ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи




Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента: исследование употребления падежных форм у дошкольников с нарушением речи.

Задачи констатирующего этапа исследования:

1. Изучить медико - педагогическую документацию исследуемой группы;

2. Подобрать методики экспериментального изучения и провести констатирующий этап эксперимента;

3. Провести анализ результатов опытно экспериментального исследования, сделать выводы и выработать методические рекомендации по формированию употребления падежных форм у дошкольников с нарушением речи.

Экспериментальное исследование проводилось в октябре 2016 года, на базе МБДОУ д/с №5 «Шатлык» с. Верхние Киги Кигинский район Республики Башкортостан. Экспериментальную группу составили 10 детей старшей группы, в возрасте 5-6 лет.

Таблица 1.

Список детей исследуемой группы

Ф.И. ребёнка Возраст Заключение ПМПК
  Тимур Л. 08.07.08 г. 6 лет, 2мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Гaзиз Я. 21.04.08 г. 6 лет, 5 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Янa А. 14.05.09 г. 5 лет, 5 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Ирина Ш. 06. 12. 09 г. 5 лет, 9 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Рaдмир А. 01.10.09 г. 5 лет Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Алмaз А. 10. 04. 09 г. 5 лет, 6 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Ильмир Я. 25. 09.08 г. 6 лет, 1 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Алия А. 07. 05. 09 г. 5 лет, 3 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Анастасия Е. 13. 08.09 г. 6 лет, 2 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)
  Ильдaр Г. 30. 04.08 г. 5 лет, 6 мес. Общее недоразвитие речи (3 уровень)

 

Для выявления уровня навыков употребления падежных форм использовались диагностические методики: Ушакова О.С., Струнина Е.М. [51].

Направления констатирующего исследования:

1 Направление. Изучение употребления существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

2 Направление. Изучение употребления существительных в дательном падеже, в единственном и множественном числе.

3 Направление. Изучение существительных в винительном падеже, единственного и множественного числа.

4 Направление. Изучениe существительных в творительном падеже, единственного и множественного числа.

Представляем содержание исследования употребления падежных форм дошкольниками с нарушением речи.

1 направление. Изучение существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе.

А. Методика «Посмотри и скажи правильно».

Цель: проверить умение правильного употребления существительных в родительном падеже, в единственном числе.

Материал исследования: предметные (мяч, машина, вешалка, кувшин, сумка, чашка, холодильник, стакан) и сюжетные картинки.

Инструкция экспериментатора:

Перед ребенком выкладываются:

а) предметные картинки и дается задание: «Посмотри внимательно на картинки и скажи, что нарисовано на ней?» (Картинки выкладываются одна за другой);

б) сюжетные картинки (Олег в школе. Зина дома. У Саши машина. У Ани мяч и т.д.

Дается задание:

- ответить на вопрос нет кого? Зина дома. Олег в школе. Кого нет дома?

Дома нет Олега; Кого нет в школе? - В школе нет Зины;

- сравнить 2-е сюжетные картинки.

Например «Семья дома». 1-я картинка с полным набором персонажей и предметов. А 2- я с неполным. Ответить на вопросы «Кого нет дома?»; «Чего нет в комнате? В комнате нет мамы; в комнате нет папы; в комнате нет Оли; в комнате нет мяча; в комнате нет настольной лампы.

Б. Методика «Чего не стало?»

Цель: обследование падежной формы родительного падежа, множественного числа существительных.

Оборудование: картинки с изображениями фруктов и овощей,.кукла Петрушка.

Инструкция экспериментатора: К ребятам в гости приходит петрушка. Здоровается, дает посмотреть картинки, которые принес Петрушка. Взрослый по 1- ой показывает картинки, ребята называют то, что изображено на этой картинке. Вышеназванные иллюстрации располагают на доске так, чтобы в одной стороне были существительные с нулевым окончанием.

Петрушка хочет поиграть в игру. На доску прикрепляют 5 картинки. Например, груши, яблоки – слева; апельсины, бананы, лимоны - справа.

- Ребята, посмотрите внимательно и запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза. Убирает бананы, на их место ставит картинку огурцы. А сейчас откройте. Чего не стало? (Бананов). Что появилось? (Огурцы). Вновь закройте глаза. Чего не стало? (Яблок).

Если ребята ошибаются, взрослый спрашивает еще раз, как сказать правильно. Подобным образом разыгрываются другие картинки.

Направление. Изучение существительных в дательном падеже, в единственном и множественном падеже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: