Возрастные особенности развития речевых творческих способностей детей старшего дошкольного возраста




 

С точки зрения С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн 2005], речь является отражением бытия, его обозначением. Речь – это деятельность общения, форма существования сознания для другого, служит средством общения с этим другим, форма обобщенного отражения действительности, форма существования. Речь, по мнению С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн 2005], языком, функционирующим в контексте индивидуального сознания. По А.Н. Леонтьеву [Леонтьев 2007], под речью понимается процесс порождения и восприятия речевых высказываний, совокупность способов осуществления речевой деятельности. Д.Б. Эльконин [Эльконин 2015], изучая развитие речи в раннем возрасте, отмечал, что речь является не функцией, а особым предметом, которым ребенок овладевает также как и другими предметами. А развитие речи является одним из составляющих развития самостоятельной предметной деятельности. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева [Львов, Рамзаева 2019] определяют речь как вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь, по М.Р. Львову, Т.Г. Рамзаевой [Львов, Рамзаева], выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

С точки зрения А.Г. Маклакова [Маклаков 2017], речь является процессом словесного общения, осуществляемого в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Автор отмечает, что для передачи с помощью речи какой-либо информации, необходимо не только подобрать соответствующее слово, но и конкретизировать его. Слово, употребляемое в речи, должно быть сужено до определенного уровня или смысла, что достигается введением слова в определенный контекст. Таким образом, речь является одним из видов деятельности человека, формой сознания, средством общения с другими людьми.

В дошкольном возрасте речь выполняет следующие ведущие функции:

– коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей становится речь, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется потребность в речевом общении);

– познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта);

– регулирующую (ребенок начинает сопровождать свои действия речью, а к 5 годам способен рассказать о проделанном, увиденном) [Маклаков 2017].

А.Г. Маклаков выделяет следующие этапы развития речевых творческих способностей у дошкольников:

1. Период подготовки к словесной речи. Продолжительность: от рождения до конца первого года жизни.

2. Период первоначального овладения языком и формирование расчлененной звуковой речи. Продолжительность: от года до трех лет.

3. Период развития языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Продолжительность: от трех лет и до шести-семи лет.

4. Период овладения письменной речью и обучение языку в школе [Маклаков 2017].

У дошкольников развивается грамматический строй речи. В старшем дошкольном возрасте дошкольники не просто активно овладевают речью, но активно осваивает языковую действительность, улавливают значение слов, используемых взрослыми, пытаются применять их, иногда своеобразно, с изменением смысла, но всегда узнаваемо. К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит примеры детского словотворчества: «От мятных лепешек во рту – сквознячок». «У лысого голова – босиком». «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!» и т.д. [Чуковский 1985].

Усвоение грамматических форм языка, обогащение активного словаря позволяет детям в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущей взрослым. Он научается делать развернутые сообщения: монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Новые задачи общения, появляющиеся перед ребенком в этом возрастном периоде, способствуют появлению новых форм речи. В дошкольном детстве усложняются, наполняются новым содержанием диалоги.

Связная речь – это развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания. По мнению С.Л. Рубинштейна, всякая речь, передающая мысль, является связной. Автор подчеркивал, что «связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [Рубинштейн 2005]. Таким образом, под связной речью подразумевают развернутое изложение определенного содержания, осуществляемого логично, последовательно, грамматически правильно, образно. Связная речь определяется как последовательность связанных друг с другом мыслей.

Различают две разновидности связной речи – диалогическую и монологическую. Чертами диалогической речи являются неполные предложения, восклицания, междометия, жесты, мимика и т.д. Умениями диалогической речи определяются: формулирование и задавание вопросов, рассуждение, спор, умение дополнить речь собеседника и т.д. Монологическая речь является речью от одного лица, требующая развернутости, полноты, четкости, взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монологическая речь основана на умениях сосредотачиваться на главном, не увлекаться деталями, эмоциональной и образной передачи мыслей.

Развитие речевых творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает развитие следующих умений. В дошкольном возрасте дети уже умеют не только слышать и выполнять требования взрослых, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывая о том, что видели и слышали, делать собственные умозаключения. Старшие дошкольники начинают овладевать монологической речью. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен уметь связно рассказывать о событиях о собственной жизни, описывать животных, рассказывать по картинке, пересказывать знакомый текст [Дубинина 2019].

У детей дошкольного возраста формируется способность рассказывать не только о том, что они видят и слышат, но и о том, над чем они думают, хотят, ждут и т.д. Это показывает, что у детей дошкольного возраста начинает развиваться внутренняя речь (внешне не выраженная, быстрая речь). Ребенок может решить задачу и рассказать о своем решении. В среднем дошкольном возрасте задача вначале решается, а затем успешное действие осмысливается и закрепляется в речи. Мышление у дошкольников сочетается со словом. Ребенок рисует и говорит себе, что он будет рисовать, из каких деталях будет состоять рисунок. Это свидетельствует о не полностью сформированной внутренней речи. В дошкольном возрасте у детей увеличивается возможность рассуждать по поводу каких-либо событий, развиваются умения производить сравнения предметов, употребляя прилагательные в сравнительной степени [Генинг, Герман 2010].

В старшем дошкольном возрасте детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Дети дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках и т.д. педагог может это использовать, например, в коллективном рассказывании. Сюжетную линию должен наметить педагог, например, «Что мы видели на экскурсии?» – «Сначала расскажем как пошли на экскурсию, затем расскажем, что мы увидели и т.д.», это развивает речевые творческие способности.

В старшем дошкольном возрасте закладываются психологические основы для творческой деятельности, поэтому он является благоприятным для развития речевых творческих способностей. Ребенок в этом возрасте способен создавать что-то новое, отличающееся оригинальностью и креативностью.

Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, наличие постоянных вопросов адресованных к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.

Многие исследователи говорят о том, что для формирования речевых творческих способностей необходима проблема, некоторый двигатель, цель, которая бы не имела известного способа решения. Но так же для творчества необходимы навыки, упорство, трудолюбие и богатый опыт.

Так же, одним из важных факторов является создание условий, способствующих формированию речевых творческих способностей.

Первым условием является раннее начало. То есть, раннее плавание, гимнастика, ползание, а позднее и раннее знакомство с различными материалами.

Вторым условием является создание развивающей предметной среды.

Третье условие – это максимальное напряжение сил, «доставание до потолка» своих возможностей.

Четвертое условие – предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий, в выборе способов и методов и т.д.

О пятом условии Д. Б. Эльконин говорил, что нельзя делать за ребенка то, что он и сам способен сделать, думать за него, когда он сам способен додуматься.

Шестое условие – теплая и дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Но от одних только условий творческий процесс не зависит. Воспитание речевых творческих способностей станет эффективным только тогда, когда оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будет решаться ряд педагогических задач.

Развитие речевых творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих речевых творческих способностей.

Воображение дошкольника сильно отличается от воображения взрослого, и за кажущимся его богатством скрываются бедность, схематичность и неполнота знаний. Видимое богатство детского воображения связано с низкой критичностью детского мышления к фантазиям. Это является и отрицательной и положительной особенностью детского воображения. Дети могут совместить в своем воображении абсолютно все, а как порой кажется взрослым, самые нелепые, глупые и смешные вещи.

«Старший дошкольник характеризуется активизацией воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для формирования фантазий» [Кошелева 2015].

В старшем дошкольном возрасте воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на познание окружающего мира. Опорой для сознания образов служат как реальные объекты, так и словесные представления.

Воображение ребенка в основном остается непроизвольным. Предметом его воображения становится то, что взволновало ребенка, привлекло его внимание. Это могут быть прочитанная книжка, увиденное в зоопарке животное, красивое явление природы, новая игрушка.

Воображение позволяет малышам познавать окружающий мир. Оно заполняет пробелы в знаниях, пусть и не всегда достоверно, но детям не так важна достоверность как взрослым. Им гораздо важнее мир фантазий и сказок.

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение...» [Ольсен 1996].

Воображение необходимо там, где знаний недостаточно, в ситуациях, когда дошкольник затрудняется найти решение в своем опыте. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Л.С. Выготский подчеркивал, что «эти два процесса развиваются взаимосвязанно» [Выготский 1995].

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта.

Всякое творчество основано на опыте. При том, что создаются все новые и новые вещи, все они строятся на уже знакомых формах, взятых из реального мира и позже видоизмененных.

Как пример можно привести тест «несуществующее животное». Миллионы людей, от детей до стариков, проходят этот тест. Психологи, которые обрабатывают этот тест, знают, что все люди рисуют животное, созданное из элементов, с которыми человек сталкивался в жизни. Он может придать деталям другую форму, перенести в другое место, придумать другие функции, но не сможет создать элемент, с которым не был знаком ранее.

Так же творчество зависит от личных особенностей человека, от его состояния, от культуры, в которую погружен человек и от времени.

Творческая деятельность возникает постепенно и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности и свои способы выражения.

В норме воображение активируется в трехлетнем возрасте, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одаренных людей. Воображение – это процесс преобразования действительности, основанный на опыте, а не выдумывание из ничего.

«Существуют некоторые возрастные закономерности выраженности воображения. Дети от трех до пяти лет строят новый образ, основываясь на некоторых элементах реальности, которые становятся центральной частью нового образа. В возрасте четырех – пяти лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума. Но уже в шесть – семь лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений» [Литвинова 2016].

Со словотворчеством исследователи связывают способность детей без помощи взрослых сочинять сказки, инсценировки, а с помощью взрослых, посредством литературного материала – показывать сценки. Существуют и другие творческие направленности, такие как технические (изготовление бутафории, декораций, костюмов) и изобразительные (игра – это когда дети разыгрывают в лицах литературных героев произведений). С помощью различных средств, методик изображения дети всесторонне развиваются и развивают свои творческие способности. Решая различные театральные проблемы, готовясь к театральным постановкам, дети учатся анализировать, думать, придумывать что-то свое, делать обобщения и выводы.

«Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют» [Маланка 2018].

Игровую ситуацию дети создают через творческий подход, через эмоциональную сферу, когда берут на себя какую–либо роль. Это положительно сказывается на том, чтобы развивать творческие способности детей, которые проявляются через объединение в игре разные жизненные ситуации, события, которые сильно произвели впечатление, иногда эпизоды из сказок включают в реальную жизнь.

В процессе появления игрового обличия особенно велико значения слова. С помощью слов ребенок может выразить свои чувства, эмоции, сможет понять переживания и боль другого человека, скооперировать свои действия с действиями другого партнера. Дошкольники способны чувствовать окружающий его мир иначе, чем взрослые, через образы, звучание и цвета [Новиковская 2018].

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В основе словесного творчества, отмечает О. С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений– рассказов, сказок, стихов [Ушакова 2015].

Опираясь на психолингвистические работы в области словотворчества (Н. Х. Швачкин, Т. Н. Ушакова, Н. И. Лепская, А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева), педагогические исследования доказывают, что дошкольники, экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений– рассказов, сказок, стихов и т. п. [Новиковская 2018].

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

По мнению исследований (Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Л. М. Гурович, А. Е. Шибицкой, О. Н. Сомковой, О. В. Акуловой и др.), словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах:

–словотворчестве;

–сочинение стихотворений;

–сочинение собственных рассказов и сказок;

–творческих пересказах;

–придумывании загадок, небылиц.

Одним из видов детского сочинительства является творческое рассказывание.

Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе [Алексеева 2006].

Под творческими рассказами В. П. Глухов понимает придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму [Глухов 2004].

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций [Алексеева 2006].

Э. П. Короткова определяет творческое рассказывание как рассказы, которые создаются при активной работе воображения [Короткова 2012].

Л. В. Ворошина определяет творческое рассказывание как деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенное словесную форму, соответствующую содержанию [Ворошина 2010].

Под творческим рассказыванием понимается в программе по развитию речи речевая деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа– сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.) [Глухов 2004].

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача– точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой–то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ [Алексеева 2006].

Другой особенностью является построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного. А. М. Бородич также указывал на то, что творческое рассказывание строится на творческом воображении [Бородич 2004].

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии [Алексеева 2006].

Как показали исследования Н. А Орлановой, Л. В. Ворошниной и др., характерными признаками творческого рассказывания являются:

–увлеченность, захваченность деятельностью;

–умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы и ситуации;

–умение представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями;

–использование соответствующих языковых средств в целях создания образа;

–самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета;

–вариативность, т.е. умение придумывать несколько вариантов сочинения на одну тему.

Требования к рассказыванию детей:

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность– умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Показатель устной речи детей 5–6 лет – это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.

Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что речевые творческие способности это и есть креативность. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что воображение ребенка является центральным компонентом его креативности.

Речевые творческие способности надо развивать с раннего детства, и от того, насколько были использованы возможности дошкольного возраста, будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: