Серия I. Исследованиесенсомоторного уровня речи. Наивысшая оценка за выполнение всей серии заданий — 30 баллов
1. Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».
• ба—па— па—ба—
• са—ша— ша—са—
• ша — жа — ша жа — ша — жа
• ца—са—ца са—ца—са
• ра — ла—ра ла—ра—ла
Оценка:
1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);
0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Наивысшая оценка за выполнение всей серии заданий — 30 баллов
2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция. «Смотри внимательно и повторяй за мной движения».
• губы в улыбке;
• губы «трубочкой» — округлены и вытянуты вперед;
• язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
• язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
• «маятник» — рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
• чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».
Оценка:
1 балл — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;
0,5 балла—замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла - выполнение движения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы;
0 баллов—невыполнение движения.
|
3. Исследование звукопроизношения
Инструкция. «Повторяй за мной слова».
• собака — маска — нос
• сено — василек — высь
· замок — коза
• зима—магазин
• цапля— овца — палец
• шуба — кошка — камыш
• жук — ножи
• щука — вещи — лещ
• чайка— очки — ночь
• рыба — корова — топор
• река — варенье — дверь
• лампа — молоко — пол
• лето — колесо — соль
Оценка:
3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла — один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Баллы, начисленные за выполнение каждой из пяти групп заданий, суммируются.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция. «Повторяй за мной слова».
• танкист
• космонавт
· сковорода
· аквалангист
• термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов — невоспроизведение.
Серия II. Исследование навыков языкового анализа. Максимальная оценка – 10 баллов.
Инструкция: «Ответь на вопросы»
|
1. Сколько слов в предложении?
· День был теплый.
· Около дома росла высокая береза.
2. Сколько слогов в слове?
· дом
· карандаш
3. Определи место звука в слове?
· первый звук в слове крыша
· третий звук в слове школа
· последний звук в слове стакан
4. Сколько звуков в слове?
· рак
· сумка
· диктант
Оценка:
1 балл – правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Серия III. Исследованиеграмматического строя речи Максимальная оценка за выполнение заданий всей серии — 30 баллов.
1. Повторение предложений
Инструкция. «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».
• Птичка свила гнездо.
• В саду было много красных яблок.
• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла— пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;
0 баллов — невоспроизведение.
2. Верификация предложений
Инструкция. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».
• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабль.
• Дом нарисован мальчик.
• Хорошо спится медведь под снегом.
|
• Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:
1 балл — выявление и исправление ошибки;
0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);
0,25 балла— ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;
0 баллов — ошибка не выявлена
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме
Инструкция. «Постарайся составить предложение из слов».
• мальчик, открывать, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• груша, бабушка, внучка, давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• Петя» купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл — предложение составлено верно;
0,5 балла — нарушен порядок слов;
0,25балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;
0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция. «Вставь пропущенное слово в предложение».
• Лена наливает чай...чашки.
• Почки распустились... деревьях.
• Птенец выпал... гнезда.
• Щенок спрятался... крыльцом.
• Пес сидит... конуры.
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла - правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов — неэффективное использование помощи, как первого, так и в виде вопроса.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция. «Назови предметы по образцу».
Образец: один — дом, а если их много, то это — дома.
• один — стол, а много — это —...
• один — стул, а много — это —...
• одно — окно, а много — это —...
• одна — звезда, а много — это —...
• одно — ухо, а много — это —...
Образец: один — дом, а много (чего?) — домов.
• один — стол, а много (чего?) —...
• один — стул, а много (чего?) —...
• одно — окно, а много (чего?) —...
• одна — звезда, а много (чего?) —...
• одно — ухо, а много (чего?) —...
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — форма образована неверно;
0 баллов — невыполнение.
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования. Максимальная оценка — 30 баллов
1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных
Инструкция. «Назови детенышей животных по образцу». Образец: у кошки — котята.
• у козы —... • у волка —... • у утки —... • у лисы —...
• у льва —... • у собаки —... • у курицы —... • у свиньи —...
• у коровы —... • у овцы —...
2. Образование прилагательных от существительных
A. Относительных
Инструкция. «Назови слова по образцу». Образец: кукла из бумаги — бумажная.
• шляпка из соломы —.., • горка изо льда—... • варенье из вишни—...
• варенье из яблок —... • варенье из сливы—... • кисель из клюквы —...
• салат из моркови —... • суп из грибов —... • лист дуба —...
• лист осины—...
Б. Качественных
Инструкция. «Назови слова по образцу». Образец: если днем жара, то день — жаркий.
• Если днем мороз, то день—...
• Если днем солнце, то день —...
• Если днем снег, то день—...
• Если днем ветер, то день—...
• Если днем дождь, то день—...
B. Притяжательных
Инструкция. «Назови слова по образцу». Образец: у собаки лапа собачья.
• у кошки лапа... • у волка лапа... • у льва лапа...
• у медведя лапа... • у лисицы лапа...
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма;
0 баллов — невыполнение.
Серия V. Исследование связной речи. Максимальная оценка — 30 баллов.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок) или другой серии из 4-5 картинок
Инструкция. «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».
Оценка производится по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности:
5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла — допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен;
0 баллов — отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов — рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Инструкция, «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать».
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка производится по критериям, которые использовались для составления рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности:
5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;
1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов — невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления;
5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;
0 баллов — пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл — пересказ по вопросам;
0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем вычисляется количество баллов за всю серию.
Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно вычислить процентное выражение успешности выполнения речевых проб:
IV уровень — 100-80 %;
III уровень — 79,9-65 %;
II уровень — 64,9-45 %;
I уровень — 44,95 % и ниже.
Приложение 2