Методы и приемы развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста




 

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.

У всех детей способности творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся задатки, деятельность ребенка в раннем развитии, способности окружающей среды, условия воспитания в детском саду и дома. Все это влияет на развитие у ребенка особенностей психического процесса и качеств личности, способствующим творческим достижениям. Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способностей представления. Представления отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе развивающей практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.

Дьяченко О. М. выделила насколько способов создания речевых воображаемых образов ребенком:

1) агглютинация – «склеивание» различных, не соединимых в повседневной жизни частей;

2) гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей;

3) схематизация – в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;

4) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком – то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе;

5) синтез – соединение образов;

6) аналогия – сопоставление одного образа по некоторым признакам с другим [17, с. 55].

Речевые творческие способности подчиняются определенным законам; соединение разнообразных элементов в процессе речевых творческих способностей всегда носит не механический, а структурный характер, подчиняется поставленной задаче и творческому замыслу. Вместе с тем структурные формы, в которых происходит работа воображения деятеля – не выдуманы, а почерпнуты из восприятия и изучения действительности.

Частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом будущей сказки, просто пока как характерные или чем-то примечательные черты героев, которых он наблюдает вокруг себя. Но это все же не просто примечательные образы: наглядная сторона немедленно, в процессе самого восприятия, осмысливается, сохранившиеся в памяти яркие образы группируются по их смысловому значению. Ребенок наблюдает эти образы при прослушивании сказок, различных литературных произведений, мультфильмов, кино, спектаклей и конечно из жизни.

Первые проявления речевых творческих способностей можно наблюдать у детей третьего года жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Дети четырехлетнего возраста уже с удовольствием слушают сказки, живо ее переживают, и иногда дополняют от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще восприятием. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

В речевых творческих способностях детей среднего дошкольного возраста в большей мере, чем, у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность.

Образы воображения у детей среднего возраста только начинают набирать свою устойчивость. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее своеобразными качествами, например в игре. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими направляют воображение детей в разные стороны.

Подчинение воображения восприятию обнаруживается в том, что в среднем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут делать дальше. Экспериментально установлено, что при придумывании какой либо сказки или рассказа ребенок может поменять сюжет в процессе пересказывания, а нередко и коренным образом меняет его.

Новые фантазии в связи с уже придуманным ранее сюжетом вызывают у ребенка новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

К пяти годам у детей формируются реальные способности к творческой инициативе. В шесть-семь лет у дошкольников воображение активируется, помогает решать жизненные задачи, ребенку будет легче решать такие задачи, если у него хорошо развито воображение.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни дошкольник постепенно накапливает все более богатый опыт – основу развития воображения. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей старшего возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения.

В настоящее время и в отечественной и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировались поиски педагогических условий способствующих развитию речевых творческих способностей. Ведь, как известно творчество одна из слагаемых успеха и личного благополучия ребенка. В философском словаре понятие «условие» – это категория выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям. В педагогике «условия» рассматриваются как обстоятельства, обеспечивающие достижение поставленной цели. Условия составляют ту среду, обстановку в которой ребенок существует, развивается.

«Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – это искренность. Без нее другие достоинства теряют значение» [5,с.18].

В наше время общество, всесторонне развивая детей, желает увидеть в будущем креативную творческую личность. И как уже было сказано предполагается, что сочинительство способствует развитию речевых творческих способностей. Одним из условий сочинительства является развитие речевого творчества. Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

Для этого можно выделить несколько условий способствующих придумыванию сказок у детей старшей группы:

1. Это постоянное знакомство с новыми произведениями отечественных и зарубежных авторов в соответствии с возрастом, что приведет детей к разнообразным и меняющимся впечатлениям, а также к обогащению словарного запаса.

2. Беседы с детьми после прочтения литературных произведений, обсуждение сюжетов и характеров разных героев. Это расширит их знания, обогатит опыт.

3. Творческие задания по придумыванию другого окончания сказки. Это стимулирует ребенка на творческую деятельность, при этом необходимо учитывать желание дошкольника и его интерес.

4. Творческие задания по придумыванию дошкольниками своих сказок. Происходит повышение творческой активности детей, реализация некоторого опыта и мыслительного процесса.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Необходимо создать приемлемую среду для развития речевых творческих способностей, где будут соответствующая атмосфера, свобода для успешного развития и преодоления трудностей.

Происходит повышение речевых творческих способностей активности детей, реализация некоторого опыта и мыслительного процесса.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Необходимо создать приемлемую среду для творческого процесса, где будут соответствующая атмосфера, свобода для успешного развития и преодоления трудностей.

К сожалению, в наше время интенсивного технического развития возникает проблема речевого творчества, детям недостает простого межличностного общения. Некоторые дети не знают сказок, рассказов, стихов. У многих плохо развита познавательная и речевая сфера или не сформирован интерес к творчеству. Поэтому одной из задач педагога восполнить этот пробел.

Следуя показаниям большого толкового словаря, определение сочинительства звучит как:

1. Устар. Деятельность, занятие сочинителя, литературное или музыкальное творчество;

2. Выдумка, ложь [26, с. 345].

В развитии речевых творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста одним из важных моментов является умение самостоятельно сочинить историю, сказку или маленький стишок. Дети выдумывают героев произведения чаще всего в зависимости от проявлений своего характера или ситуации. Застенчивые дети сочиняют сказки про скромных и скованных героев, а ребята с веселым нравом сочиняют сказки с яркими персонажами. Можно отметить, что фантазирование ребенка чаще всего проецирует его характер на характер придуманного героя.

Больше всего дети любят сочинять сказки. Сказка – это волшебное литературное произведение, основной жанр народного и эпического творчества.

У дошкольников есть способность оживлять прослушанные произведения своим восприятием. Они реально представляют себе сказочных персонажей и верят в их существование, дети примеривают на себя воображаемые ситуации. Ребенок живет сказкой, он извлекает из нее, что необходимо для развития. Он осваивает литературное произведение, проигрывает его. Конечно, здесь необходимо подчеркнуть, что произведения подбираются не только с интересным сюжетом, но и по возрасту ребенка.

Многие дети шести-семи летнего возраста самостоятельно придумывают какие-то сказочные истории, их даже и не надо к этому стимулировать. Фантазии их могут зайти очень далеко. Дошкольникам старшего возраста приходят на ум необычные сюжетные линии, которые могут подражать некоторым авторам книг, но все равно в этом есть творческая искра, стремление придумать что то новое.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с пяти лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с пяти-шести лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Проанализировав литературные источники, можно кратко сформулировать значение сказки в жизни ребенка:

- на содержании сказки происходит воспитание детей. С дошкольного возраста мы стараемся активно закладывать у детей представления о нравственности, о вечных ценностях, о доброте, то, о чем поведали нам предшествующие поколения людей;

- своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека;

- благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное;

- осмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Они формируют определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах;

- в сказке передается опыт многих поколений, в ней отражается культура и самоценность народа;

- восприятие сказочных действий помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт ребенка;

- происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы сказок, историй, притч;

- сказка также представляет собой мощное средство для коррекции психологического состояния ребенка. Он научается находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения, подвергая анализу личную активность в контексте сказочного сюжета. В сказке реализуется научный синтез различных психотерапевтических техник. Их все органично объединяет единое сказочное повествование. Происходит своеобразная терапия средой, особой сказочной обстановкой.

Таким образом, мы видим, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Она несет как развивающий, так и коррекционный потенциал.

Но сочинительство это не только сказка. Изначально развивая детское речевое творчество можно попробовать с простых рифмушек.

Еще в средней группе детского сада дети могут заметить, что некоторые слова рифмуются друг с другом, поэтому для развития речевого творчества, словесно-логического мышления, а также для пополнения словесного запаса можно поиграть с детьми в рифмушки или речевые игры. К старшему возрасту дети играют в эти игры с большим удовольствием. И такие игры превращаются в сочинительство набольших стихов. Если у ребенка богатый словарный запас, развито воображение, он может порадовать очень интересными стихами. Следующим этапом в речевом творчестве может стать сочинение небольших рассказов или историй.

Для развития речевых творческих способностей необходима ежедневная, качественная работа как индивидуально, так и со всей группой. Для этого необходимо учить детей сочинять сказки, загадки, составлять творческие рассказы. Только ежедневная и систематическая работа сделает их загадки необычными, а сказки удивительными.

Л.С. Выготский говорил: «Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется большой достаточно запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое» [19, с. 108].

Сочинительство еще привлекательно и тем, что оно способствует подготовке детей дошкольников к переходу к учебной деятельности, это некий уровень монологической речи. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки речевых творческих способностей, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Речевые творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

Различные выдумки детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем-либо для них интересном значительном. Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его.

Таблица 1.1

Игры и творческие задания для развития речевых творческих способностей дошкольников

 

Название игры, цель Методические рекомендации
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект – ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
«Да – Нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюДце – хозяйка налила его неДавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.

 

На первом этапе развития речевых творческих способностей происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие.

Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Накопленные впечатления от воспринятых произведений искусства и окружающей жизни стимулируют возникновение способности к речевому творчеству (речевой творческой деятельности), целью которой является решение необычной, новой для ребенка задачи, а результат проявляется в разных формах речи: в придумывании новых слов (словотворчество), в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, историй, сказок; моделировании собственных загадок; придумывании небылиц, стихов – перевёртышей; творческих пересказов.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

Один из широко используемых приемов развития речевого творчества детей связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии», в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей.

Существуют десятки рекомендованных Джанни Родари приемов, которые делают процесс обучения доступным и интересным. Приведем пример некоторых приемов:

Бином фантазии.

Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку или придумайте сами историю с этими словами. Конечно, не каждое сочинение бывает перспективным для сочинения интересного сюжета. Но если сочетание окажется необычным, то шансы повышаются.

Перевирание сказки.

В этом случае сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера он приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», — начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», — спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно. Красная... Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». — «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутала», — сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана правильно. В то же время дети охотно принимают новую игру. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят еще раз рассказать смешную, веселую сказку.

Красная шапочка на вертолете.

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую– нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс шестое слово, например, вертолет. Эта игра – разновидность «фантастического бинома». Красная шапочка – вертолет.

 

Вывод по главе I

Делая выводы можно считать сочинительство как средство для развития речевых творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Ведь сочинительство несет в себе и фантазирование, и придумывание чего-то нового, поиск образов, поиск сюжетных линий. Необходимо только привлечь детей к этой новой и интересной деятельности. Педагогу найти методы, найти формы работы, технологии работы с дошкольниками старшего возраста.

И педагоги детского сада играют важную роль в развитии речевых творческих способностей. Поэтому необходимо заниматься с детьми сочинительством в том числе, ставить перед дошкольниками задачи, чтобы они смогли найти творческие решения в любом виде деятельности.

Формируя речевые творческие способности, нужно уделяя большое внимание и индивидуальности ребенка, его развивающейся личности. Это главная роль педагогов и родителей.

Изучение методической литературы по развитию у детей речевого творчества, позволило отметить методику итальянского писателя Джанни Родари. Преимущество методики очевидно, каждый из приемов – целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность методики Д.Родари состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: