«Кто первый?»
Цель: развитие умения определять количество слов в предложении.
Оборудование. У каждого ученика конверт с полосками из картона.
Ход игры. Учитель читает предложение из двух — четырех слов. Ученики на партах выкладывают его графическое изображение, выделяя начальное слово условным изображением в виде угла, вертикальная часть которого обозначает большую букву. Каждому последующему слову соответствует одна горизонтальная полоска. В конце помещают квадратик — точку. Тот ряд, который закончил работу первым, получает три очка, второй — два, третий — одно очко. Выигрывает ряд, набравший большее количество очков.
«Придумай предложение»
Цель: развитие умения составлять предложение с заданным количеством слов.
Оборудование. Полоски бумаги с графическим изображением различных предложений (из двух, трех и четырех слов).
Ход игры. Учитель прикрепляет на доску полоску бумаги с графическим изображением предложения. Учащиеся придумывают предложения с соответствующим количеством слов. За правильно составленное предложение ряду засчитывается очко.
«Наведи порядок»
Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов.
Оборудование. Два (три) наборных полотна (по количеству команд); карточки со словами двух (трех) деформированных предложений.
Ход игры. На наборном полотне в беспорядке выставлены карточки со словами предложения. Учащиеся из каждого ряда расставляют на своем наборном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит место только одному слову. Второй ученик выходит тогда, когда первый сядет за парту.
Выигрывает та команда, которая первой «навела порядок» в предложении.
|
Примерный материал.
Лесом, скрылось, за, солнце; окно, стучит, в, дождь; детей, у, интересных, много, дел;
выстроились, на, школьники, линейку, торжественную; дежурил, в, сегодня, Сережа, классе, Косарев; морозе, на, скрипит, снег, ногами, под; мы, вокруг, липы, посадили, и, школы, березы; уроках, на, чинили, труда, ребята, парты, школьные.
VI. Игры на развитие фонематических представлений
.«Зоркий глаз»
Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Бусы».
Цель: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
Рассыпались бусы...
Мы их соберем,
Нанижем на нитку
И слово найдем. —
участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —...
на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —...
«Любопытный»
Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.
|
Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.
КТО ЧТО СДЕЛАЛ КОМУ ЧТО
Дима дал другу дневник
Соня связала сестре свитер
Повар приготовил приятелям пирог
VII. Игры с мячом
«Мяч в кругу»
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.
Ход игры: все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребёнок говорит слово со звуком [с], а другой со звуком [ш], следующий – со звуком (с) и т.д. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками [з]–[ш], [ш]- [ж], [р]-[л], [с]-[з], [с]-[ц] и т.д. Кто ошибается, выходит из игры. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшими.
«Я знаю пять слов»
Цель: дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия, координации движений; расширять словарный запас.
Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол правой рукой (левой рукой, двумя руками, руками поочередно):
«Я знаю пять слов со звуком "С"» («Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З"»)
Санки - раз Санки -раз
Сова - два Зубы - два
Салат - три Сом - три
|
Самолёт - четыре Заяц - четыре
Снег - пять
«Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.
«Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.
Например: весна-автобус-слон-нос-сова…
«Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример: -Как тебя зовут? -Иван.-А фамилия? -Иванов.-Откуда ты приехала?-Из Иркутска
-Что там растёт? -Инжир.
«Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество
«Умный мячик»
Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).
«Будь внимательным»
Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков.