В основе педагогического опыта лежат идеи Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.С. Волковой, Р.Е.Левиной, Л.С.Цветковой.
Проблема преодоления фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания.
Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С этой точки зрения, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
Л.С. Выготским был введен термин « фонематический слух », который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.[8]
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин « фонематическое восприятие ». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
|
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
1. выяснение порядка следования фонем в слове;
2. установление различительной функции фонем;
3.выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. [24]
Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». [6]
Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что «у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками».[12]
Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым. Р.Е. Левина замечает, что «акт произношения в норме следует рассматривать, как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других». В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (гласных – согласных, звонких – глухих, твёрдых – мягких).[11]
|
Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, М.Е. Хватцев).
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Как отмечает Ткаченко Т. А. «… без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа …» [18]
По мнению Л.С. Цветковой «недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова».[22]
Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребёнка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох – Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
|
Таким образом, в логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.
Фонематический анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Фонематический синтез - умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Фонематические представления - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Многие исследователи ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи отводят формированию фонематического восприятия. В проведении данной работы большая роль отводится играм, игровым упражнениям.
Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». [26]
Доктор педагогических наук Т.К. Селевко выделил преимущества игровых технологий, так как они позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс, служат средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, способствуют повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью. [4]
Как пишет М.Е. Хватцев «логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи. [17]
Как установлено психологом З.М. Истоминой, в игре, дети в 1,5 – 2 раза успешнее запоминают слово, чем по прямому заданию повторить его.
Применение дидактических игр определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально – психологическими особенностями детей. Игры используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка)- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным). [4]
Использование специальных игр и игровых упражнений способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:
· интеграция содержания основной образовательной и коррекционной программы, коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда;
· повышение эффективности коррекционного обучения;
· обеспечение качественной индивидуализации о дифференциации процесса обучения и прогноза развития учащихся с учетом особенностей их личностных качеств.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие фонематических процессов у младших школьников через игры и игровые упражнения.