(Аналогично: работа со звуком [ Д ])
Сходство: оба звука согласные,
Различие: звонкость, глухость.
2. Игра «Беговые дорожки»
Слова: летчик, продавец, ткачиха, дворник, почтальон, плотник, адвокат, доктор. (т – 6, д- 4)
- Что обозначают эти слова? Как сказать одним словом? (профессии)
Игра «Узнай звук».
- Вернемся к нашим пассажирам. Я задам вопрос, а вы догадайтесь о какой картинке идет речь?
- В названии какой картинки «дежурный» глухой, мягкий согласный находится в начале слова? (тетрадь)
А теперь каждая пара попробует задать вопрос другим парам.
Дыхательная гимнастика.
- Восстановим свое дыхание и отправимся на следующую станцию. Выполним дыхательную гимнастику:
:И.п.: стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем 2 - 3 раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по 2 - 3 раза). Поработаем над силой выдоха. Упражнение «свеча». Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.
5. Итак, станция «Грамотейкино»
А) Игра «Шифровальщики» (картинки)
- Зашифруем слова, обозначающие профессии людей Вам надо будет начертить слоговые схемы слов – названий картинок, определить в каком слоге находится «дежурные» буквы (с комментированием).
Картинки: продавец, космонавт, доктор, дрессировщик, учитель, актер.
Б) Оглушение звонкого согласного (на доске напечатаны слова).
Слова: лошадка, лопатка, город, томат.
- Посмотрите на доску. Даны слова, некоторые из них при произнесении не соответствуют написанию. Давайте уточним, какой звук требует проверки: д или т.
|
- Правильно, звонкий согласный [д] на конце и середине слова перед глухим согласным оглушается и произносится как [т], поэтому требует проверки. Вспомним правило о правописании парных согласных: надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная (проверка слов).
В ) Игра «Один – много» (мяч)
- Измените слово так, чтобы не было сомнений в правильном написании бувы.
Слова: год, плот, загадка, ветка, ягодка, след, сосед, утка, нотка, походка, бородка, монетка.
Г) Работа по карточкам (в тетрадях)
- Прочтите задание. Что необходимо сделать? (записать слова правильно, подобрать проверочные слова, подчеркнуть буквы занятия).Взаимопроверка.
пира[т] сала[т] ме[т]
обе[n] селе[т]ка сосе[т]ка и т.д.
6. Зрительная гимнастика (шарики Су-Джок)
- Сейчас отдохнем, восстановим свои силы и дальше в путь.
Ловко мячиком играем Вправо, влево повожу,
Все движенья повторяем. Глазками за ним слежу.
Вверху мячик подержу, Глазки сильно закрываю
На него я погляжу. Мяч за спину убираю
Мячик ниже опускаю, Вновь глаза я открываю
Его взором провожаю, Мяч на место помещаю.
7. – Ребята мы остановились на заключительной станции «Умников и Умниц». Знайка предлагает нам выполнить еще задания.
А) карточка «Составь словосочетания»
- Прочитайте слова первого столбика. Какие буквы пропущены? Теперь слова второго столбика (уч-ся вставляют буквы). Скажите, что обозначают слова 1-го столбика, на какой вопрос отвечают?Слова 2-го столбика?
- Соедините слова из первого столбика со словами из второго так, чтобы получились правильные словосочетания. Взаимопроверка.
|
холо..ный ве…ро
гус…ая …руба
…яжелое ве…ер
ме…ная …рава
мла…шая мело…ия
с…аринная сес…ра
б) Работа на уровне предложения (предложения в нарушенной последовательности)
- Составьте из предложенных слов предложения (работа в парах)
У, дом, в, деревне, дедушки.
Около, красивый, деревни, пруд.
Летом, Тема, был, дедушки, у.
- Прочитайте, что у вас получилось. Запишите свое предложение в тетрадь и выделите буквы занятия.
- Предложения, связанные по смыслу образуют что? (рассказ).
Давайте попробуем поставить наши предложения в правильном порядке. Чтобы получился рассказ (устно)
- Придумайте предложение нашему рассказу. (В пруду было много рыбы. Тема ходил сам ловить рыбу. Он любил отдыхать летом в деревне.)
- Как можно озаглавить наш рассказ? (Отдых в деревне.)
III. Итог. Рефлексия.
– Ребята наше путешествие заканчивается. Расскажите Знайке о своем настроении, о путешествии, подведите итоги. Я хочу, чтобы вы все встали и продолжили высказывание. (на доске: Сегодня на занятии:
Мы учились…
Я узнал…
Я повторил…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
- Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать Знайка: «Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рад, что вы справились со всеми заданиями, поэтому вы заслужили ордена «Умников» и «Умниц».
Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (вручаются ордена)
|
Тема: В гостях у Золушки. Дифференциация Л – Р.
(1 класс)
Цели: 1 коррекционно–образовательные:
- закрепление навыка правильного произношения звуков л-л’, р-р’ и умения дифференцировать данные звуки в речи;
- закрепление навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов;
- закрепление зрительного образа букв Л и Р;
- формирование: грамматического строя речи (умения составлять предложения с предлогами);
- расширять и активизировать словарь учащихся по темам «Продукты», «Овощи», «Фрукты», «Посуда»;
2 коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
-развивать речеслуховую, зрительную память, внимание, мышление, зрительно-пространственную ориентацию;
- развивать правильное речевое дыхание, мелкую моторику
3 коррекционно-воспитательные:
- воспитание у детей нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.
Оборудование: картинки с изображением Золушки, тыквы, кареты, мышей, лошадей, крысы, кучера, письмо от Волшебницы, волшебная палочка; таблица-схема для выполнения дыхательной гимнастики; картинки с изображением продуктов, карточки-задания, пособие «Яблоня», «звуковые» квадраты; картинки с изображениями посуды (изображения «наложены» друг на друга); фасоль.
Ход занятия:
I Оргмомент.
1) Психогимнастика:
Логопед: Ребята, добрый день! Сегодня чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы здоровы!
Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните еще раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте еще раз улыбнемся и начнем наше занятие.
2) Массаж
Логопед: Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.
Как обычно мы это делаем?
(растираем до горяча ладошки, щипаем до красна ушки, несколько раз зажмуриваем глаза, проводим массаж шести основных точек: 1 – область третьего глаза, 2 – ямка между подбородком и губой, 3 – снаружи от крыльев носа, 4 – область нижнечелюстного сустава - ближе к уху).
II Основная часть.
1)Введение в тему занятия
Логопед: Ребята, как вы думаете, что это такое?
(Pассматриваем свиток с печатью, затем разворачиваем его).
Правильно, это письмо. Давайте его прочитаем:
«Дорогие ребята!
Сегодня в Сказочном Королевстве состоится праздничный бал, на который приглашены все жители. Только Золушка не может поехать на бал, ведь злая мачеха приказала ей сделать столько работы, что и за неделю не справиться. Самое неприятное в том, что я заболела, и не смогу, как обычно, помочь Золушке. Поэтому обращаюсь к вам, дорогие друзья!
Помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал!»
Логопед: Кто же написал это письмо?
Подпись немного размыло от снега - ничего не разберу! Ребята, может быть вы сможете прочитать? (уч-ся читают).
(Волшебница слово состоит из букв с недописанными элементами).
Логопед: Верно, это письмо от Волшебницы!
Ребята, поможем Золушке?
Но как же нам попасть в Сказочное Королевство, где живет Золушка?
(уч-ся предлагают различные варианты).
Посмотрите, что я обнаружила! Волшебница привязала к письму волшебную палочку. Она-то нам и поможет!
После того, как я взмахну волшебной палочкой, закройте глаза
(уч-ся закрывают глаза).
Логопед: Вот мы и в Сказочном Королевстве!
Кого вы видите? ( Золушку ).
Почему она такая печальная?
(Золушка уже не надеется попасть на бал, ведь у нее много работы!)
Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы Золушка все-таки успела на бал? (Поможем выполнить работу, которую приказала сделать мачеха).
Логопед: А что еще мы должны сделать?
Ведь Волшебница не зря нам прислала волшебную палочку!
Вспомните, какие превращения совершала Волшебница в сказке?
Нам необходимо превратить тыкву (в карету), мышей (в лошадей), крысу (в кучера), а старое платьице и деревянные башмаки Золушки в прекрасное бальное платье и хрустальные туфельки.
Запомните, чтобы чудо все-таки произошло, работу нужно выполнять быстро и правильно!
А сейчас, чтобы Золушка не грустила, подарите ей хорошие, приятные слова.
Кто скажет, какая Золушка?
(л асковая, ми л ая, забот л ивая, т р удо л юбивая, к р асивая, п р е л естная, п р иветливая, ск р омная, те р пе л ивая, доб р ая)
Логопед: Какие звуки встречаются чаще всего в словах, которые вы подарили Золушке?
(звуки л-л’, р-р’).
Сформулируйте тему занятия.