речи и разработка методических рекомендации.
Объект исследования: грамматический строй речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет исследования: изучение употребление падежных форм дошкольниками с нарушениями речи
Гипотеза исследования. изучение употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи предполагает исследование состояния навыков словоизменения по падежам.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования употребления падежных форм в онтогенезе;
2. Охарактеризовать особенности использования падежных форм старшими дошкольниками с нарушениями речи;
3. Подобрать методики по употреблению падежных форм для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи и провести экспериментальное исследование;
4. На основании изученного материала дать методические рекомендации по формированию употребления падежных форм дошкольниками с недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования:
В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление падежных форм в устной и письменной речи детей. В изучениях в сфере логопедии описаны способы и приемы работы согласно преодолению разных нарушений грамматического строя речи, в этом количестве и нарушений падежных форм О.Е.Грибова, Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, С.Ф.Иваненко, М.В.Ипполитова, Н.Л.Крылова, Р.И.Лалаева, М.В.Лейкин, Р.Е.Левина, Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Л.Ф.Спирова, Р.Д.Тригер, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская.
|
Методы научного исследования:
· Анализ, обобщение результатов, систематизация научно-методической литературы;
· Интерпретация литературных источников
· Анализ медико – психолого – педагогической документации дошкольников с нарушением речи;
· Педагогическое наблюдение;
· Беседа с детьми, с родителями, с педагогами;
· Констатирующий эксперимент и его анализ;
· Анализ и обобщение результатов опытно- экспериментального исследования,
· Метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в теоретическом анализе изучения употребление падежных форм у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Практическая значимость исследования: Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по формированию у дошкольников с нарушениями речи употребление падежных конструкций могут быть использованы логопедами и воспитателями ДОУ для совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми и в системе педагогического просвещения родителей.
Эмпирическая база исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Шатлык» село Верхние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы употребления падежных форм дошкольниками с нарушениями речи