Система педагогических игр




Цель игры Виды игр Используемые игры Действия детей в соответствии с содержанием игры
Подготовительный этап
Выделение звуков и их узнавание, воспитание чувства ритма, развитие слухового внимания. Словесные дидактические, с предметами. «Тишина», «В мире звуков», «Угадай, что звучит», «Тихо – громко», «Имена и ритм», «Где звук», «Нарисуй звук», «Ритмические узоры» Различают неречевые звуки, сравнивают их по высоте, силе, протяженности.
Развитие речевого слуха, слуховой памяти, слухового внимания Словесные дидактические «Запомни и скажи», «Запомни и покажи», «Повтори скороговорки», «Жмурки с голосом», «У кого хороший слух», «Найди небылицы». «Эхо», «Доскажи словечко», «Длинное или короткое», «Испорченный телефон, «Хлопки», «Веселое название», «Четвертый лишний», «День – ночь» Различают голоса, определяют длинные и короткие слова, запоминают и повторяют услышанные звуки и слова, соотносят слуховые и зрительные образы.
Основной этап
Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов Словесные дидактические, настольно-печатные, подвижные с мячом сюжетно-ролевые. «Какой звук чаще встречается», «Поймай звук», «Магазин», «Живая азбука», «Отгадай, кто я», «Мяч в кругу», «Найди себе пару», «Собери цветок», «Найди по звуку слово», «Я знаю пять слов», «Красное – синее», «Глухой – звонкий», «Тим и Том», «Кто брат?» Различают гласные и согласные звуки, твердые – мягкие, звонкие – глухие; подбирают слова к картинкам; соотносят звуки с буквами; соотносят звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета)
Определение места звука в слове Настольно-печатные, словесные, подвижные с мячом, дидактические «Рыбалка». «Пол минутки на шутки», «Города», «Мяч в воздухе», «Цепочка слов», «Звуковая цепочка», «Живая стрелка», «Аквариум», «Где спрятался звук?», «Баскетбол», «Найди картинку», «Светофор», «Лото», «Каждому свое место», «Я вас различаю» Выделяют первый, последний звук в словах, названиях картинок,: определяют место заданного звука (начало. середина, конец): работают со схемами и фишками.
Определение последовательности и количества звуков в слове, развитие фонематического синтеза Словесные, дидактические, предметные, сюжетно- ролевые, подвижные с мячом. «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков называй», «Рыбалка», «Телевизор», «Заколдованное слово», «Зашифруй слово», «Найди слово в слове», «Игра в кубик», «Подбери картинку», «Поезд», «Заполни клетки», «Живые буквы», «Печатная машинка», «Наборщики», «Больница для слов», «Расшифруй слова». Составляют звуковые схемы слов, подбирают картинки к схемам, отгадывают слова по заданным символам, находят пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывают слова с определенным количеством звуков
Слоговой анализ и синтез слов Подвижные, с мячом, настольно- печатные, словесные дидактические «Чудесный мешочек», «Телеграф», «Молчанка», «Слог-шаг», «Часы», «Собери слова», «Найди ошибку», «Один, два, три», «Отгадайте. кого, я называю», «Пол слова за вами», «Найди свой круг», «Слоговая цепочка», «Делим слова на слоги», «Слоги, слова, фигуры» Составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам, устанавливают правильную последовательность слогов в слове, придумывают слова с заданным количеством слогов, делят слова на слоги.
Анализ предложения Словесные дидактические, подвижные «Кто первый», «Придумай предложение», «Наведи порядок», «Стань ведущим», «какое слово потерялось», «Дружные слова», «закончи предложение» Составляют схемы предложений, выделяют порядок слов в предложении, называют последовательность, ищут недостающие слова, составляют предложения по опорным словам.
Развитие фонематических представлений Словесные, с мячом, дидактические «Придумай слово», «Подбери картинку к схеме», «Подбери слово к схеме», «Строители», «Молчанка», «Зоркий глаз», «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (О, И..) и только с этой», «Звуковая цепочка» Придумывают слова, находят картинки с заданным количеством звуков, подбирают картинку к звуковой схеме, соотносят цифры с количеством звуков в словах, названиях картинок, придумывают слова на заданный звук

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:

- групповое занятие, основная цель которых – развитие коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи в разных видах деятельности;

- индивидуальное занятие – подбор комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, постановка и автоматизация звуков.

Другими формами работы по обозначенной теме является консультативная работа с педагогами и родителями (приложение 4): выступление на родительских собраниях с рекомендациями по использованию игр и игровых упражнений в домашних условиях; показ открытых занятий с показом приемов и видов работы по развитию фонематических процессов; индивидуальные тетради учащихся, где отражаются упражнения по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, папки – рекомендации для учителей.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками можно достичь при использовании системы методов, соответствующих целям и прогнозируемым результатам работы: практические, наглядные и словесные.

К практическим методам относятся:

- упражнение - это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику); конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв); речевые (повторение слов с поставленным звуком и др.), творческие, предполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале;

- игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

- моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картинок, демонстрация презентаций, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Используются такие словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эффективности процесса коррекции, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки

При организации деятельности по развитию фонематических процессов применяются следующие средства:

- наглядные пособия: подбор картинок на все изучаемые звуки, профили звуков, альбомы для обследования фонематических процессов, папки - альбомы для автоматизации и дифференциации звуков, символы звуков;

- дидактические пособия: настольные и развивающие игры («Я вас различаю», «Веселый поезд», «Беговые дорожки», «Твердый – мягкий», «Звонкий – глухой», «Собери слово», «Делим слова на слоги» и др.);

- раздаточный материал: картотека с карточками для индивидуальной и дифференцированной работы, сигнальные квадраты, веера букв, звуковые линейки;

- материал для работы над внеречевыми процессами (игры и предметы для развития мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве).

Технология применения форм, методов и средств коррекционно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках занятий (Приложение 3).

 

Результативность опыта

Изучение результативности опыта проводилось по тестовой методике диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. с бально- уровневой системой оценки (Приложение 1). Замеры осуществлялись по пяти критериям: фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура речи, навыки языкового анализа Диагностика проводилась два раза в год - на начало (стартовая) и конец (итоговая) каждого учебного года.

В ходе диагностики была выявлена положительная динамика уровня развития фонематических процессов. Распределение школьников по уровням осуществлялось в соответствии со следующей шкалой: высокий (100 – 90%), средний (89,9 – 80%), низкий (79,9% и ниже).

Данные мониторинга динамики диагностируемых критериев представлены в таблице:

 

Диагностируемые критерии уровни 2009/10 уч год 2010/11 уч год 2011/12 уч год
начало конец начало конец начало конец
Фонематическое восприятие низкий   (64%)   (36%)   53%   20%   65%   29%
средний   (36%)   43%   33%   47%   24%   36%
высокий -   (21%)   14%   33%   12%   35%
Артикуляционная моторика низкий (43%) -   47% -   53% -  
средний   (50%)   (63%)   40%   60%   24%   47%
высокий   (7%)   (35%)   13%   40%   24%   53%
Звукопроизношение низкий   (43%)   7%   47% -     54%   -
средний   (50%)   (71%)   40%   53%   29%   41%
высокий   (7%)   (28%)   13%   47%   18%   59%
Слоговая структура речи низкий   43%   21%   33%   7%   47%   12%
средний   36%   43%   40%   47%   36%   47%
высокий   21%   36%   27%   47%   18%   41%
Навыки языкового анализа низкий   71%   42%   53%   20%   59%   18%
средний   29%   43%   33%   53%   36%   59%
высокий -   14%   13%   27%   6%   24%

Представленные результаты обследования говорят в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Так за 2009 – 2010 учебный год состояние фонематического восприятия улучшилось на 28%, артикуляционной моторики – на 43%, звукопроизношения – на 36%, слоговой структуры – на 21%, навыков языкового анализа – на 28%. Средний показатель уровня развития фонематических процессов составил 31%.

Средний показатель эффективности коррекционной работы за 2010-2011 учебный год составил 37%, что на 6% лучше предыдущего учебного года. Так, из 15 учащихся у 33% уровень фонематического восприятия повысился с низкого до среднего, у 20 % со среднего до высокого уровня. Устойчивые показатели высокого и среднего уровней фонематического восприятия сохранились у 14 % учащихся. Уровень артикуляционной моторики и звукопроизношения с низкого до среднего повысился у всех 47% учащихся, со среднего до высокого у 28%. Состояние слоговой структуры с низкого уровня до среднего повысили 27% учащихся, а со среднего до высокого – 20%. Уровень навыков языкового анализа с низкого до среднего повысился у 33% учащихся, у 14% - со среднего до высокого. 20% учащихся сохранили средний уровень и 14% - высокий уровень навыков языкового анализа.

В 2011- 2012 учебном году средний показатель успешности развития фонематических процессов составил 43%, что на 12% выше, чем за 2009 – 2010 учебный год и на 6%, в сравнении с 2010 – 2011 учебным годом.

Анализируя итоги работы, можем сказать, что используемые методы и приёмы позволили добиться положительных результатов. Статистические данные диагностики позволяют увидеть положительную динамику к концу каждого учебного года, а также и за каждый год в период апробации опыта.

 

 

Опыт работы по данной теме показывает, что применение системы педагогических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у младших школьников с речевыми нарушениями дает положительные результаты и способствует повышению уровня успешности в обучении чтению и русскому языку.

 

 

Библиографический список:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. / З.Е. Агронович. – СПб., 2005г

2. Альбом логопедических игр и упражнений для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонематического распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2006. – 80 с.

3. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: Пособие для учителей начальных классов. / Т.А. Алтухова. – Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. – 116 с.

4. Борина С.Б. Использование игровых технологий в обучении детей грамоте. / С.Б. Борина. И.В. Карпова. // Логопед. – 2010.-№6.- с.54 – 78

5. Ванюхина Г.А. Воспитание фонетико – фонематического восприятия // Логопед. – 2007. - №4. 4 – 15 с

6. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп./ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун и др. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.

7. Воробьева Т.А. Мяч и речь. / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук – СПб.: Дельта, 2001г

8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Лабиринт, 1996. – 95с.

9. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов / А.М. Горчакова //Логопедия, №1-2, 2003. - С.28-30.

10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003. - 330с.

11. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.

12. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Т.В. Чиркина, Р.Б.Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. -224с.

13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. / Е.А. Пожиленко. - М. Владос.2005. – 224 с.

Садовникова, И.Н. Формирование фонематического анализа / И.Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко. – М., 1998 г.

16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г

17. Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков посредством игровой мотивации. / К.Ю. Спирова. // Логопед.- 2009. - №6.- с. 76-84

18. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте / Т.А. Ткаченко. – М.: «Эгси», 1999. – 48 с.

19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под ред. Чиркиной Г.В. – 3-е изд, испр. – М.: Аркти, 2005. – 240 с.

20. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. Пособие / Т.А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.

21. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов и родителей. / М.Е. Хватцев. – СПб., 2004 г.

22. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 2005, 256 с.

23. Чернова Н.А. Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ФФНР //Логопед. – 2009. - №8. 90 – 96.

24. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. / Д.Б. Эльконин. - Москва - Воронеж, 1998 г.

25. Эльконин Д. Б.Психология игры.М.: Педагогика, 1978.

 

 

Приложение

1. Приложение 1- Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников __________________________________________ 1

 

2. Приложение 2 – Игры и игровые упражнения _________________ 7

3. Приложение 3 – Конспекты логопедических занятий __________ 20

4. Приложение 4 – Консультация-практикум для родителей _______ 28

 

 


Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: