Первичная диагностика уровня развития речевых творческих способностей детей дошкольного возраста




 

Диагностика речевой деятельности необходима для правильной и четкой организации работы по развитию речевых творческих способностей детей дошкольного возраста с детьми, планирования и в зависимости от прочности овладения детьми материалом улучшения занятий в группе. Исследование уровня развития связной речи детей дает педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять эффективность отдельных методических приемов, корректировать содержание занятий в группе.

Речь – сложная психическая функция, которая опосредует другие психические процессы, оказывает влияние на их формирование и развитие, регулирует поведение человека, формирует его личность. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.

Исследовательская база: Детский сад компенсирующего вида «Здоровячок» г. Курск. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 5 – 6 лет, из них 15 девочек, 15 мальчиков.

Цель нашего исследования: провести экспериментальное изучение развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Наше исследование проводилось в три этапа:

1) на первом этапе (констатирующий эксперимент) нами было проанализировано: предметно-развивающая среда группы, план учебно­воспитательной работы с детьми, подобраны и проведены диагностические методики, направленные на выявление уровня развития речевых творческих способностей старших дошкольников;

– на втором этапе (формирующий эксперимент) была проведена работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие речевых творческих способностей;

– на третьем этапе (контрольный эксперимент) проведено повторное исследование среди детей, направленное на выявление эффективности проведенной работы.

Итак, на первом этапе мы провели анализ предметно-развивающей среды, который показал, что в группе имеются необходимые условия для развития речевых творческих способностей, книжный уголок.

Анализ календарного плана учебно-воспитательной работы показал, что целенаправленной и систематической работы по развитию речевых творческих способностей в данной группе этого сада не ведется. Задача по развитию речевых творческих дошкольников присутствует в ОД по развитию речи, а также в разделе ознакомления детей с художественной литературой, но не в полном объеме.

После этого провели исследование уровня развития речевых творческих способностей детей, за основу взяли методики обследования речевых творческих способностей В.П. Глухова, усложнив задания именно для детей данной группы, так как группа общеобразовательная. В данное исследование проводится наблюдение за речью детей в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Методика состояла из 6 заданий:

Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы. Анализ результатов: 5 баллов – ответ на вопрос– задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точное отображенное ее предметное содержание. 4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразовогоответа с помощью дополнительного вопроса.

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их – в виде законченной фразы – высказывания. Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание – 5 баллов. Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации – 4 балла. Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание – 3 балла. Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь – 2 балла. Предложенное задание не выполнено – 1 балл.

Задание 3. Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста – 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста – 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента – 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена – 1 балл. Задание не выполнено – 0 баллов.

Задание 4. Сочинить рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов. Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ – 4 балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полноотражено содержание картинок – 3 балла. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь – 2 балла. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету – 1 балл. Задание не выполнено – 0 баллов

Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта. Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания – 4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания – 3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна – 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий – 1 балл. Задание не выполнено – 0 баллов.

Задание 6. Составление рассказа – описания. Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета – 4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета – 3 балла.

Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета – 2 балла.

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания – 1 балл.

Оценивание результатов проводили по критериям:

– высокий уровень – 3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно;

– средний уровень – 2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям;

– низкий уровень – 1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.

Проведенное исследование на констатирующем этапе далоследующие результаты. В таблице 2.1 представлены результаты выполнения детьми задания.

Таблица 2.1

Результаты выполнения задания 1 на констатирующем этапе

 

Высокий Средний Низкий
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
итого      

Как мы видим из таблицы 2.1, среди дошкольников выявлен высокий уровень развития способности составлять законченное высказывание на уровне фразы у 6 детей(26%), средний уровень -у 13 дошкольников(43%), низкий уровень -у 11 детей(34%).

Представим полученные результаты на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 Уровень развития способности ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы, констатирующий этап

 

Результаты обследования способностей детей устанавливать лексико­смысловые отношения (задание 2) представлены в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.

Таблица 2.2

Результаты выполнения задания 2 на констатирующем этапе

 

Высокий Средний Низкий
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
итого      

 

Как мы видим из таблицы 2, среди дошкольников выявлен высокий уровень развития способности ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы у 7человек (23%), средний уровень у 13 (43%), низкий уровень у 10 дошкольников (34%).

Представим полученные результаты на рисунке 2.2.

 

 

Рисунок 2.2 Развитие способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения, констатирующий этап

Результаты обследования возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст (задание 3) представлены в таблице 2.3 и на рисунке 2.3.

Таблица 2.3

Результаты выполнения задания 3на констатирующем этапе

 

Высокий Средний Низкий
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
итого      

 

Как мы видим из таблицы 2.3, среди дошкольников выявлен высокий уровень возможности детей воспроизводить небольшой пообъему и простой по структуре литературный текст у 10 детей (33%), средний уровень у 11(37%), низкий уровень у 9 дошкольников (30%).

Представим полученные результаты на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3 Уровень умения детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст, констатирующий этап

 

Результаты обследования умения дошкольников составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов (задание 4) представлены в таблице 4 и рисунке 2.4.

Таблица 2.4

Результаты выполнения задания 4 на констатирующем этапе

 

Высокий Средний Низкий
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
итого      

 

Как мы видим из таблицы 4, высокий уровень умения составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов на констатирующем этапе выявлен у 7 детей (28%), средний уровень у 14 дошкольников (47%), низкий уровень у 9 детей (25%).

Изобразим результаты на рисунке 2.4.

 

 

Рисунок 2.4 Уровень умений составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов, констатирующий этап

Результаты обследования умения составить рассказ на основе личного опыта (задание 5) представлены в таблице 2.5 и на рисунке 2.5.

Таблица 2.5

Результаты выполнения задания 5 на констатирующем этапе

 

Высокий Средний Низкий
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
итого      

 

Как мы видим из таблицы 2.5, среди дошкольников выявлен высокий уровень умения составить рассказ на основе личного опыта у 7 дошкольников (23%), средний уровень у 10 (33%), низкий уровень у 13 детей (44%).

Представим полученные результаты на рисунке 2.5.

 

 

Рисунок 2.5 Уровень умения дошкольников составить рассказ на основе личного опыта, констатирующий этап

 

Результаты обследования уровня умения составления рассказа – описания (задание 6) представлены в таблице 2.6 и рисунке 2.6.

Таблица 2.6

Результаты выполнения задания 6 на констатирующем этапе

 

Высокий Средний Низкий
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
  +    
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
    +  
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
      +
итог о      
           

 

Как мы видим из таблицы 2.6, среди дошкольников на констатирующем этапе выявлен высокий уровень умения составления рассказа – описания у 8 детей (27%), средний уровень у 12 (40%), низкий уровень у 10 дошкольников (33%).

Представим полученные результаты на рисунке 2.6.

 

 

Рисунок 2.6 Умение составления рассказа – описания, констатирующий этап

Проведем анализ полученных результатов констатирующего этапа и представим полученные результаты в таблице 2.7 и на рисунке 2.7.

Таблица 2.7

Результаты констатирующего этапа эксперимента

 

Задание Задание Задание Задание Задание 5 Задание Среднее значение
  Высоки й Высоки й Высоки й Высоки й Высокий Высокий Высокий
  Высоки й Высоки й Высоки й Высоки й Высокий Высокий Высокий
  Высоки й Высоки й Высоки й Высоки й Высокий Высокий Высокий
  Высоки й Высоки й Высоки й Высоки й Высокий Высокий Высокий
  Высоки й Высоки й Высоки й Высоки й Высокий Высокий Высокий
  Высоки й Высоки й Высоки й Высоки й Высокий Высокий Высокий
  Средний Высоки й Высоки й Высоки й Высокий Высокий Высокий
  Средний Средний Высоки й Средний Средний Высокий Средний
  Средний Средний Высоки й Средний Средний Высокий Средний
  Средний Средний Высоки й Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Низкий Средний Средний
  Средний Средний Средний Средний Низкий Средний Средний
  Низкий Средний Средний Средний Низкий Средний Средний
  Низкий Низкий Средний Средний Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
  Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий

 

Как мы видим из таблицы 2.7, на констатирующем этапе выявлен высокий уровень развития речевых творческих способностей у 7 дошкольников (23%), средний уровень у 13 детей (43%), низкий уровень 10 дошкольников (44%).

Представим полученные результаты на рисунке 2.7.

 

 

Рисунок 2.7 Уровень развития речевых творческих способностей дошкольников, констатирующий эксперимент

 

 

Таким образом, проведенное исследование показало, что у дошкольников не достаточно развиты речевые творческие способности, что говорит о необходимости проведения работы с дошкольниками.

 

Качественная оценка нужна Качественный анализ и примеры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: