Поэтапное формирование фонематических процессов




ЭТАПЫ ПРОЦЕССЫ УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Восприятие (слушание) Воспроизведение (говорение) Чтение Письмо
1. Фонематическое восприятие Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С». Произнеси звук «С», если услышишь. Подчеркни в тексте и прочитай букву «С». Запиши в тетрадь букву «С», если услышишь звук «С».
2. Фонематические представления на базе фонематического восприятия Разложи картинки на две группы::в одну сторону со звуком «С», в другую – без звука. Раскладывай картинки и называй те, в названии которых есть звук «С». Вспомни слова со звуком «С». Выложи нужную букву разрезной азбуки и прочитай ее, если в названии картинки есть звук «С». Запиши букву «С», если в названии картинки есть звук «С».
3. Фонематический анализ Хлопни в ладоши, если услышишь, что звук «С» находится в начале слова. Произнеси звук «С», если услышишь, что он находится в начале слова. Подчеркни и прочитай букву «С», если услышишь, что звук находится в начале слова Запиши букву «С», если услышишь, что звук находится в начале слова.
4. Фонематические представления на базе анализа Разложи картинки на две группы: в одну сторону картинки со звуком «С» в начале слова, в другую – все остальные. Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» находится в начале слова. Вспомни слова со звуком «С» в начале. Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» находится в начале слова. Запиши букву «С» если в названии картинки звук «С» находится в начале слова.
5. Фонематический синтез Логопед называет звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Составить из них слово. Показать картинку, название которой соответствует полученному слову. Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Составить из них слово и произнести его. Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Выложить из букв разрезной азбуки и прочитать слово, которое получится. Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Обозначить эти звуки графически. Выложить из букв разрезной азбуки и записать в тетрадь слово, которое получится.
6. Фонематические представления на базе синтеза Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Показать картинку, название которой соответствует полученному слову. Логопед произносит звуки «С», «О», «К». Произнести слово, которое получится. Подчеркнуть и прочитать слово, которое получится из звуков «С», «О», «К». Записать в тетрадь слово, которое получится из звуков «С», «О», «К».

Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков проводятся по строго определенной схеме:

1. организационный момент;

2. знакомство и работа со звуком;

3. знакомство и работа с буквой;

4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);

5. подведение итогов занятия.

Последовательность работы над каждым звуком и буквой такова:

1. знакомство со звуком — выделение его на слух;

2. уточнение артикуляции звука;

3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий, твердый - мягкий);

4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

5. определение места звука в слове (с опорой на картинки и без);

6. составление слогов, слов из заданных звуков;

7. подбор слов с определенным звуком.

8.знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа?), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; конструирование.

9. чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

10. письмо слогов, слов с данной буквой.

В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Структура занятий по дифференциации звуков такова:

1 организационный момент;

2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;

3. дифференциация звуков:

- на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),

- определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки и без;

4. работа в тетрадях:

- запись слогов, слов на изучаемые звуки,

- составление звуковых схем слогов, слов;

5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв;

6.работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;

7. подведение итогов занятия.

Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых упражнений и вариативностью игр. Каждый этап коррекционной работы по развитию фонематических процессов предполагает ряд различных игр.

В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр (Приложение 2), соответствующая этапам работы по развитию фонематических процессов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: