ГЛАВА 1. Теоретические основы употребления падежных форм дошкольниками с нарушениями речи




ИЗУЧЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент В. Я. Саитханова

 

Дата защиты ___________

Оценка ___________

 

 

Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…………….……….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения употребления падежных форм дошкольникaми с нарушениями речи……………..…………..………7

1.1. Формирование падежных форм в онтогенезе…………………...…...….....7

1.2. Особенности использования падежных форм старшими дошкольниками с нарушениями речи……………..……………………………………..…18

1.3. Методические подходы обучения употреблению падежных форм дошкольников с нарушениями речи………………….…………………….......23

Выводы по первой главе…………..………………………………….......……..29

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи……………...…………………………30

2.1. Цель, задачи и методикa констатирующего экспериментa…………...….30

2.2. Обсуждение и анализ данных констатирующего экспериментa..……...38

2.3. Методические рекомендации по формированию употребления падежных форм у дошкольников с нарушением речи……………………...……………..50

Вывод по второй главе………………………………………….……………….70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………….……...…….71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...73

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

Введение

 

Актуальность исследования заключается в том, что у детей с недоразвитием речи, употребление падежных форм идет в медленном темпе усвоения. То есть, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка и в искажении общей картины речевого развития.

Важная психологическая функция каждого человека это речь. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит отношения со сверстниками и со взрослыми.

Своеобразие освоения грамматическим строем проявляется в медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины развития речи.

По мнению Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, грамматические формы словообразования, словоизменения появляются у ребенка с нарушениями речи, в той же последовательности, что и при онтогенезе развития речи.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема развития навыка использования падежных форм занимает важное место в современной логопедии. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых. Но проблема его исследования остается актуальной.Проблема коррекции нарушений падежных форм с учетом ведущего вида деятельности у детей – игры, но все же эта проблема остается нерешенной еще до конца.

Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста может варьироваться от полного отсутствия речи с выраженным проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития.

Несмотря на обширное использование различных дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении, еще не все возможности исследованы и не целиком реализуются.

Цель исследования: изучение употребление падежных форм дошкольниками с нарушениями речи и разработка методических рекомендации.

Объект исследования: грамматический строй речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Предмет исследования: изучение употребление падежных форм дошкольниками с нарушениями речи

Гипотеза исследования. изучение употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи предполагает исследование состояния навыков словоизменения по падежам.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему формирования употребления падежных форм в онтогенезе;

2. Охарактеризовать особенности использования падежных форм старшими дошкольниками с нарушениями речи;

3. Подобрать методики по употреблению падежных форм для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи и провести экспериментальное исследование;

4. На основании изученного материала дать методические рекомендации по формированию употребления падежных форм дошкольниками с недоразвитием речи.

Теоретико-методологическая основа исследования:

В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление падежных форм в устной и письменной речи детей. В изучениях в сфере логопедии описаны способы и приемы работы согласно преодолению разных нарушений грамматического строя речи, в этом количестве и нарушений падежных форм О.Е.Грибова, Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, С.Ф.Иваненко, М.В.Ипполитова, Н.Л.Крылова, Р.И.Лалаева, М.В.Лейкин, Р.Е.Левина, Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Л.Ф.Спирова, Р.Д.Тригер, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская.

Методы научного исследования:

· Анализ, обобщение результатов, систематизация научно-методической литературы;

· Интерпретация литературных источников

· Анализ медико – психолого – педагогической документации дошкольников с нарушением речи;

· Педагогическое наблюдение;

· Беседа с детьми, с родителями, с педагогами;

· Констатирующий эксперимент и его анализ;

· Анализ и обобщение результатов опытно- экспериментального исследования,

· Метод количественной и качественной обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования: заключается в теоретическом анализе изучения употребление падежных форм у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Практическая значимость исследования: Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по формированию у дошкольников с нарушениями речи употребление падежных конструкций могут быть использованы логопедами и воспитателями ДОУ для совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми и в системе педагогического просвещения родителей.

Эмпирическая база исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Шатлык» село Верхние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы употребления падежных форм дошкольниками с нарушениями речи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: