№ | ЭТАПЫ ПРОЦЕССЫ | УСТНАЯ РЕЧЬ | ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ | ||
Восприятие (слушание) | Воспроизведение (говорение) | Чтение | Письмо | ||
1. | Фонематическое восприятие | Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С». | Произнеси звук «С», если услышишь. | Подчеркни в тексте и прочитай букву «С». | Запиши в тетрадь букву «С», если услышишь звук «С». |
2. | Фонематические представления на базе фонематического восприятия | Разложи картинки на две группы::в одну сторону со звуком «С», в другую – без звука. | Раскладывай картинки и называй те, в названии которых есть звук «С». Вспомни слова со звуком «С». | Выложи нужную букву разрезной азбуки и прочитай ее, если в названии картинки есть звук «С». | Запиши букву «С», если в названии картинки есть звук «С». |
3. | Фонематический анализ | Хлопни в ладоши, если услышишь, что звук «С» находится в начале слова. | Произнеси звук «С», если услышишь, что он находится в начале слова. | Подчеркни и прочитай букву «С», если услышишь, что звук находится в начале слова | Запиши букву «С», если услышишь, что звук находится в начале слова. |
4. | Фонематические представления на базе анализа | Разложи картинки на две группы: в одну сторону картинки со звуком «С» в начале слова, в другую – все остальные. | Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» находится в начале слова. Вспомни слова со звуком «С» в начале. | Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» находится в начале слова. | Запиши букву «С» если в названии картинки звук «С» находится в начале слова. |
5. | Фонематический синтез | Логопед называет звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Составить из них слово. Показать картинку, название которой соответствует полученному слову. | Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Составить из них слово и произнести его. | Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Выложить из букв разрезной азбуки и прочитать слово, которое получится. | Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Выложить из букв разрезной азбуки и записать в тетрадь слово, которое получится. |
6. | Фонематические представления на базе синтеза | Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Показать картинку, название которой соответствует полученному слову. | Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Произнести слово, которое получится. | Подчеркнуть и прочитать слово, которое получится из звуков «С», «О», «К». | Записать в тетрадь слово, которое получится из звуков «С», «О», «К». |
Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков проводятся по строго определенной схеме:
|
1. организационный момент;
2. знакомство и работа со звуком;
3. знакомство и работа с буквой;
4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);
5. подведение итогов занятия.
Последовательность работы над каждым звуком и буквой такова:
1. знакомство со звуком — выделение его на слух;
2. уточнение артикуляции звука;
3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий, твердый - мягкий);
4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;
5. определение места звука в слове (с опорой на картинки и без);
|
6. составление слогов, слов из заданных звуков;
7. подбор слов с определенным звуком.
8.знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа?), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; конструирование.
9. чтение слогов и слов с изучаемой буквой.
10. письмо слогов, слов с данной буквой.
В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.
Структура занятий по дифференциации звуков такова:
1 организационный момент;
2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;
3. дифференциация звуков:
- на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),
- определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки и без;
4. работа в тетрадях:
- запись слогов, слов на изучаемые звуки,
- составление звуковых схем слогов, слов;
5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв;
6.работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;
7. подведение итогов занятия.
Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых упражнений и вариативностью игр. Каждый этап коррекционной работы по развитию фонематических процессов предполагает ряд различных игр.
В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр (Приложение 2), соответствующая этапам работы по развитию фонематических процессов.