а) Игра «Буквы потерялись».
Логопед: Посмотрите, какая красивая яблоня! Золушке приказано собрать все яблоки. Яблочки не простые, - на обратной их стороне напечатаны слова, в которых пропущены буквы Л и Р.
«Сорвите» по яблочку. Посмотрите внимательно, какая буква пропущена в вашем слове. Вставьте ее. Обозначьте буквы занятия (подчеркнуть зеленым и синим цветом)
Слова и предлоги на яблоках:
... адуга (на), ша … ик (в), мА…ина (из), … одка (к), забо … (из-за), дуп … о (из)
б) Составление предложений с предлогами.
Логопед: А теперь придумайте с данным словом предложение, используя предлог, который написан на листочке.
Сколько слов в вашем предложении?
Логопед: Настало время волшебства! (уч-ся закрывают глаза)
Что произошло?
(Крыса превратилась в кучера!)
8) Слоговой анализ слов (работа у доски и в тетрадях)
Логопед: А теперь нам пора на кухню!
Мачеха приказала Золушке приготовить много разных блюд. Продукты Золушка купила, а приготовить из них еще ничего не успела
(уч-ся выходят берут картинки на столе)
Логопед: Чтобы помочь Золушке нам надо определить количество слогов в слове и место «дежурного» звука, начертить слоговую схему.
(прохлопать, прошагать слова)
Что можно приготовить из твоего продукта?
В какие группы можно объединить картинки? (фрукты, овощи, продукты питания)
Картинки: абрикосы, колбаса, редис, морковь, апельсин, молоко.
9) Развитие зрительного восприятия
Игра «Узнай предметы»
Логопед: Ребята, на кухне накопилось очень много грязной посуды. Давайте поможем Золушке её вымыть. Назовите посуду, которую вы вымоете
(уч-ся называют предметы, «наложенные» друг на друга: кастрюля, ковш, половник, кухонный чайник, заварочный чайник, чашка, нож, вилка, чайная ложка, столовая ложка, глубокая тарелка, терка)
|
Логопед: В названиях каких предметов встретились «дежурные» звуки?
Логопед: Наступила пора самого главного превращения. Закрывайте глаза...
Что произошло, ребята?
Старое платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, а деревянные башмаки - в хрустальные туфельки!
Теперь наша Золушка готова ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути.
III Итог занятия
Логопед: Настало время подведения итогов.
Вспомните, что вы делали, какие задания вам больше всего понравились, какие были для вас трудными.
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать звуки л,л, - р, р,»
: Спасибо вам за то, что помогли осуществить мечту Золушки — попасть на бал! Вы такие умные, добрые, отзывчивые и дружные! Всегда помните, что дружба помогает совершать настоящие чудеса! Желаю вам, чтобы вы никогда не забывали друзей и всегда приходили им на помощь в трудную минуту!
Спасибо вам за занятие! До свидания!
Приложение 4
Консультация-практикум для родителей
«К чтению через игры со звуками»
Задачи:
• Показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой.
• Заинтересовать родителей звуковыми играми.
• Научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза.
• Помочь родителям сформировать у детей интерес к языку и его законам.
Оборудование: магнитная доска, маркеры, магниты, предметные картинки, раздаточный материал, ручки, листы бумаги для родителей
|
* * *
Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители.
Постепенно ведя ребенка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность — через игры со звуками.
Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв так же опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.
Сегодня мы будем играть в звуковые игры, «пропустим их через себя», чтобы легко и радостно играть в них со своими детьми.
Поймай звук»
Логопед. Вот загадка о снеге:
На всех садится, Никого не боится.
Какой первый звук в слове снег! Да, звук [с]. Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:
с, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с;
са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы:
мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).
Начало, середина, конец»
Логопед. Произнесите, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук [с]:
Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.
Ушки на макушке»
Логопед. Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:
сыр, сыр, сыр... сор, сыр, сыр;
шар, шар,... жар, шар, шар;
стол, стол... стул, стол, стол;
рад, рад... ряд, рад, рад;
|
мак, мак... лак, мак, мак.
Верни шалунишку»
Логопед. Вот загадка про морковь:
Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.
Какой первый звук в слове морковь! (Звук [м].)
Пока я шла к вам, из моих слов убежал звук [м]. Верните его в начало слова:
-агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.
Теория о звуках»
Логопед. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить.)
На какие две группы делятся звуки? (На гласные и согласные звуки.)
Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть звуков — [и], [э], [а], [о], [у], [ы].)
Почему одни звуки называются гласными, другие согласными! В чем главное их отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; в слогообразующей функции гласных.)
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие.)
Давайте поиграем в игры, помогающие различать твердые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.
Игра «Тим и Том»
Логопед. Нарисуйте двух мальчиков. Один, назовем его Тим, — румяный, маленький, веселый. Другой, Том, — высокий, строгий. Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том — на твердый согласный звук.
Кто любит носить [к']епку, кто [п]анамку?
Родители рисуют на Тиме кепку, на Томе панамку.
Аналогично родители рисуют для Тима и Тома мяч и скакалку, конфеты и леденцы, рюкзак и сумку, бинокль и карту, консервы и вермишель.
Индивидуальные задания
Родителям раздают предметные картинки и просят распределить их на две группы по первому (твердому или мягкому) согласному звуку: «Диван и скамейка», «Тапочки и ботинки», «Липа и ель», «Резиновая и деревянная лодки», «Дин и Дон», «Камни и травка».
Логопед. Если название картинки начинается на мягкий согласный звук, слово «сядет» на мягкий диван, если на твердый — на твердую скамейку. (Аналогично с остальными парами пособий.)
Игра «Магазин»
Родителям раздают игрушки.
Логопед. Надо купить игрушку, «заплатив» за нее первым звуком слова.
Родитель. Я хочу купить мишку.
Логопед. Платите деньги.
Родитель. Вот вам звук [м']. Логопед. Продано.
Цепочка слов»
Родителям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.
Слон—нос—стол...