Игра «Угадай, кому нужны эти предметы?»




Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

На доске расставлены картинки. Слева - те, на которых изображены люди разных профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определен­ных предметов. Справа - картинки с недостающими предметами.

Показывается детям предмет и предлагается назвать, кому он нужен, а затем положить изображение этого предмета к соответствующей картинке.

Указка - учителю, Весы - продавцу, Термометр - доктору, Кисть - художнику, Шприц - медсестре, Ружье - охотнику, Удочка - рыболову, Ножницы - парик­махеру.

Игра «Угости зверей».

Морковку дадим … (зайцу).

Косточку предложим … (щенку).

Молоко нальем … (котенку).

Зерна насыплем … (курице).

Творительный падеж

Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является окончание -ом, которое в онтогенезе появляется раньше. Окончание - ой появ­ляется позже. С учетом данных онтогенеза соблюдается следующая последо­вательность в работе:

Формы: Речевой материал:
1. Формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем, сохраняющие звуковую структуру основы а) с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом); б) с безударным окончанием (клювом, трактором).
2. Формы существительных среднего рода с окончанием - ом, -ем а) с ударным окончанием (ведром, окном, стеклом); б) с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем).  
3. Формы существительных мужского рода с окончанием - ом, -емс беглой гласной в корне а) с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком); б) с безударным окончанием (дятлом, перцем).  
4. Формы с окончанием -ой, -ейсуществительных женского и мужского рода на -а, -яв именительном падеже а) с ударным окончанием (пилой, косой, метлой); б) с безударным окончанием. К примеру: лапой, вилкой, ложкой, удочко.  
5. Формы существительных женского рода с окончанием –ью. Например: тетрадью, дверью, кроватью.

Игра «Кто чем управляет?»

Цель: закрепление формы творительного па­дежа существительных по теме «Транспорт».

На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Показывается картинка и задаётся вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом...?» Дети отвечают полным предложением.

Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Ве­лосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт.

Игра «Кто кем был?»

Цель: усвоение категории творительного падежа, закрепление названий детенышей животных.

- Скажите, кто кем был?

Ёж был – ежонком.

Волк был - волчонком.

Медведь был – медвежонком.

Лиса была– лисенком.

Заяц был – зайчонком.

Лось был – лосенком.

Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа .

В процессе нормирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значений, продуктивность форм родительного и винительного падежей и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности - неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза, и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.

В связи с этим последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа была следующей:

Падежи
  дательный падеж;  
  творительный падеж,  
  родительный падеж,  
  винительный падеж.  

Творительный падеж

Формы: Речевой материал:
1. Формы с ударным окончанием -ами, -ями. Ежами, карандашами, грачами, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоздями, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, коврами, дворами, часами врачами, мячами и др.
2. Формы с безударным окончанием - ами, -ями. мамами, папами, бабушками, дедушками, куклами, цыплятами, ведрами, ко­ровами, кошками, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, полотенцами, креслами, тетрадями, одеялами и др.

Дательный падеж

Формы: Речевой материал:
1. Формы с ударным окончанием -ам,-ям. Домам, рукам, носам, волкам, ногам, жукам, глазам, дубам, воробьям, скворцам, огурцам, врачам, муравьям, и др.
2. Формы с безударным окончанием-ам, -ям. Коровам, полотенцам, мамам, папам, бабуш­кам, девочкам, мальчикам дедушкам, воронам, бабочкам, котятам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, собакам, зайцам, братьям, кольцам и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: