Обучающий(ая)ся Татаренкова Анастасия Александровна
Факультет педагогики и психологии
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) Дошкольное образование
Тема выпускной квалификационной работы «Методические приемы развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» Выпускная квалификационная работа выполнена в рамках темы исследования кафедры.
В ходе работы над темой ВКР Татаренкова А.А. зарекомендовала себя как….
Апробация основных положений и результатов исследовательской работы проходила в процессе педагогической и преддипломной практик, в ходе которых Таренкова А.А. ….
Работа Татаренковой А.А. отличается ….
В целом, уровень сформированности компетенций, продемонстрированный студенткой в ходе работы над выпускной квалификационной работой, оценивается научным руководителем как высокий (повышенный, средний, низкий).
Руководитель ВКР:
старший преподаватель
кафедры ТиМДиНО С.В. Грищенко
«03» ноября 2021 г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СПРАВКА
о проверке выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)
На объем заимствования
Обучающийся Татаренкова Анастасия Александровна
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) Дошкольное образование
Выпускающая кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
|
Форма обучения заочная
Тема ВКР: «Методические приемы развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» утверждена приказом ректора от «31» мая 2021 г. №300-з.
Выпускная квалификационная работа прошла проверку на объем заимствования «03» ноября 2021 г.
Объем оригинального текста составляет объем заимствования
Программный продукт с указанием модулей поиска, используемый для проверки: стандартный, предусмотренный программой АНТИПЛАГИАТ.вуз
Мотивированное мнение руководителя ВКР (заполняется в случае низкого уровня оригинальности) ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Руководитель ВКР:
старший преподаватель
кафедры ТиМДиНО С.В. Грищенко
Заведующий кафедрой С.А. Сеина
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО.. 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей старших дошкольников. 7
1.2. Возрастные особенности развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 20
1.3. Методы и приемы развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 32
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 47
2.1. Первичная диагностика уровня развития речевых творческих способностей детей дошкольного возраста. 47
|
2.2. Описание опыта работы по развитию речевых творческих способностей детей дошкольного возраста. 61
2.3. Итоговая диагностика уровня развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 95
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 99
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Социальный заказ общества и государства в современном мире и те изменения, которые происходят в отечественной системе образования, говорят о необходимости формирования творческой, активной личности. Она, в свою очередь, должна обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Немаловажным является обеспечение творческой деятельности в самом начале этапа жизни детей, поскольку это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте ДОО (ФГОС ДОО).
В педагогике творческая деятельность остается недостаточно изученной в теории и не всецело применяется в практике воспитания детей. Для решения данной задачи в области дошкольного образования необходим поиск путей развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические основы проблемы развития речевых творческих способностей представлены в работах Ю.Б. Зотова, А.Ю. Дейкиной, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Е.А. Меньшиковой, Б.Г. Ананьева и других авторов. Но, несмотря на множество проведенных исследований, на сегодняшний день есть ряд неизученных аспектов, в том числе, какие методические приемы наиболее эффективно способствуют развитию речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
|
Следовательно, имеется необходимость совершенствования традиционных средств и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных методических приемов развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между стоящими перед дошкольной образовательной организации задачами, включающими в себя усвоение знаний, умений, интеллектуальное развитие, развитие речевого творчества и неразработанностью данной проблемы в педагогике. Противоречие заключается в конфликте между стремлением воспитать творческую личность и преобладающими в практике дидактическими средствами, которые не активизируют чувства детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности и ориентированы в большинстве на репродуктивный характер обучения.
Выявленное противоречие позволило определить актуальную проблему: какие методические приемы необходимо использовать, чтобы развивать речевые творческие способности детей старшего дошкольного возраста?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития речевых творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть методы и приемы развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести исследование уровня развития речевых творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по развитию речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методические приемы развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее с использованием следующих методических приемов:
1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей.
2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.
3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга».
4. Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов».
5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?».
6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки.
7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.
Методологической основой работы являются материалы ФГОС ДОО, Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
Для достижения цели и поставленных задач применялись методы педагогического исследования с учетом специфики каждого этапа работы:
- теоретические – анализ и обобщение данных научной литературы, изучение опыта по проблеме исследования, моделирование;
- эмпирические – анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент;
- методы статистической обработки информации.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал Детский сад компенсирующего вида «Здоровячок» г. Курск.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.