Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.
На доске расставлены картинки. Слева - те, на которых изображены люди разных профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определенных предметов. Справа - картинки с недостающими предметами.
Показывается детям предмет и предлагается назвать, кому он нужен, а затем положить изображение этого предмета к соответствующей картинке.
Указка - учителю, Весы - продавцу, Термометр - доктору, Кисть - художнику, Шприц - медсестре, Ружье - охотнику, Удочка - рыболову, Ножницы - парикмахеру.
Игра «Угости зверей».
Морковку дадим … (зайцу).
Косточку предложим … (щенку).
Молоко нальем … (котенку).
Зерна насыплем … (курице).
Творительный падеж
Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является окончание -ом, которое в онтогенезе появляется раньше. Окончание - ой появляется позже. С учетом данных онтогенеза соблюдается следующая последовательность в работе:
№ | Формы: | Речевой материал: |
1. | Формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем, сохраняющие звуковую структуру основы | а) с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом); б) с безударным окончанием (клювом, трактором). |
2. | Формы существительных среднего рода с окончанием - ом, -ем | а) с ударным окончанием (ведром, окном, стеклом); б) с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем). |
3. | Формы существительных мужского рода с окончанием - ом, -емс беглой гласной в корне | а) с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком); б) с безударным окончанием (дятлом, перцем). |
4. | Формы с окончанием -ой, -ейсуществительных женского и мужского рода на -а, -яв именительном падеже | а) с ударным окончанием (пилой, косой, метлой); б) с безударным окончанием. К примеру: лапой, вилкой, ложкой, удочко. |
5. | Формы существительных женского рода с окончанием –ью. | Например: тетрадью, дверью, кроватью. |
Игра «Кто чем управляет?»
|
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».
На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Показывается картинка и задаётся вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом...?» Дети отвечают полным предложением.
Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт.
Игра «Кто кем был?»
Цель: усвоение категории творительного падежа, закрепление названий детенышей животных.
- Скажите, кто кем был?
Ёж был – ежонком.
Волк был - волчонком.
Медведь был – медвежонком.
Лиса была– лисенком.
Заяц был – зайчонком.
Лось был – лосенком.
Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа .
В процессе нормирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значений, продуктивность форм родительного и винительного падежей и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности - неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза, и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.
|
В связи с этим последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа была следующей:
№ | Падежи |
дательный падеж; | |
творительный падеж, | |
родительный падеж, | |
винительный падеж. |
Творительный падеж
№ | Формы: | Речевой материал: |
1. | Формы с ударным окончанием -ами, -ями. | Ежами, карандашами, грачами, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоздями, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, коврами, дворами, часами врачами, мячами и др. |
2. | Формы с безударным окончанием - ами, -ями. | мамами, папами, бабушками, дедушками, куклами, цыплятами, ведрами, коровами, кошками, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, полотенцами, креслами, тетрадями, одеялами и др. |
Дательный падеж
№ | Формы: | Речевой материал: |
1. | Формы с ударным окончанием -ам,-ям. | Домам, рукам, носам, волкам, ногам, жукам, глазам, дубам, воробьям, скворцам, огурцам, врачам, муравьям, и др. |
2. | Формы с безударным окончанием-ам, -ям. | Коровам, полотенцам, мамам, папам, бабушкам, девочкам, мальчикам дедушкам, воронам, бабочкам, котятам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, собакам, зайцам, братьям, кольцам и др. |