(подготовительный этап)
«В мире звуков»
Цель: учить различать неречевые звуки, развивать слуховое восприятие
Материалы:2-3 листа бумаги формата А5;мяч; детские музыкальные инструменты (бубен, металлофон, треугольник, колокольчик);книга (любая);деревянные карандаши; сосуд с водой;2-3 пластиковых и стеклянных стакана; различные звучащие игрушки и т.д.
Ход игры: учащиеся сидят спиной к логопеду, который производит шумы различными предметами. Дети, не поворачиваясь, должны догадаться о происхождении данного звука. Ученик, который верно определяет происхождение звука, меняется местами с логопедом.
Варианты действий: произвольное исполнение на детских музыкальных инструментах, переливание воды из сосуда в сосуд, удары мячом об пол, перелистывание книги, разрывание бумаги, удары карандашами о сосуды с водой и т.д.
В случае возникновения затруднений у детей логопед подсказывает возможные варианты извлечения звуков из предлагаемых предметов.
«Испорченный телефон»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.
«Хлопки»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
«Кто лучше слушает?»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша
|
«Кто заметит больше небылиц?»
Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.
Задание: отметить все небылицы.
Кисель там варят из резины, Стекло там плавят из бетона
Там шины делают из глины. Стекло там плавят из бетона
Кирпич там жгут из молока, Обложки там из чугуна
Творог готовят из песка. Там варят сталь из полотна.
Там кроят рубахи из пластмассы, Едят там вилками компот
Посуду делают из пряжи, Там пьют из чашки бутерброд,
Прядут там нити из сукна, Из хлеба с сыром там котлеты,
Костюмы шьют из толокна. Из мяса свежего конфеты.
С начинкой сладкой суп с фасолью,
В тарелках все там варят с солью… В. Чантурия.
«Четвёртый лишний»
Цель: развивать фонематический слух
Из четырех слов, отчетливо произнесенных педагогом, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;
будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута
«Игра «День – ночь»
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие произвольного внимания, развитие мимической мускулатуры.
Инструкция: если я говорю слоги со звуком «…», то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если я говорю слоги со звуком «…», то наступает день – вы открываете глаза.
Возможные варианты игры: Вы можете просить детей расслабить глазки и их зажмурить, нахмурить лоб (пасмурная погода) и расслабить его (ясная погода) и т.п.
|
«У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры: учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель, молча, показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.
«Эхо»
Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия
Ход игры: перед игрой педагог обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо».
Затем назначают водящего — «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «На11о, monkey!» — «Привет, обезьянка!»), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
«Весёлое название»
Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия
Логопед раздает учащимся по два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, они должны поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
баман альбом витамин клетка