Цель игры | Виды игр | Используемые игры | Действия детей в соответствии с содержанием игры |
Подготовительный этап | |||
Выделение звуков и их узнавание, воспитание чувства ритма, развитие слухового внимания. | Словесные дидактические, с предметами. | «Тишина», «В мире звуков», «Угадай, что звучит», «Тихо – громко», «Имена и ритм», «Где звук», «Нарисуй звук», «Ритмические узоры» | Различают неречевые звуки, сравнивают их по высоте, силе, протяженности. |
Развитие речевого слуха, слуховой памяти, слухового внимания | Словесные дидактические | «Запомни и скажи», «Запомни и покажи», «Повтори скороговорки», «Жмурки с голосом», «У кого хороший слух», «Найди небылицы». «Эхо», «Доскажи словечко», «Длинное или короткое», «Испорченный телефон, «Хлопки», «Веселое название», «Четвертый лишний», «День – ночь» | Различают голоса, определяют длинные и короткие слова, запоминают и повторяют услышанные звуки и слова, соотносят слуховые и зрительные образы. |
Основной этап | |||
Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов | Словесные дидактические, настольно-печатные, подвижные с мячом сюжетно-ролевые. | «Какой звук чаще встречается», «Поймай звук», «Магазин», «Живая азбука», «Отгадай, кто я», «Мяч в кругу», «Найди себе пару», «Собери цветок», «Найди по звуку слово», «Я знаю пять слов», «Красное – синее», «Глухой – звонкий», «Тим и Том», «Кто брат?» | Различают гласные и согласные звуки, твердые – мягкие, звонкие – глухие; подбирают слова к картинкам; соотносят звуки с буквами; соотносят звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета) |
Определение места звука в слове | Настольно-печатные, словесные, подвижные с мячом, дидактические | «Рыбалка». «Пол минутки на шутки», «Города», «Мяч в воздухе», «Цепочка слов», «Звуковая цепочка», «Живая стрелка», «Аквариум», «Где спрятался звук?», «Баскетбол», «Найди картинку», «Светофор», «Лото», «Каждому свое место», «Я вас различаю» | Выделяют первый, последний звук в словах, названиях картинок,: определяют место заданного звука (начало. середина, конец): работают со схемами и фишками. |
Определение последовательности и количества звуков в слове, развитие фонематического синтеза | Словесные, дидактические, предметные, сюжетно- ролевые, подвижные с мячом. | «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков называй», «Рыбалка», «Телевизор», «Заколдованное слово», «Зашифруй слово», «Найди слово в слове», «Игра в кубик», «Подбери картинку», «Поезд», «Заполни клетки», «Живые буквы», «Печатная машинка», «Наборщики», «Больница для слов», «Расшифруй слова». | Составляют звуковые схемы слов, подбирают картинки к схемам, отгадывают слова по заданным символам, находят пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывают слова с определенным количеством звуков |
Слоговой анализ и синтез слов | Подвижные, с мячом, настольно- печатные, словесные дидактические | «Чудесный мешочек», «Телеграф», «Молчанка», «Слог-шаг», «Часы», «Собери слова», «Найди ошибку», «Один, два, три», «Отгадайте. кого, я называю», «Пол слова за вами», «Найди свой круг», «Слоговая цепочка», «Делим слова на слоги», «Слоги, слова, фигуры» | Составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам, устанавливают правильную последовательность слогов в слове, придумывают слова с заданным количеством слогов, делят слова на слоги. |
Анализ предложения | Словесные дидактические, подвижные | «Кто первый», «Придумай предложение», «Наведи порядок», «Стань ведущим», «какое слово потерялось», «Дружные слова», «закончи предложение» | Составляют схемы предложений, выделяют порядок слов в предложении, называют последовательность, ищут недостающие слова, составляют предложения по опорным словам. |
Развитие фонематических представлений | Словесные, с мячом, дидактические | «Придумай слово», «Подбери картинку к схеме», «Подбери слово к схеме», «Строители», «Молчанка», «Зоркий глаз», «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (О, И..) и только с этой», «Звуковая цепочка» | Придумывают слова, находят картинки с заданным количеством звуков, подбирают картинку к звуковой схеме, соотносят цифры с количеством звуков в словах, названиях картинок, придумывают слова на заданный звук |
Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:
|
|
- групповое занятие, основная цель которых – развитие коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи в разных видах деятельности;
- индивидуальное занятие – подбор комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, постановка и автоматизация звуков.
Другими формами работы по обозначенной теме является консультативная работа с педагогами и родителями (приложение 4): выступление на родительских собраниях с рекомендациями по использованию игр и игровых упражнений в домашних условиях; показ открытых занятий с показом приемов и видов работы по развитию фонематических процессов; индивидуальные тетради учащихся, где отражаются упражнения по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, папки – рекомендации для учителей.
|
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками можно достичь при использовании системы методов, соответствующих целям и прогнозируемым результатам работы: практические, наглядные и словесные.
К практическим методам относятся:
- упражнение - это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику); конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв); речевые (повторение слов с поставленным звуком и др.), творческие, предполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале;
- игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
- моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картинок, демонстрация презентаций, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Используются такие словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эффективности процесса коррекции, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки
При организации деятельности по развитию фонематических процессов применяются следующие средства:
- наглядные пособия: подбор картинок на все изучаемые звуки, профили звуков, альбомы для обследования фонематических процессов, папки - альбомы для автоматизации и дифференциации звуков, символы звуков;
- дидактические пособия: настольные и развивающие игры («Я вас различаю», «Веселый поезд», «Беговые дорожки», «Твердый – мягкий», «Звонкий – глухой», «Собери слово», «Делим слова на слоги» и др.);
- раздаточный материал: картотека с карточками для индивидуальной и дифференцированной работы, сигнальные квадраты, веера букв, звуковые линейки;
- материал для работы над внеречевыми процессами (игры и предметы для развития мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве).
Технология применения форм, методов и средств коррекционно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках занятий (Приложение 3).
Результативность опыта
Изучение результативности опыта проводилось по тестовой методике диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. с бально- уровневой системой оценки (Приложение 1). Замеры осуществлялись по пяти критериям: фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура речи, навыки языкового анализа Диагностика проводилась два раза в год - на начало (стартовая) и конец (итоговая) каждого учебного года.
В ходе диагностики была выявлена положительная динамика уровня развития фонематических процессов. Распределение школьников по уровням осуществлялось в соответствии со следующей шкалой: высокий (100 – 90%), средний (89,9 – 80%), низкий (79,9% и ниже).
Данные мониторинга динамики диагностируемых критериев представлены в таблице:
Диагностируемые критерии | уровни | 2009/10 уч год | 2010/11 уч год | 2011/12 уч год | |||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
Фонематическое восприятие | низкий | (64%) | (36%) | 53% | 20% | 65% | 29% |
средний | (36%) | 43% | 33% | 47% | 24% | 36% | |
высокий | - | (21%) | 14% | 33% | 12% | 35% | |
Артикуляционная моторика | низкий | (43%) | - | 47% | - | 53% | - |
средний | (50%) | (63%) | 40% | 60% | 24% | 47% | |
высокий | (7%) | (35%) | 13% | 40% | 24% | 53% | |
Звукопроизношение | низкий | (43%) | 7% | 47% | - | 54% | - |
средний | (50%) | (71%) | 40% | 53% | 29% | 41% | |
высокий | (7%) | (28%) | 13% | 47% | 18% | 59% | |
Слоговая структура речи | низкий | 43% | 21% | 33% | 7% | 47% | 12% |
средний | 36% | 43% | 40% | 47% | 36% | 47% | |
высокий | 21% | 36% | 27% | 47% | 18% | 41% | |
Навыки языкового анализа | низкий | 71% | 42% | 53% | 20% | 59% | 18% |
средний | 29% | 43% | 33% | 53% | 36% | 59% | |
высокий | - | 14% | 13% | 27% | 6% | 24% |
Представленные результаты обследования говорят в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей.
Так за 2009 – 2010 учебный год состояние фонематического восприятия улучшилось на 28%, артикуляционной моторики – на 43%, звукопроизношения – на 36%, слоговой структуры – на 21%, навыков языкового анализа – на 28%. Средний показатель уровня развития фонематических процессов составил 31%.
Средний показатель эффективности коррекционной работы за 2010-2011 учебный год составил 37%, что на 6% лучше предыдущего учебного года. Так, из 15 учащихся у 33% уровень фонематического восприятия повысился с низкого до среднего, у 20 % со среднего до высокого уровня. Устойчивые показатели высокого и среднего уровней фонематического восприятия сохранились у 14 % учащихся. Уровень артикуляционной моторики и звукопроизношения с низкого до среднего повысился у всех 47% учащихся, со среднего до высокого у 28%. Состояние слоговой структуры с низкого уровня до среднего повысили 27% учащихся, а со среднего до высокого – 20%. Уровень навыков языкового анализа с низкого до среднего повысился у 33% учащихся, у 14% - со среднего до высокого. 20% учащихся сохранили средний уровень и 14% - высокий уровень навыков языкового анализа.
В 2011- 2012 учебном году средний показатель успешности развития фонематических процессов составил 43%, что на 12% выше, чем за 2009 – 2010 учебный год и на 6%, в сравнении с 2010 – 2011 учебным годом.
Анализируя итоги работы, можем сказать, что используемые методы и приёмы позволили добиться положительных результатов. Статистические данные диагностики позволяют увидеть положительную динамику к концу каждого учебного года, а также и за каждый год в период апробации опыта.
Опыт работы по данной теме показывает, что применение системы педагогических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у младших школьников с речевыми нарушениями дает положительные результаты и способствует повышению уровня успешности в обучении чтению и русскому языку.
Библиографический список:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. / З.Е. Агронович. – СПб., 2005г
2. Альбом логопедических игр и упражнений для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонематического распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2006. – 80 с.
3. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: Пособие для учителей начальных классов. / Т.А. Алтухова. – Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. – 116 с.
4. Борина С.Б. Использование игровых технологий в обучении детей грамоте. / С.Б. Борина. И.В. Карпова. // Логопед. – 2010.-№6.- с.54 – 78
5. Ванюхина Г.А. Воспитание фонетико – фонематического восприятия // Логопед. – 2007. - №4. 4 – 15 с
6. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп./ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун и др. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
7. Воробьева Т.А. Мяч и речь. / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук – СПб.: Дельта, 2001г
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Лабиринт, 1996. – 95с.
9. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов / А.М. Горчакова //Логопедия, №1-2, 2003. - С.28-30.
10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003. - 330с.
11. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
12. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Т.В. Чиркина, Р.Б.Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. -224с.
13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. / Е.А. Пожиленко. - М. Владос.2005. – 224 с.
Садовникова, И.Н. Формирование фонематического анализа / И.Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко. – М., 1998 г.
16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г
17. Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков посредством игровой мотивации. / К.Ю. Спирова. // Логопед.- 2009. - №6.- с. 76-84
18. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте / Т.А. Ткаченко. – М.: «Эгси», 1999. – 48 с.
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под ред. Чиркиной Г.В. – 3-е изд, испр. – М.: Аркти, 2005. – 240 с.
20. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. Пособие / Т.А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
21. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов и родителей. / М.Е. Хватцев. – СПб., 2004 г.
22. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 2005, 256 с.
23. Чернова Н.А. Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ФФНР //Логопед. – 2009. - №8. 90 – 96.
24. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. / Д.Б. Эльконин. - Москва - Воронеж, 1998 г.
25. Эльконин Д. Б.Психология игры.М.: Педагогика, 1978.
Приложение
1. Приложение 1- Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников __________________________________________ 1
2. Приложение 2 – Игры и игровые упражнения _________________ 7
3. Приложение 3 – Конспекты логопедических занятий __________ 20
4. Приложение 4 – Консультация-практикум для родителей _______ 28
Приложение 1